Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение
Группа помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. Для того, чтобы человек оказался способен раскрыть себя другим, сначала он должен открыть себя себе — таким, каким он является в своей экзистенциальной сущности. Взаимодействие с другими позволяет прояснить образ своего Я.
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Продолжительность каждой встречи 2 часа. Занятия проводятся один - два раза в неделю.
Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей и детей:
• установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
• улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
• достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
• выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
• устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
• формирование адекватной самооценки;
• приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
• укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
• обучение приемам саморегуляции психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):
• приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
• формирование
позитивной установки на отношение к окружающему
миру.
3.2
Содержание работы
с родителями и
детьми
После проведения констатирующего эксперимента мы выяснил, что не во всех семьях отмечается благоприятная обстановка и отношения между родителями и детьми. Негативные факторы, конфликты, ссоры и невнимание к детям отрицательно сказываются на успеваемость детей и отношение к родителям в целом. Полученные результаты определили необходимость проведения коррекционных занятий по улучшению отношения между родителями и детьми.
Мы подобрали несколько занятий, которые по нашему мнению, способствуют формированию правильных отношений между детьми и родителями и в семье и корректируют восприятие ребенком своих родителей в тех случаях, когда это необходимо.
Структура занятий. Общая структура занятия включает в себя следующие разделы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.
Остановимся
подробнее на каждом из этих элементов.
Ритуал приветствия — позволяет сплачивать
участников группы, создавать атмосферу
группового доверия и принятия. Разминка
— настраивает участников на продуктивную
групповую деятельность, позволяет установить
контакт, активизировать членов группы,
поднять настроение, снять эмоциональное
возбуждение.
Разминка
проводится не только в начале занятия,
но и между отдельными упражнениями
в случае, если возникает необходимость
как-то изменить эмоциональное состояние
участников. Разминочные упражнения выбираются
с учетом актуального состояния группы
и задач предстоящей деятельности. Разминка
состоит из двух блоков.
Основное содержание занятия — представляет
собой совокупность психотехнических
упражнений и приемов, направленных на
развитие познавательных процессов, формирование
социальных навыков, установление взаимоотношений
между родителем и ребенком, динамическое
развитие группы. Рефлексия занятия —
предполагает обмен мнениями и чувствами
о проведенном занятии (понравилось —
не понравилось, что показалось самым
важным, полезным, что чувствовали, какие
мысли приходили в голову и т.д.). Ритуал
прощания — способствует завершению занятия
и укреплению чувства единства в группе.
Так же была предложена игра «Волшебный мир».
Инструкция.
- Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчиваешь его.
- Теперь, внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет тебе в голову первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем мы начнем игру, можно немного потренироваться. Например. Я говорю предложение:
- Каждое утро…. (Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример).
-Многое
отдал бы за то, чтобы я…..(При
необходимости объясните
В
представленном списке предложения
сгруппированы по диагностикой направленности
на изучение отношения ребенка к
матери и отцу. Порядковый номер
перед началом каждого
Стимульный материал
1. Мы любим маму, а…
2.Я думал, что мама чаще всего…
3.Отцы иногда….
4.Чтобы наш папа…
5. Ребенок в семье…
6. был бы очень счастлив, если бы я…
7. Всегда мечтаю…
Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений являются симптомом аномального развитии личности.
Беседа.
Проводится в целях коррекции восприятия ребенком своих родителей. Экспериментатор задает вопросы и сопровождает их ободряющими и объясняющими замечаниями.
1. Считаешь ли ты, что твои родители способны получать удовольствие? От чего они, по-твоему, могут получать удовольствие?
2. Какие различия ты находишь у твоих родителей? (Одно различие, несомненно, есть – твой отец – мужчина, мама - женщина).
3.Считаешь ли ты, что твои родители способны к открытому разногласию? Как, по-твоему, проявляются эти разногласия?
4.Умеешь ли ты облегчить их трудности? Как ведет себя отец, когда ты пытаешься это сделать? Как ведет себя мать, когда ты пытаешься это сделать?
На этой стадии экспериментатор строит безопасную конструкцию взаимопонимания, в которой ребенок и родители смогут комментировать то, что они видят и слышат. Экспериментатор продолжает подчеркивать, что имеются трудности, но не говорит о том, «что кто-нибудь причинил другому».
Далее,
спрашивая ребенка о его
3.3
Результаты исследования
детско-родительских
отношений в результате
коррекционно-развивающей
работы
После проведения серии занятий, игр и упражнений, способствующих формированию правильных взаимоотношений детей и родителей и улучшающих восприятие детьми своих родителей мы провели повторную диагностику по выбранным первоначально методикам.
Повторный анализ результатов методики, направленных на выявление отношений между родителями и детьми показал, что в чаще всего ребенок выделяет из родителей кого-то одного и любит немного больше одного из родителей (57% опрошенных детей).
В ходе исследования выяснилось, что с одним из родителей у ребенка складываются близкие и хорошие отношения, такой родитель редко наказывает ребенка и уделяет ему больше внимания. В то время, как второй родитель выполняет контролирующую функцию – чаще ругает, наказывает, общение с ребенком редко носит личностный характер и возникает в основном в случае плохого поведения ребенка. В результате у ребенка складывается негативное отношение к родителю.
Семьи, в которых малыш одинаково любит своих родителей и равно хорошо к ним относиться встречаются реже (29%). Обстановка в таких семьях более благоприятная. Если ребенок провинился, то родители используют к нему гуманные методы воздействия (словесная просьба, предупреждение, беседа, замечание), и ребенок знает, за что его наказывают. В таких семьях к ребенку относятся как к личности, учитывают его интересы и желания, но не потакают во всем. Как правило, тип воспитания в таких семьях – принятие и любовь.
Результаты,
полученные в ходе итогового обследования
детско-родительских отношений мы занесли
в таблицу№3, в которой отображены результаты
первичного обследования и итогового
– после проведения коррекционной работы
с детьми и родителями по формирования
позитивных, правильных отношений в семье.
Таблица 3
Сравнительная
таблица полученных
результатов обследования
детско-родительских
отношений до и
после проведения
коррекционной работы
Результаты обследования до коррекции | Результаты обследования после коррекции |
1. Опрос-анкетирование родителей | |
14 семей имеют проблемы по взаимоотношениях с ребенком, родители не воспринимают всерьёз своего ребенка, не прислушиваются и не считаются с мнением малыша, что приводит к неприятным моментам в отношениях с детьми. | Практически все семьи отметили уменьшение проблем в отношениях с детьми, улучшение в понимании сложностей и трудностей ребенка. Только в 2 семьях, по словам родителей, не произошло никаких изменений. |
2. Методика «Кинетический рисунок семьи» | |
У 11% детей значимая фигура в семье – мать; она же и желаемый партнер для эмоционального общения(53%). 32% детей считает мать счастливой. 23% детей не нарисовали отца, 10% детей считают отца несчастливым и негативно оценивают положение отца в семье. | С учетом того, что в процессе обследования принимали участие только мамы, мы старались не уменьшать роли отца в жизни семьи и ребенка. Тем не менее, после итогового обследования положительное отношение к отцу в семье сформировалось только у 43 % обследуемых детей. К матери как и до коррекции, позитивно относились 75% детей. В группе из 30 человек не были нарисованы или отец или мать только у 3 обследуемых. |
3.Психологический тест на выявление отношений родителей к детям | |
Положительное
отношение к ребенку у 22 родителей;
Проявление искреннего интереса к делам малыша – у 19 семей; Близость к ребенку и отсутствие дистанции между ребенком и родителями у 20 семей; Отсутствие авторитарности и давления на ребенка – у 20 семей; Смягченной отношений к неудачам ребенка и внимательное отношение к интересам, чувствам ребенка – у 18 родителей. |
Положительное
отношение к ребенку у 28 родителей;
Проявление искреннего интереса к делам малыша – у 26 семей; Близость к ребенку и отсутствие дистанции между ребенком и родителями у 28 семей; Отсутствие авторитарности и давления на ребенка – у 27 семей; Смягченной отношений к неудачам ребенка и внимательное отношение к интересам, чувствам ребенка – у 26 родителей. |
4. Связь успешности обучения и отношений в семье | |
15 семей
с низким уровнем отношения
родителей к детям (что |
Со слов учителей и родителей отмечается повышение успеваемости у всех участвующих в эксперимента детей. ПО итогам повторного диагностирования у 28 семей выявлен высокий уровень отношений родителей и детей, что, соответственно, повышает успеваемость детей из этих семей. |
Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи