Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение
Приложение 1
Анкета – тест «Педагогический стиль в семье»
1. Возвращаясь с работы, вы хотите почитать газету, а ваш сын в это время слушает музыку.
А. Выключи сейчас же!
Б. Выключи! Уменя голова разламывается. Ты ведь видишь, что я собираюсь читать.
В. Давай договоримся: я буду читать примерно час, а ты выключишь музыку. Потом можешь слушать.
2. Ваш сын долго не стригся. Это вас огорчает. Вы пытаетесь на него воздействовать.
А. Сейчас же отправляйся в парикмахерскую! Мне не нужен дома клоун!
Б. Как тебе не стыдно ходить в таком виде, ведь на тебя уже оглядываются! Вот тебе деньги, пойди подстригись.
В. Сыну ничего о прическе не говорите, но с женой/мужем время от времени упоминаете, что мода на длинные волосы прошла.
3.
Вы просите сына срочно
А. Меня не касаются твои дела. Сейчас же отправляйся и сделай то, о чем я прошу.
Б. Ты все-таки должен это сделать. Надо и мне помочь.
В. Вы стараетесь выбрать компромиссные варианты – например, чтобы поручение было выполнено до и после встречи.
4. Отец застает сына с сигаретой (он и сам курит).
А. Как, ты куришь? В твоем возрасте? Сейчас же брось эту гадость!
Б. Если курить в твоем возрасте, то что будет потом?
В. Очень плохо, что привыкаешь к табаку. Если я в молодости сделал такую глупость, это не значит, что и тебе стоит курить.
5. Сын просит денег на дорогую вещь.
А. В таком возрасте? Ишь, чего захотел?
Б. Ты всегда просишь дорогие вещи, а откуда я деньги возьму? Проходи в старом.
В. У меня сейчас нет денег. Вот получу премию, поговорим.
6. Сын должен вымыть посуду, но вместо этого смотрит телевизор.
А. Сейчас же вымой!
Б. Мать больна, а ты даже посуду не вымоешь!
В. Не забудь после телевизора вымыть посуду. Это неприятно, но ничего не поделаешь, приходится!
А теперь поставьте себе диагноз.
Если в «анамнезе» большинство А-ответов – значит, вы слишком категоричны. Другом ребенка вас не назовешь.
Если
преобладают Б-ответы, то вы не очень-то
последовательны в своем
Обилие В-ответов показывает, что вы требуете от ребенка слишком малого.
Наилучший
вариант, если сочетаются Б- и В-ответы
с преобладанием второго. Это
означает, что вы стремитесь сохранить
не только авторитет, но и дружбу с
сыном.
Приложение 2
Пример
теста родительского
отношения
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Текст опросника
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.
Я считаю своим долгом знать
все, о чем думает мой ребенок.
3.
Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7.
Хорошие родители ограждают
8.
Мой ребенок часто мне
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12.
Мой ребенок ничего не
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15.
Мой ребенок отстает в
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17.
Мой ребенок, как губка,
18.
При всем старании моего
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23.
Мой ребенок не добьется
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26.
Когда я сравниваю своего
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32.
Я стараюсь выполнять все
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.
Я часто признаю, что в своих
требованиях и претензиях
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39.
Основная причина капризов
40.
Если проводить отпуск с
41.
Самое главное — чтобы у
ребенка было спокойное,
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46.
Мой ребенок часто меня
47.
Воспитание ребенка — это
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50.
За строгое воспитание дети потом
благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего
ребенка.
52.
В моем ребенке больше
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55.
Мой ребенок вырастет не
56.
Мой ребенок нравится мне
57.
Я тщательно слежу за
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59.
Ребенок не должен иметь
60.
Я невысокого мнения о
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи