Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

     5. Отношение к неудачам  ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

     Более подробно описание данной методики представлено в приложении.

     В результате данного опроса нами были получены результаты, которые мы занесли  в таблицу № 2.

     Таким образом, нами было проведено диагностическое исследование детско-родительских отношений в семьях, различных по социальному статусу и имеющих разное представление о воспитании ребенка.

     Нами  были получены определенные результаты, которые были занесены в таблицы  и анализ которых будет приведен ниже. 

 

     

     Таблица №2

Результаты  диагностики детско-родительских отношений

Имя супругов Возраст Дети Принятие  — отвержение ребенка/баллы Кооперация

/баллы

Симбиоз/

баллы

Контроль/

баллы

Отношение к неудачам ребенка/баллы
1. Дмитрий П., Ирина П. 36 и 35 Дочь (8 лет) - Юлия 23 7 1 7 1
2. Олег М., Нина М. 34 и 30 Сын (8 лет) - Максим 25 6 2 7 2
3. Сергей Р., Елена  Р. 28 и 25 Дочь(8 лет) - Ирина 28 8 6 2 1
4. Роман Ж., Зоя  Ж. 28 и 26 Сын(7 лет) - Андрей 26 8 6 1 1
5. Андрей Ч., Людмила  Ч. 37 и 34 Сын(8 лет) - Олег 8 2 2 8 6
6. Василий С., Марина С. 32 и 28 Дочь(8лет) - Ольга 6 1 2 7 8
7. Михаил П., Ольга  П. 35 и 29 Сын (7 лет) - Яна 30 6 7 1 5
8. Алексей Р., Светлана Р. 36 и 37 Сын(7 лет) - Сергей 13 2 6 2 7
9. Александр Т., Анна Т. 34 и 28 Дочь(7 лет) - Арина 29 8 7 2 1
10. Александр К., Светлана К. 28 и 27 Дочь (7 лет) - Василиса 7 1 2 6 6
11. Антон Р., Елена  Р. 31 и 29 Сын (7 лет) - Даниил 19 8 6 8 7
12. Роман Т. , Наталья  Т 36 и 33 Дочь (8 лет) - Ульяна 26 5 7 7 5
13. Евгений О., Галина О. 30 и 29 Сын (7 лет) - Николай 7 1 1 8 8
14. Олег Б., Александра Б. 28 и 26 Дочь (7 лет) - Анастасия 6 2 2 7 6
15. Юрий В., Ольга  В. 38 и 30 Сын (8 лет) - Антон 23 6 6 2 2
16. Геннадий В., Ангелина В. 29 и 26 Сын (7 лет) - Алексей 19 6 7 1 1
17. Степан Ц., Ирина  Ц. 29 и 26 Сын (7 лет) - Виктор 26 7 6 1 1
18. Василий Ф., Евгения  Ф. 36 и 33 Дочь (8 лет) - Юлиана 24 8 6 1 1
19. Александр Б., Анастасия  Б. 35 и 30 Сын (8 лет) - Сергий 31 8 6 2 2
20. Евгений Л., Татьяна  Л. 30 и 28 Сын (8 лет) - Кузьма 29 6 7 6 1
21. Николай С., София  С. 36 и  28 Сын (7 лет) –  Илья 16 6 6 6 6
22. Егор И.. Светлана И. 35 и 30 Дочь (8 лет) - Кристина 7 2 2 5 8
23. Леонид Б., Анна Б. 28 и 25 Сын (7 лет) - Евгений 26 6 6 7 2
24. Алексей М., Марина М. 29 и 26 Дочь (7 лет) – Алина 23 6 7 6 1
25. Станислав Ш., Карина Ш. 39 и 35 Дочь (8 лет) - Елизавета 10 1 1 2 6
26. Артур П., Рута П. 29 и 28 Сын (8 лет) - Армен 31 5 6 6 2
27. Сергей Р., Елена  Р. 26 и 25 Дочь (7 лет) –  Станислав 8 2 2 5 2
28. Дмитрий Т., Ирина  Т 37 и 33 Дочь (8 лет) –  Елена 29 8 6 7 2
29. Вячеслав Р., Алина С. 39 и 31 Дочь (7 лет) - Дарья 21 7 7 7 1
30. Ренат Л., Олеся  Л. 34 и 28 Сын (7 лет) –  Вячеслав 20 6 7 6 1

 

2.2. Анализ результатов  исследования детско-родительских  отношений 

      Анализируя  полученные в ходе беседы с учителем результаты мы смогли определить уровень успешности каждого из учеников класса по трехбалльной шкале – отличник – ученик с высокой продуктивностью и стремлением учиться и получать новые знания. Можно сказать, что это те учащиеся класса, у которых получаются задания с первого-второго раза, не требующие дополнительных разъяснений со стороны учителя. Хорошист – дети также стремящиеся получать знания, но испытывающие дополнительные трудности в усвоении их, возможно после второго и  третьего объяснения задания выполняются верно. К троечникам мы во время беседы с педагогом отнесли тех детей, для которых обучение в школе не является интересным и важным. Дети не проявляют желания учиться, соответственно, обучение ведется «спустя рукава», часто домашние задания не выполняются и успеваемость низкая.  Хочется отметить, что эти данные нами были получены со слов учителя класса.

     При более детальном анализе результатов  исследования можно проследить некую  взаимосвязь между  отношением родителей  к детям (согласно результатам опроса-беседы с родителями) и успешностью обучения детей в школе. Можем сказать, что в тех семьях, где отношение к ребенку недостаточно позитивно, родители, по определенным причинам, практически не знают своих детей и мало интересуются их делами в школе и вне обучения успеваемость ребенка невысока. В то время, как в остальных семьях со средним достатком и где родители находят время на занятия и общение со своим ребенком дети отличники и хорошисты.

     В результате диагностики по тесту на выявление родительских отношений мы имели возможность определить отношение родителей к детям, что оценивалось по 5 шкалам – принятие или отверждение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль и отношение к неудачам ребенка. В результате мы выяснили, что в группе из 30 человек положительное отношение к ребенку отмечается у 22 обследуемых. Взрослые в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

     Проявление искреннего интереса к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных (о чем свидетельствуют данные по шкале кооперация) – 19 семей.

     Высокие баллы по школе симбиоз, что указывает  на то, что взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей были получены 20 родителями.

     Авторитарность  в отношениях с ребенком, навязывание  своей точки зрения и требование безоговорочного подчинения от ребенка  выявилась у 10 родителей. Из 30 родителей 12 взрослых считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

     Сводная таблица по результатам проведенного обследования согласно опросу-беседе родителей и учителей поможет нам наглядно рассмотреть выявленную взаимосвязь между успешностью обучения детей и отношением родителей к ребенку.

     Отношение родителей к ребенку разделим на 2 уровня  – 1 уровень - высокий  – 16 семей, где родители занимаются воспитанием своих детей, знают их проблемы. И 2 уровень – низкий – родители в силу различных причин мало интересуются делами ребенка, на многие вопросы из анкеты ответить не смогли: 2.1 -7 семей с низким материальным достатком, 2.2 – 7 семей с высокой занятостью родителей на работе, во многих семьях воспитанием ребенка занимается няня.

 

     

Таблица №3

     Сводная таблица по результатам  проведенного исследования 

Имя супругов Возраст Дети Уровень успешности обучения Отношение родителей к ребенку
1. Дмитрий П., Ирина  П. 36 и 35 Дочь (8 лет) - Юлия Хорошист 1
2. Олег М., Нина М. 34 и 30 Сын (8 лет) - Максим Отличник 1
3. Сергей Р., Елена  Р. 28 и 25 Дочь(8 лет) - Ирина Отличник 1
4. Роман Ж., Зоя  Ж. 28 и 26 Сын(7 лет) - Андрей Хорошист 2.1
5. Андрей Ч., Людмила  Ч. 37 и 34 Сын(8 лет) - Олег Троечник 2.2
6. Василий С., Марина С. 32 и 28 Дочь(8лет) - Ольга Троечник 2.1
7. Михаил П., Ольга  П. 35 и 29 Сын (7 лет) - Яна Хорошист 2.2
8. Алексей Р., Светлана Р. 36 и 37 Сын(7 лет) - Сергей Троечник 2.2
9. Александр Т., Анна Т. 34 и 28 Дочь(7 лет) - Арина Хорошист 2.1
10. Александр К., Светлана К. 28 и 27 Дочь (7 лет) –  Василиса Троечник 1
11. Антон Р., Елена  Р. 31 и 29 Сын (7 лет) - Даниил Хорошист 1
12. Роман Т. , Наталья  Т 36 и 33 Дочь (8 лет) - Ульяна Хорошист 1
13. Евгений О., Галина О. 30 и 29 Сын (7 лет) - Николай Троечник 2.1
14. Олег Б., Александра Б. 28 и 26 Дочь (7 лет) - Анастасия Троечник 2.1
15. Юрий В., Ольга  В. 38 и 30 Сын (8 лет) - Антон Отличник 2.1
16. Геннадий В., Ангелина В. 29 и 26 Сын (7 лет) - Алексей Троечник 2.1
17. Степан Ц., Ирина  Ц. 29 и 26 Сын (7 лет) - Виктор Хорошист 1
18. Василий Ф., Евгения  Ф. 36 и 33 Дочь (8 лет) - Юлиана Хорошист 1
19. Александр Б., Анастасия  Б. 35 и 30 Сын (8 лет) - Сергий Хорошист 2.2
20. Евгений Л., Татьяна  Л. 30 и 28 Сын (8 лет) - Кузьма Хорошист 2.2
21. Николай С., София  С. 36 и  28 Сын (7 лет) –  Илья Хорошист 1
22. Егор И.. Светлана И. 35 и 30 Дочь (8 лет) - Кристина Троечник 2.2
23. Леонид Б., Анна Б. 28 и 25 Сын (7 лет) - Евгений Хорошист 1
24. Алексей М., Марина М. 29 и 26 Дочь (7 лет) –  Алина Хорошист 1
25. Станислав Ш., Карина Ш. 39 и 35 Дочь (8 лет) - Елизавета Троечник 2.2
26. Артур П., Рута П. 29 и 28 Сын (8 лет) - Армен Отличник 1
27. Сергей Р., Елена  Р. 26 и 25 Дочь (7 лет) – Станислав Троечник 2.1
28. Дмитрий Т., Ирина  Т 37 и 33 Дочь (8 лет) –  Елена Хорошист 1
29. Вячеслав Р., Алина С. 39 и 31 Дочь (7 лет) - Дарья Хорошист 1
30. Ренат Л., Олеся  Л. 34 и 28 Сын (7 лет) –  Вячеслав Хорошист 1

 

     Теперь  мы более наглядно видим, что в семьях с низким уровнем отношения родителей к ребенку (2.1 и 2.2) успеваемость детей слабая – троечники и несколько хорошистов (следует отметить, что в данной категории детей хорошисты в тех семьях, где родители имеют отношение к сфере образования), из 30 участников эксперимента к данной группе можно отнести 15 человек. В то время как в семьях с позитивным отношением родителей к школьнику (15 семей) дети с высокой успеваемостью – отличники и хорошисты.

     Хочется отметить, что в семьях с позитивным отношение м к ребенку по тесту детско-родительских отношений получены высокие показатели по шкалам принятие ребенка, кооперация и симбиоз и низкие показатели по шкалам контроль и отношение к неудачам. Это свидетельствует о том, что детей любят, принимают такими какие они есть на самом деле, в меру контролируют и не признают авторитарности и насилия при воспитании.

     В результате проведенного исследования по методике «Кинетически рисунок семьи» мы получили результаты, указывающие, что наиболее значимой фигурой в семье для испытуемых стала мать (только 11% детей уменьшили состав семьи за счет изображения матери, за счет отца – 23%). Мама является более желаемым партнеров для эмоционального общения (53% исследуемых детей).

     Оценивая  эмоциональный статус матери, 32% исследуемых детей считали ее счастливой. Общение с отцом для многих младших школьников менее значимо. Чем с матерью. Об этом свидетельствует то, что на 23% рисунков отцы исключены из структуры семьи, 10% детей полагали, что отец несчастен и негативно оценивали положение отца в семье.

     Оценка  эмоционального статуса родителей  в целом. Осуществлялась в положительной  модальности. Процент детей, на рисунках которых отсутствовали родители невысок – 4%.

     Таким образом, проведя данное исследование, опрос - анкетирование экспериментальной группы родителей и на основании беседы с учителем, а так же опираясь на проведенное исследование по методике «Кинетический рисунок семьи» мы выявили, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическое и эмоциональное развитие ребенка. Существует взаимосвязь между отношением родителей к ребенку и уровнем его успеваемости в школе, его успешностью обучения.

     Мы  пришли к выводу, что проведение программы по коррекции детско-родительских отношений и работы с родителями по формированию правильных отношений с ребенком  младшего школьного возраста будет полезна и детям и родителям. 

Выводы  по главе 2 

     На  основе анализа психолого-педагогической литературы по вопросу изучения влияния  семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста и формирования правильных родительских отношений с детьми младшего школьного возраста мы выяснили, что не во всех семьях отношения родителей и детей правильны и корректны с позиции понимания данного вопроса теоретиками и практиками педагогической и психологической науки. Многие родители не понимают, что, несмотря на то, что ребенку всего 7-8 лет – он уже личность и необходимо принимать и считаться с его желаниями и мнением.

     На  основе полученных данных нами был проведен опрос и анкетирование, в ходе которых выяснили, что в экспериментальной группе из 30 семейных пар у 16 семей отношения между ребенком и родителями можно назвать «нормальными». В это понятие мы включаем следующие критерии: участие родителей в жизни детей, проявление интереса к школьной и внеучебной деятельности школьника, внимания и любви к ребенку.

     В остальных 14 семьях отмечаются различные  проблемы, нарушения и конфликты  между родителями и детьми, что  является следствием различных причин. Многие родители данной группы считают своих детей слишком маленькими для того, чтобы считаться с их мнением. Родители не знакомы с такими понятиями, как кризисы в развитии ребенка, с тем, как же правильно необходимо воспитывать и относиться к своим детям, чтобы избежать неприятных ситуаций и конфликтов, капризов ребенка.

     Данные, полученные в результате беседы с  родителями и определили необходимость  подбора методики по формированию правильных отношений родителей и детей  младшего школьного возраста. Так же нами была подобрана тренинговая программа по коррекции детско-родительских отношений, которая включает в себя 13 занятий по развитию позитивного отношения родителей и детей, понимания и сплоченности в семье.

     На  основе анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:

     1. В ходе исследования получен  и систематизирован большой объем  данных, характеризующих межличностные  отношения в семье.

     2. Большая часть детей, принимавших  участие в исследовании  положительно относится к своим близким. Наибольшую тревогу вызывают отношения детей к отцу и родителям. Позиция отцов, которая проявляется в преобладании негативного отношения к сыновьям и дочерям, сказывается на межличностных отношениях в семье. На основе полученных результатов можно утверждать, что дети с первых лет жизни интуитивно чувствуют неприятие со стороны своих отцов.

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи