Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
 

     Согласно  данным, занесенным в итоговую сравнительную  таблицу мы можем отметить положительную  динамику в отношениях родителей  и детей экспериментальных семей. Отмечены повышение уровня понимания родителями детей и детьми родителей, улучшение успеваемости в школе.

     Следовательно, мы с полной уверенностью можем отметить, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, это естественным образом негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка и на успеваемость детей.

     Таким образом, в нашем исследовании выявилась  прямая зависимость отношения ребенка  к родителям от типа его воспитания: отношения ребенка к родителям  определяется отношением родителей к нему.

     В нашем исследовании мы затронули  лишь одну сферу детско-родительских отношений. И, несмотря на то, что изучаемая  нами проблема актуальна и сейчас, это, отнюдь, не единственная проблема, которая требует рассмотрения и  подробного изучения. 

     Выводы  по главе 3 

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

     Главное в воспитании маленького человека –  достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

     Важным  условием нормальных взаимоотношений  в семье между родителями и  детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга. В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

 

Заключение 

     Семье отводится решающая роль в определении  направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных  отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются  основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. В настоящее время психологическая наука обладает данными о тех психологических параметрах семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных качеств в данной среде (А.А. Бодалев, А.И. Захаров, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, В.В. Столин).

     Большой вклад в понимание проблемы отношений  внесли известные отечественные  психологи В.Н. Мясищев (1960, 1970), Б.Г. Ананьев (1968, 1980), И.Н. Обозов (1979). В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности: система общественных отношений, в которую оказывается включенным человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности (1960).

     Рассматривая  проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев  показал важность категории общения  среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья. Неполноценные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии.

     Исследования  психологов свидетельствуют о том, что безразличие родителей в  силу нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремления ребенка к общению, депривации различного типа (неполноценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, лишение родительского попечения, развод родителей) неизбежно негативно отражаются на личности ребенка (ЗахаровА.И., В.Н. Мясищев, Славина Л.С.; Спиваковская А.С., Э.Г. Эйдемиллер, У. Роджерс).

     Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения  к нему. Типы родительского отношения  в отечественной (В.И. Гарбузов, А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер) и зарубежной (S. Brody, В. Suran, J. Rizzo, E.S. Schaefer, R.A. Bell, A. Roc, M. Siegelman) литературе рассматривались в двух направлениях - клиническом и аналитическом. В рамках обоих направлений выделялось три элемента родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Авторами были выделены типы неправильного воспитания, способствующие развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. Нами выделены факторы, влияющие на формирование типа родительского отношения: личностные особенности родителей, клинико-психологические особенности ребенка, особенности межличностных отношений в семье.

     С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

     А.В. Петровский определяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование  на основе невмешательства, сотрудничество.

     Гарбузов  В.И.  отмечает несколько стилей неправильного  воспитания: неприятие, сверхсоциализция, тревожно-мнительный, эгоцентрический.

     Каждый  из родителей видит в детях  свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

     Первая  задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы  основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

     Вторая  задача - сделать так, чтобы ребенок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него.

     Дети  быстро «схватывают» сказанное и  довольно легко маневрируют между  родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

     Родители, принимая решение, должны на первое место  ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

     В общении у взрослых и детей  вырабатываются принципы общения:

     1) Принятие ребенка, т.е. ребенок  принимается таким, какой он  есть.

     2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый  смотрит глазами ребенка на  проблемы, принимает его позицию. 

     3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное  отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

     Результаты  исследования ученых психологов и педагогов  позволяют сделать следующие  выводы:

     1.при  авторитарном стиле воспитания  ребенок испытывает конфликтность  и враждебность в семейной  ситуации, у него преобладают  страхи смерти, одиночества, замкнутого пространства, темноты и глубины;

     2.при  гипоопекаемом стиле он испытывает  повышенную тревожность и у  него заострены страхи нападения,  животных и высоты;

     3.стиль  воспитания по типу отвержения  приводит к развитию чувства неполноценности в семейной ситуации и развитию целого набора устойчивых страхов: смерти, снов, сказочных персонажей, боли и стихии.

     Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить различные факторы, как-то: стремление ребенка к независимости  и самостоятельности, излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни детей и равнодушное отношение к их проблемам в других сферах жизни, расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь – разные системы ценностей.

     Мы  проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы  отношений между родителями и детьми младшего школьного возраста, Рассмотрели основные понятия, исследуемые в нашей работе: влияние родителей на процесс воспитания ребенка, психологические      механизмы     восприятия ребенком родителей, выявить ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании ребенка, рассмотреть взаимосвязь между стилями воспитания и отношениями ребенка и родителей. После  чего нами было проведено диагностическое обследование отношений детей и родителей, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

     Были  получены результаты, доказывающие, что  отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Мы  можем  предположить,  что на психологическое  восприятие ребенка     родителей значительное влияние оказывает стиль семейного воспитания, а также особенности отношения самих родителей к детям. Так же мы посчитали, что проблемы в отношениях детей и родителей негативно сказываются и на успеваемость детей, что является подтверждением выдвинутого в начале исследования предположения.

     Таким образом, нами была достигнута первоначальная цель выполнены поставленные в исследовании задачи.

Список  литературы 

    1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие  для студ. вузов.- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.-672 с.
    2. Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.188 с.
    3. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред.Р.В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999, 358 с.
    4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
    5. Гарбузов В.И. "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1999, 96 с. - (Библиотека журнала "Вопросы психологии")
    6. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985г. – № 4
    7. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993г,564 с.
    8. Дезадаптация первоклассников, причины, показатели и формы проявления // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. Мат. научн.-практ. конф / Отв. ред. Н.П.Фетискин, В.В. Чекмарёв. Кострома: КГПУ, 1998. Т. 2. С.37 - 40.
    9. Детско - родительские отношения как фактор адаптационных возможностей первоклассников // Психотехнологии в образовательном процессе. Материалы межр. научн.-практ. конф. Кострома, 1999.Т. 2. С. 31-32.
    10. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат. межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. -М.- Кострома, 2001.С.355-358.
    11. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.
    12. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. – 1997г. - N 2
    13. К вопросу о влиянии детско - родительских отношений на школьную адаптацию первоклассников и формирование у них стратегий копинг - поведения // Иновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. Мат. межд. науч.- прак. конф. Кострома - М., 2000.Т. 2. С. 28-30.
    14. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.-М., 1999, 295 с.
    15. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для педагогов, 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г, 168 с.
    16. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г., 264 с.
    17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
    18. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г, 134 с.
    19. Организация взаимодействия с детьми в кризисный период 7 лет.-Новосибирск: «Логос», 2004г, 22 с.
    20. Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Сост. Г.А. Урунтаева. -2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. -408с.; 22см. -(Педагогическое образование).
    21. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
    22. Столяренко, Людмила Дмитриевна. Психология и педагогика для технических вузов: учебник/Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. -2-е изд., доп. и  перераб. - Ростов- на/ Д: Феникс, 2004. -511с.; 21см. -(Высшее образование).
    23. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Педагогика, 1987. - 271 с.
    24. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие/В.Б. Успенский, А.П. Чернявский. -М.: Владос, 2003. -174с
    25. Хоментаускас В. Семья глазами ребенка. – М.:Просвещение., 1989. – С.32-41.
    26. .Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. Издательство: Академический проект; Фонд "Мир".2005г

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи