Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Школьная  успеваемость является важным критерием  оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

     Родители  задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

     Дети  с низким уровнем притязаний и  низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

     Личностной  особенностью в этом возрасте может  стать тревожность. Высокая тревожность  приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. [22]

     Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

     Взрослые, недовольные падающей продуктивностью  учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что  усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируют внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. [25]

     Второй  вариант – демонстративность  – особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.[26] Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.

     Задача  взрослых – обходиться без нотаций  и назиданий, как можно менее  эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

     Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

     Третий  вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда  у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют  сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут  благодаря своей тревожности. Они  мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. [26]

     Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

     Существует  много промежуточных вариантов:[21]

     1.Родители  регулярно указывают детям, что  им делать;

     2.Ребенок  может высказать свое мнение, но родители принимая решение,  к его голосу не прислушиваются;

     3.Ребенок  может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

     4.Решение  часто принимает сам ребенок; 

     5.Ребенок  сам решает подчиняться ему  родительским решениям или нет. 

     В нашей работе мы рассмотрим наиболее распространенные стили семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

     Демократичные родители ценят в поведении ребенка  и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

     Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

     Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

     Сочетание безразличного родительского отношения  с отсутствие контроля – гипоопека  – тоже неблагоприятный вариант  семейных отношений. Детям позволяется  делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение  становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

     Гиперопека  – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

     Трудности возникают и при высоких ожиданиях  родителей, оправдать которые ребенок  не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Ребенок сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. 

     1.2. Особенности детско-родительских  отношений в младшем  школьном возрасте 

     Для душевного состояния детей чрезвычайно  важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы ли они для  родителей или нет, как они  сами относятся к родителям Осмысление себя в семье хотя и не полностью  осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.

     На  основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.

       Можно выделить по крайней  мере три обобщенные установки  по отношению к родителям:[27]

     1. Я нужен и любим, и я люблю  вас тоже.

     2 Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

     3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам

     Я нужен, и любим, и я люблю вас тоже.   Эта установка выгодно выделяет детей с  высокой  самооценкой  и доверием  к окружающим     его    людям. Возникновению такой позиции способствует   обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость с родителями, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность    и вместе с родителями    испытывают радость.  

     Внешне  родительским  отношениям  с     ребенком,    как  правило, характерны такие три особенности:[21]

     1. Внешний положительный эмоциональный  фон взаимодействия.

     2.Призвание  автономности,   своеобразности  личности  ребенка,   его   права на выбор.

     3. Признавая права ребенка, родители  в то же время не забывают  о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные  жизненные планы.

     При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок постепенно постигает, находит жизненные истины, способствующие полноценном развитию его личности. Эти сознательные и несознательные обобщения можно записать понятным для взрослых языком так:

     1. Я  испытываю удовольствие,  когда нахожусь рядом  с близкими  мне людьми.

  1. Моя  близость с родителями не ущемляет моей свободы.  От меня не 
    требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  2. Окружающие доверяют мне и я   ощущаю свою силу, зная, что сам 
    могу преодолеть препятствие, различить добро и зло
  3. Я как и все люди, могу ошибаться, но это не указывает на мою глупость. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.
  4. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  5. Другие   люди, в   том   числе и   мои   родители, часто   иначе  относятся к окружающему миру, и они имеют не это право.  Я   уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.
  6. Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы можем поправить это, если захотим.

     8. Мои родители и другие люди  тоже часто хотят того, чего  хочу я . Если я с ними, я  должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

     Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет. Чрезвычайно важно то, что эти рано формирующиеся установки сохраняют свое относительное постоянство на протяжении всей жизни человека, становятся красной нитью сценариев, на основе которых человек строит свои отношения с другими людьми. Как упоминалось выше, эти позиции в фазе становления являются подсознательными обобщениями и такими остаются позже, лишь изредка становясь объектом сознательного анализа. Тем не менее они постоянно дают о себе знать в отношениях с людьми, в их рациональной и эмоциональной опенке, способе решения конфликтных ситуаций, то есть во всем разнообразии проявлений человека. Сформированы они у ребенка или нет, можно узнать, более пристально взглянув на объяснение ребенком своего поведения, на основу выбора им одного или другого способа действия, его эмоций.

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи