Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Более подробно описание данной методики представлено в приложении.
В результате данного опроса нами были получены результаты, которые мы занесли в таблицу № 2.
Таким образом, нами было проведено диагностическое исследование детско-родительских отношений в семьях, различных по социальному статусу и имеющих разное представление о воспитании ребенка.
Нами
были получены определенные результаты,
которые были занесены в таблицы
и анализ которых будет приведен ниже.
Таблица №2
Результаты
диагностики детско-
№ | Имя супругов | Возраст | Дети | Принятие — отвержение ребенка/баллы | Кооперация
/баллы |
Симбиоз/
баллы |
Контроль/
баллы |
Отношение к неудачам ребенка/баллы |
1. | Дмитрий П., Ирина П. | 36 и 35 | Дочь (8 лет) - Юлия | 23 | 7 | 1 | 7 | 1 |
2. | Олег М., Нина М. | 34 и 30 | Сын (8 лет) - Максим | 25 | 6 | 2 | 7 | 2 |
3. | Сергей Р., Елена Р. | 28 и 25 | Дочь(8 лет) - Ирина | 28 | 8 | 6 | 2 | 1 |
4. | Роман Ж., Зоя Ж. | 28 и 26 | Сын(7 лет) - Андрей | 26 | 8 | 6 | 1 | 1 |
5. | Андрей Ч., Людмила Ч. | 37 и 34 | Сын(8 лет) - Олег | 8 | 2 | 2 | 8 | 6 |
6. | Василий С., Марина С. | 32 и 28 | Дочь(8лет) - Ольга | 6 | 1 | 2 | 7 | 8 |
7. | Михаил П., Ольга П. | 35 и 29 | Сын (7 лет) - Яна | 30 | 6 | 7 | 1 | 5 |
8. | Алексей Р., Светлана Р. | 36 и 37 | Сын(7 лет) - Сергей | 13 | 2 | 6 | 2 | 7 |
9. | Александр Т., Анна Т. | 34 и 28 | Дочь(7 лет) - Арина | 29 | 8 | 7 | 2 | 1 |
10. | Александр К., Светлана К. | 28 и 27 | Дочь (7 лет) - Василиса | 7 | 1 | 2 | 6 | 6 |
11. | Антон Р., Елена Р. | 31 и 29 | Сын (7 лет) - Даниил | 19 | 8 | 6 | 8 | 7 |
12. | Роман Т. , Наталья Т | 36 и 33 | Дочь (8 лет) - Ульяна | 26 | 5 | 7 | 7 | 5 |
13. | Евгений О., Галина О. | 30 и 29 | Сын (7 лет) - Николай | 7 | 1 | 1 | 8 | 8 |
14. | Олег Б., Александра Б. | 28 и 26 | Дочь (7 лет) - Анастасия | 6 | 2 | 2 | 7 | 6 |
15. | Юрий В., Ольга В. | 38 и 30 | Сын (8 лет) - Антон | 23 | 6 | 6 | 2 | 2 |
16. | Геннадий В., Ангелина В. | 29 и 26 | Сын (7 лет) - Алексей | 19 | 6 | 7 | 1 | 1 |
17. | Степан Ц., Ирина Ц. | 29 и 26 | Сын (7 лет) - Виктор | 26 | 7 | 6 | 1 | 1 |
18. | Василий Ф., Евгения Ф. | 36 и 33 | Дочь (8 лет) - Юлиана | 24 | 8 | 6 | 1 | 1 |
19. | Александр Б., Анастасия Б. | 35 и 30 | Сын (8 лет) - Сергий | 31 | 8 | 6 | 2 | 2 |
20. | Евгений Л., Татьяна Л. | 30 и 28 | Сын (8 лет) - Кузьма | 29 | 6 | 7 | 6 | 1 |
21. | Николай С., София С. | 36 и 28 | Сын (7 лет) – Илья | 16 | 6 | 6 | 6 | 6 |
22. | Егор И.. Светлана И. | 35 и 30 | Дочь (8 лет) - Кристина | 7 | 2 | 2 | 5 | 8 |
23. | Леонид Б., Анна Б. | 28 и 25 | Сын (7 лет) - Евгений | 26 | 6 | 6 | 7 | 2 |
24. | Алексей М., Марина М. | 29 и 26 | Дочь (7 лет) – Алина | 23 | 6 | 7 | 6 | 1 |
25. | Станислав Ш., Карина Ш. | 39 и 35 | Дочь (8 лет) - Елизавета | 10 | 1 | 1 | 2 | 6 |
26. | Артур П., Рута П. | 29 и 28 | Сын (8 лет) - Армен | 31 | 5 | 6 | 6 | 2 |
27. | Сергей Р., Елена Р. | 26 и 25 | Дочь (7 лет) – Станислав | 8 | 2 | 2 | 5 | 2 |
28. | Дмитрий Т., Ирина Т | 37 и 33 | Дочь (8 лет) – Елена | 29 | 8 | 6 | 7 | 2 |
29. | Вячеслав Р., Алина С. | 39 и 31 | Дочь (7 лет) - Дарья | 21 | 7 | 7 | 7 | 1 |
30. | Ренат Л., Олеся Л. | 34 и 28 | Сын (7 лет) – Вячеслав | 20 | 6 | 7 | 6 | 1 |
2.2.
Анализ результатов
исследования детско-
Анализируя полученные в ходе беседы с учителем результаты мы смогли определить уровень успешности каждого из учеников класса по трехбалльной шкале – отличник – ученик с высокой продуктивностью и стремлением учиться и получать новые знания. Можно сказать, что это те учащиеся класса, у которых получаются задания с первого-второго раза, не требующие дополнительных разъяснений со стороны учителя. Хорошист – дети также стремящиеся получать знания, но испытывающие дополнительные трудности в усвоении их, возможно после второго и третьего объяснения задания выполняются верно. К троечникам мы во время беседы с педагогом отнесли тех детей, для которых обучение в школе не является интересным и важным. Дети не проявляют желания учиться, соответственно, обучение ведется «спустя рукава», часто домашние задания не выполняются и успеваемость низкая. Хочется отметить, что эти данные нами были получены со слов учителя класса.
При
более детальном анализе
В результате диагностики по тесту на выявление родительских отношений мы имели возможность определить отношение родителей к детям, что оценивалось по 5 шкалам – принятие или отверждение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль и отношение к неудачам ребенка. В результате мы выяснили, что в группе из 30 человек положительное отношение к ребенку отмечается у 22 обследуемых. Взрослые в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.
Проявление искреннего интереса к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных (о чем свидетельствуют данные по шкале кооперация) – 19 семей.
Высокие баллы по школе симбиоз, что указывает на то, что взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей были получены 20 родителями.
Авторитарность в отношениях с ребенком, навязывание своей точки зрения и требование безоговорочного подчинения от ребенка выявилась у 10 родителей. Из 30 родителей 12 взрослых считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.
Сводная таблица по результатам проведенного обследования согласно опросу-беседе родителей и учителей поможет нам наглядно рассмотреть выявленную взаимосвязь между успешностью обучения детей и отношением родителей к ребенку.
Отношение родителей к ребенку разделим на 2 уровня – 1 уровень - высокий – 16 семей, где родители занимаются воспитанием своих детей, знают их проблемы. И 2 уровень – низкий – родители в силу различных причин мало интересуются делами ребенка, на многие вопросы из анкеты ответить не смогли: 2.1 -7 семей с низким материальным достатком, 2.2 – 7 семей с высокой занятостью родителей на работе, во многих семьях воспитанием ребенка занимается няня.
Сводная
таблица по результатам
проведенного исследования
№ | Имя супругов | Возраст | Дети | Уровень успешности обучения | Отношение родителей к ребенку |
1. | Дмитрий П., Ирина П. | 36 и 35 | Дочь (8 лет) - Юлия | Хорошист | 1 |
2. | Олег М., Нина М. | 34 и 30 | Сын (8 лет) - Максим | Отличник | 1 |
3. | Сергей Р., Елена Р. | 28 и 25 | Дочь(8 лет) - Ирина | Отличник | 1 |
4. | Роман Ж., Зоя Ж. | 28 и 26 | Сын(7 лет) - Андрей | Хорошист | 2.1 |
5. | Андрей Ч., Людмила Ч. | 37 и 34 | Сын(8 лет) - Олег | Троечник | 2.2 |
6. | Василий С., Марина С. | 32 и 28 | Дочь(8лет) - Ольга | Троечник | 2.1 |
7. | Михаил П., Ольга П. | 35 и 29 | Сын (7 лет) - Яна | Хорошист | 2.2 |
8. | Алексей Р., Светлана Р. | 36 и 37 | Сын(7 лет) - Сергей | Троечник | 2.2 |
9. | Александр Т., Анна Т. | 34 и 28 | Дочь(7 лет) - Арина | Хорошист | 2.1 |
10. | Александр К., Светлана К. | 28 и 27 | Дочь (7 лет) – Василиса | Троечник | 1 |
11. | Антон Р., Елена Р. | 31 и 29 | Сын (7 лет) - Даниил | Хорошист | 1 |
12. | Роман Т. , Наталья Т | 36 и 33 | Дочь (8 лет) - Ульяна | Хорошист | 1 |
13. | Евгений О., Галина О. | 30 и 29 | Сын (7 лет) - Николай | Троечник | 2.1 |
14. | Олег Б., Александра Б. | 28 и 26 | Дочь (7 лет) - Анастасия | Троечник | 2.1 |
15. | Юрий В., Ольга В. | 38 и 30 | Сын (8 лет) - Антон | Отличник | 2.1 |
16. | Геннадий В., Ангелина В. | 29 и 26 | Сын (7 лет) - Алексей | Троечник | 2.1 |
17. | Степан Ц., Ирина Ц. | 29 и 26 | Сын (7 лет) - Виктор | Хорошист | 1 |
18. | Василий Ф., Евгения Ф. | 36 и 33 | Дочь (8 лет) - Юлиана | Хорошист | 1 |
19. | Александр Б., Анастасия Б. | 35 и 30 | Сын (8 лет) - Сергий | Хорошист | 2.2 |
20. | Евгений Л., Татьяна Л. | 30 и 28 | Сын (8 лет) - Кузьма | Хорошист | 2.2 |
21. | Николай С., София С. | 36 и 28 | Сын (7 лет) – Илья | Хорошист | 1 |
22. | Егор И.. Светлана И. | 35 и 30 | Дочь (8 лет) - Кристина | Троечник | 2.2 |
23. | Леонид Б., Анна Б. | 28 и 25 | Сын (7 лет) - Евгений | Хорошист | 1 |
24. | Алексей М., Марина М. | 29 и 26 | Дочь (7 лет) – Алина | Хорошист | 1 |
25. | Станислав Ш., Карина Ш. | 39 и 35 | Дочь (8 лет) - Елизавета | Троечник | 2.2 |
26. | Артур П., Рута П. | 29 и 28 | Сын (8 лет) - Армен | Отличник | 1 |
27. | Сергей Р., Елена Р. | 26 и 25 | Дочь (7 лет) – Станислав | Троечник | 2.1 |
28. | Дмитрий Т., Ирина Т | 37 и 33 | Дочь (8 лет) – Елена | Хорошист | 1 |
29. | Вячеслав Р., Алина С. | 39 и 31 | Дочь (7 лет) - Дарья | Хорошист | 1 |
30. | Ренат Л., Олеся Л. | 34 и 28 | Сын (7 лет) – Вячеслав | Хорошист | 1 |
Теперь мы более наглядно видим, что в семьях с низким уровнем отношения родителей к ребенку (2.1 и 2.2) успеваемость детей слабая – троечники и несколько хорошистов (следует отметить, что в данной категории детей хорошисты в тех семьях, где родители имеют отношение к сфере образования), из 30 участников эксперимента к данной группе можно отнести 15 человек. В то время как в семьях с позитивным отношением родителей к школьнику (15 семей) дети с высокой успеваемостью – отличники и хорошисты.
Хочется отметить, что в семьях с позитивным отношение м к ребенку по тесту детско-родительских отношений получены высокие показатели по шкалам принятие ребенка, кооперация и симбиоз и низкие показатели по шкалам контроль и отношение к неудачам. Это свидетельствует о том, что детей любят, принимают такими какие они есть на самом деле, в меру контролируют и не признают авторитарности и насилия при воспитании.
В результате проведенного исследования по методике «Кинетически рисунок семьи» мы получили результаты, указывающие, что наиболее значимой фигурой в семье для испытуемых стала мать (только 11% детей уменьшили состав семьи за счет изображения матери, за счет отца – 23%). Мама является более желаемым партнеров для эмоционального общения (53% исследуемых детей).
Оценивая эмоциональный статус матери, 32% исследуемых детей считали ее счастливой. Общение с отцом для многих младших школьников менее значимо. Чем с матерью. Об этом свидетельствует то, что на 23% рисунков отцы исключены из структуры семьи, 10% детей полагали, что отец несчастен и негативно оценивали положение отца в семье.
Оценка эмоционального статуса родителей в целом. Осуществлялась в положительной модальности. Процент детей, на рисунках которых отсутствовали родители невысок – 4%.
Таким образом, проведя данное исследование, опрос - анкетирование экспериментальной группы родителей и на основании беседы с учителем, а так же опираясь на проведенное исследование по методике «Кинетический рисунок семьи» мы выявили, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Существует взаимосвязь между отношением родителей к ребенку и уровнем его успеваемости в школе, его успешностью обучения.
Мы
пришли к выводу, что проведение
программы по коррекции детско-родительских
отношений и работы с родителями по формированию
правильных отношений с ребенком младшего
школьного возраста будет полезна и детям
и родителям.
Выводы
по главе 2
На
основе анализа психолого-
На основе полученных данных нами был проведен опрос и анкетирование, в ходе которых выяснили, что в экспериментальной группе из 30 семейных пар у 16 семей отношения между ребенком и родителями можно назвать «нормальными». В это понятие мы включаем следующие критерии: участие родителей в жизни детей, проявление интереса к школьной и внеучебной деятельности школьника, внимания и любви к ребенку.
В остальных 14 семьях отмечаются различные проблемы, нарушения и конфликты между родителями и детьми, что является следствием различных причин. Многие родители данной группы считают своих детей слишком маленькими для того, чтобы считаться с их мнением. Родители не знакомы с такими понятиями, как кризисы в развитии ребенка, с тем, как же правильно необходимо воспитывать и относиться к своим детям, чтобы избежать неприятных ситуаций и конфликтов, капризов ребенка.
Данные, полученные в результате беседы с родителями и определили необходимость подбора методики по формированию правильных отношений родителей и детей младшего школьного возраста. Так же нами была подобрана тренинговая программа по коррекции детско-родительских отношений, которая включает в себя 13 занятий по развитию позитивного отношения родителей и детей, понимания и сплоченности в семье.
На
основе анализа результатов
1.
В ходе исследования получен
и систематизирован большой
2.
Большая часть детей,
Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи