Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Федеральное Агентство по образованию

     Государственное Образовательное Учреждение Высшего  Образования

     ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Институт  дошкольного, начального образования  и спец.педагогики 

     Факультет дошкольного и начального образования

     Кафедра педагогики и психологии начального образования 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     Тема: Семейные отношения и их воспитательные задачи 

     Работу  выполнила студентка

     Гр. П-34 ОЗО

     Цыганова  Екатерина Геннадьевна

     Научный руководитель

     Ст. преподаватель Агапова Алевтина Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Волгоград 2006 
Содержание
 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5

1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5

1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12

1.3. Ошибки в семейном воспитании 19

Выводы  по главе 1 22

Глава 2. Экспериментальное  исследование проблемы психологических  особенностей детско-родительских отношений 24

2.1. Методы и организация исследования детско-родительских

отношений 24

2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских

отношений 32

Выводы  по главе 2 36

Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38

3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38

3.2.  Содержание  работы с родителями и детьми 45

3.3. Результаты  исследования детско-родительских  отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48

Выводы  по главе 3 51

Заключение 53

Список  литературы 57

Приложение 

 

      Введение 

     Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе.

     Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков).

     Проблема  семейного воспитания и взаимоотношений  детей с родителями все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение его к родителям, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д. Наиболее часто встречающаяся проблема, с которыми сталкиваются психологи-нарушение внутрисемейных взаимоотношений, неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, последствия для психического развития ребенка.

     Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных школьников к обучению в школе,  выявлению роли родителей в процессе успешного обучения детей.

     Объект исследования: дети младшего школьного возраста, родители.

     Предмет исследования: детско-родительские отношения.

     Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

     Гипотеза.  Наше исследование основывалось на предположении о том, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическом и эмоциональном развитии ребенка. Так же мы посчитали, что проблемы в отношениях детей и родителей негативно сказываются и на успеваемости детей.

     В соответствии с поставленной целью  и гипотезой исследования в нашей  работе мы поставили следующие  задачи:

      1.Проанализировать  проблему детско-родительских отношений  в психолого-педагогической литературе.

      2.Выявить  характер отношений родителей к детям и определить особенности восприятия детьми своей семьи.

      3.Проследить  взаимосвязь успешности обучения  и характера детско-родительских  отношений.

      4.Наметить  пути оптимизации детско-родительских  отношений.

      Методы  и методики исследования:

      1.теоретический  анализ материала;

      2.анкета  для родителей;

      3.  методика кинетический рисунок  «Моя семья».

     База  исследования: общеобразовательная школа №3, г. Волгоград. В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста и их родители.

 

      Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 

     1.1. Типы семейных  взаимоотношений  и их влияние  на развитие ребенка 

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

       Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие  им 4 типа семейных взаимоотношений,  являющиеся и предпосылкой и  результатом их возникновения:  диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество.[5]

     Диктат  в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

     Родители, разумеется, могут и должны предъявлять  требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

     Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

     Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности  и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

     Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

     Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

     3 стиля семейного воспитания: - демократический  - авторитарный - попустительский 

     При демократическом стиле прежде всего  учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

     При попустительском стиле ребенок  предоставляется сам себе.

     Дошкольник  видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

     М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания.[18] Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

     От  условий воспитания в семье зависит  адекватное и неадекватное поведение  ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи