Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

 

      Приложение 1

     Анкета  – тест  «Педагогический  стиль в семье»

     1. Возвращаясь с работы, вы хотите  почитать газету, а ваш сын  в это время слушает   музыку.

     А.  Выключи сейчас же! 

     Б.  Выключи! Уменя голова разламывается. Ты ведь видишь, что я собираюсь  читать.

     В.  Давай договоримся: я буду читать примерно час, а ты выключишь музыку. Потом можешь слушать.

     2.  Ваш сын долго не стригся.  Это вас огорчает. Вы пытаетесь на него воздействовать.

     А. Сейчас же отправляйся в парикмахерскую! Мне не нужен дома клоун!

     Б. Как тебе не стыдно ходить в таком  виде, ведь на тебя уже оглядываются! Вот тебе деньги, пойди подстригись.

     В. Сыну ничего о прическе не говорите, но с женой/мужем время от времени упоминаете, что мода на длинные волосы прошла.

     3.  Вы просите сына срочно отправиться  из дому по какому-то делу  и получаете отказ. Вы догадываетесь,  что у него  встреча с друзьями.

     А.  Меня не касаются твои дела. Сейчас же отправляйся и сделай то, о чем я прошу.

     Б.  Ты все-таки должен это сделать. Надо и мне помочь.

     В.  Вы стараетесь выбрать компромиссные  варианты – например, чтобы поручение   было выполнено до и после встречи.

     4.   Отец  застает сына с сигаретой  (он и сам курит).

     А.  Как, ты куришь? В твоем возрасте? Сейчас же брось эту гадость!

     Б.  Если курить в твоем возрасте, то что будет потом?

     В.  Очень плохо, что привыкаешь к  табаку. Если я в молодости сделал такую глупость, это не значит, что  и тебе стоит курить.

     5.   Сын просит денег на дорогую вещь.

     А.  В таком возрасте? Ишь,  чего захотел?

     Б.  Ты всегда просишь дорогие вещи, а откуда я деньги возьму? Проходи  в старом.

     В.  У меня сейчас нет денег. Вот получу премию, поговорим.

     6.   Сын должен вымыть посуду, но  вместо этого смотрит телевизор.

     А.  Сейчас же вымой!

     Б.  Мать больна, а ты даже посуду не вымоешь!

     В.  Не забудь после телевизора вымыть посуду. Это неприятно, но ничего не поделаешь, приходится!

     А теперь поставьте себе диагноз.

     Если  в «анамнезе» большинство А-ответов – значит, вы слишком категоричны. Другом ребенка вас не назовешь.

     Если  преобладают Б-ответы, то вы не очень-то последовательны в своем отношении  к сыну, но в целом преобладает  роль советчика.

     Обилие  В-ответов показывает, что вы требуете от ребенка слишком малого.

     Наилучший вариант, если сочетаются Б- и В-ответы с преобладанием второго. Это  означает, что вы стремитесь сохранить  не только авторитет, но и дружбу с  сыном.   

     Приложение 2

     Пример  теста родительского отношения 

     Родительское  отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

     61 вопрос опросника составляет  пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

     1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

     2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

     3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

     4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

     5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

      Текст опросника 

     Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или  несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

     1. Я всегда сочувствую своему  ребенку. 

     2. Я считаю своим долгом знать  все, о чем думает мой ребенок. 

     3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы. 

     4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

     5. Я испытываю к ребенку чувство  симпатии.

     6. Я уважаю своего ребенка. 

     7. Хорошие родители ограждают ребенка  от трудностей жизни. 

     8. Мой ребенок часто мне неприятен. 

     9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

     10. Бывают случаи, когда недоброе  отношение к ребенку приносит ему пользу.

     11. По отношению к своему ребенку  я испытываю досаду.

     12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни. 

     13. Мне кажется, что другие дети  потешаются над моим ребенком.

     14. Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые заслуживают осуждения.

     15. Мой ребенок отстает в психологическом  развитии и для своего возраста  выглядит недостаточно развитым.

     16. Мой ребенок специально ведет  себя плохо, чтобы досадить мне.

     17. Мой ребенок, как губка, впитывает  в себя все самое плохое.

     18. При всем старании моего ребенка  трудно научить хорошим манерам.

     19. Ребенка с детства следует  держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

     20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

     21. Я всегда принимаю участие  в играх и делах ребенка. 

     22. К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

     23. Мой ребенок не добьется успехов  в жизни. 

     24. Когда в компании говорят о  детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

     25. Я жалею своего ребенка. 

     26. Когда я сравниваю своего ребенка  со сверстниками, то они кажутся  мне воспитаннее и разумнее, чем  мой ребенок. 

     27. Я с удовольствием провожу  с ребенком свое свободное время.

     28. Я часто жалею о том, что  мой ребенок взрослеет, и с  нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

     29. Я часто ловлю себя на том,  что с неприязнью и враждебно  отношусь к ребенку. 

     30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

     31. Родители должны не только  требовать от ребенка, но и  сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

     32. Я стараюсь выполнять все просьбы  и пожелания моего ребенка.

     33. При принятии решений в семье  следует учитывать мнение ребенка.

     34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка. 

     35. Я часто признаю, что в своих  требованиях и претензиях ребенок  по-своему прав.

     36. Дети рано узнают о том, что  родители могут ошибаться.

     37. Я всегда считаюсь с ребенком.

     38. Я испытываю дружеские чувства  по отношению к ребенку. 

     39. Основная причина капризов моего  ребенка — это эгоизм, лень  и упрямство. 

     40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

     41. Самое главное — чтобы у  ребенка было спокойное, беззаботное детство.

     42. Иногда мне кажется, что мой  ребенок не способен ни на  что хорошее. 

     43. Я разделяю увлечения моего  ребенка. 

     44. Мой ребенок кого угодно может  вывести из себя.

     45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

     46. Мой ребенок часто меня раздражает.

     47. Воспитание ребенка — это сплошная  нервотрепка. 

     48. Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

     49. Я не доверяю своему ребенку. 

     50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.  
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

     52. В моем ребенке больше недостатков,  чем достоинств.

     53. Мне близки интересы моего  ребенка, я их разделяю.

     54. Мой ребенок не в состоянии  сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

     55. Мой ребенок вырастет не приспособленным  к жизни. 

     56. Мой ребенок нравится мне таким,  какой он есть.

     57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребенка. 

     58. Я восхищаюсь своим ребенком.

     59. Ребенок не должен иметь секретов  от родителей. 

     60. Я невысокого мнения о способностях  моего ребенка и не скрываю  этого от него.

     61. Ребенок должен дружить с теми  детьми, которые нравятся его родителям.

     Обработка и оценка результатов

     Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные  с данным видом.

     Принятие  — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

     Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

     Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

     Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

     Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

     За  каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи