Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение
3.
Получены данные об
Таким образом, родители служат для своих детей образцами или моделями поведения, являются важными агентами процесса социализации. Взаимоотношения детей с родителями оказывают влияние на формирование личностных качеств.
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком
3.1
Коррекционно-развивающая
работа по оптимизации
детско-родительских
отношений
Природа родительских отношений с детьми имеет первостепенное значение для психического здоровья школьников в кризис 6 - 7 лет. Поступление в школу осложняет эти отношения.
К негативным факторам семейного воспитания, способствующим невротическим тенденциям у детей, относятся следующие:[24]
-непонимание
родителями своеобразия
-неприятие их индивидуальности;
-несоответствие
требований и ожиданий
-негибкость в отношениях с детьми;
-неравномерность воспитания в различные годы жизни детей;
-непоследовательность в обращении с детьми;
-несогласованность
воспитательных воздействий
Показателями невротических проявлений в поведении школьников могут быть следующие:
-амбивалентность отношения к родителям;
-трудности
контактов со взрослыми и
-отказ от посещения школы,
-проявляемые страхи,
-ревность к другим детям в семье,
-повышенная возбудимость, гиперактивность,
-повышенная тормозимость, пассивность.
Для учителя ясно, что динамика отношений между родителями и ребёнком влияет на детское развитие и главным фактором в этих отношениях является установка родителей по отношению к самим себе, их самовыражение и самовосприятие. То, как родители воспринимают себя, обусловливает направление и степень вовлечённости их в жизнь своих детей. Тест-опросник родительского отношения может помочь учителю определить родительскую позицию.
Характеристика родительских позиций может быть дана в следующих критериях, предложенных А.С.Спиваковской:[21]
Учитель может предложить родителям сочинения « Портрет моего ребёнка», «Я как родитель», в которых выявляется родительская позиция, общий эмоциональный фон (позитивный, негативный, невыраженный, формальный), наличие позитивных и негативных оценок облика и поведения ребёнка, выделение временных планов (описание ребёнка и взаимодействия с ним в настоящем, прошлом, будущем).
Методика восприятия психического облика ребёнка, построенная по принципу «включенного конфликта», проводится сначала с родителями, потом с ребёнком. Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, героем которых как бы является его ребёнок. На родительском собрании учитель может зачитать незаконченный рассказ с описанием конфликта, типичного для детей в кризисный период 6-7 лет. Родитель сначала должен вообразить, как поведёт себя в подобных обстоятельствах его ребёнок, затем поставить па место героя рассказа самого себя и, наконец, представить, как бы он помог решить ребёнку эту ситуацию в роли родителя.
В противоречивой ситуации конфликта наиболее отчётливо проявляются личностные особенности ребёнка и типичные для него способы поведения. Родителю необходимо как можно точнее предсказать поведение сына или дочери и потом сравнить свой ответ с его ответом. Использование данной методики на родительском собрании помогает и учителю, и родителю определить степень понимания проблем ребенка, его поступков, его переживаний, позволяет учесть мнение детей. В качестве варианта учитель может предложить родителям незаконченные рассказы, завершая которые, родители проецируют разные аспекты своего отношения к ребёнку. Рассказы нужно закончить так, как, по мнению родителей, их закончил бы их ребёнок. Параметрами родительской позиции могут быть:
-адекватность
предсказания ответов ребёнка,
уверенность родителей в
-преобладающий
эмоциональный оттенок в
Итак, данные приёмы позволяют учителю выявить родительскую позицию и попытаться провести её коррекцию в направлении адекватности, гибкости, прогностичности в тех случаях, когда родители склонны винить себя и сомневаться в собственных способностях к выполнению родительской функции.
Обычно, когда у ребёнка возникают те или иные трудности развития или у родителей появляются затяжные трудности в отношениях с детьми, родители чувствуют, что они теряют контакт, контроль над ситуацией, им кажется, что они ничего не могут сделать, и у них возникает ощущение собственной неадекватности. Поэтому, когда родители обращаются с просьбой о помощи, внимательный учитель постарается вселить в них веру в то, что они способны научиться понимать и принимать своего ребёнка и оказывать положительное влияние на его развитие. Родители нуждаются в помощи педагога, им нужно помочь овладеть навыками позитивных детско-родительских отношений, особенно в сложный период кризиса 6-7 лет. На родительских собраниях по микрогруппам (4 - 5 человек) учитель может задавать кризисные ситуации для анализа, использовать обмен ролями, когда родители находятся то в роли учителя, то в роли своего ребенка или других детей, то в родительской позиции. Обсуждение и дискуссии на собраниях, совместные собрания родителей и детей, особенно при планировании работы, помогают лучше узнать интересы, желания своих детей, что особенно важно в кризисный период резких и сложных перемен. Таким образом, учитель в кризисный период в случаях неуправляемости детей, конфликтности, аффективных вспышек рекомендует и на родительских собраниях, и в индивидуальных беседах с ними, прежде всего быть терпимыми, только в этом случае возможно успешное преодоление ребенком временной трудновоспитуемости.
Нельзя
подчеркивать свое снисходительное, покровительственное
отношение, демонстрировать, что к
ребёнку относятся как к
Необходимо уделять большое
Нельзя угрожать репрессиями за непослушание, этим можно поощрить кризисный период негативизм и капризность. Не надо «поддразнивать» капризного или упрямого ребёнка, особенно в присутствии других детей, Если родитель решил наказать ребёнка, нельзя наказывать сразу «и за и за это», воспитательный эффект достигается через чувства ребёнка. Самое сильное чувство ребёнка - боязнь утратить родительскую любовь, наказывая, родитель должен дать почувствовать, что любит ребёнка, а наказание относится не ко всей личности ребёнка, а к отдельному случаю поведения. Правильная система наказаний построена на временном лиши родительского внимания с сохранением постоянства родительской любви, соблюдением условий выбора момента наказания и представлении возможности альтернативных действий.
Поскольку
вся негативная симптоматика в кризисный
период направлена на взрослых, то учитель
может рекомендовать «не
Итак, бережное и внимательное отношение родителей в кризисный период к своему ребёнку поможет ему успешно преодолеть трудности развития и подняться на новую ступеньку взросления, сохраняя психическое и физическое здоровье.
Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Детско-родительская
терапия выстроена таким
Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.
В
процессе общения они помогают друг
другу взять на себя ответственность
за построение межличностных отношений.
Важно то, что все приобретенные родителями
и детьми навыки, умения, способы взаимодействия
спонтанно, естественным образом переносятся
за пределы группы, в реальную жизнь.
Преимущества
групповой работы: Одним из главных
преимуществ психологической
Группа дает возможность воссоздать конкретные
жизненные ситуации, например, разыграть
сцену привычного семейного конфликта
и представить различные варианты разрешения
этого конфликта, проиграть различные
стратегии поведения.
В
группе участники тренинга имеют
возможность получения обратной
связи и поддержки от людей
со сходными проблемами.
Работая в группе, каждый член семьи овладевает
новыми поведенческими навыками, получает
возможность экспериментировать с различными
стилями отношений среди равных партнеров.
Если в реальной жизни подобное экспериментирование
всегда связано с риском непонимания,
неприятия и даже наказания, то тренинговые
группы выступают в качестве своеобразного
«психологического полигона», где можно
попробовать вести себя иначе, чем обычно,
«примерить» новые модели поведения, научиться
по-новому относиться к себе и к людям
— и все это в атмосфере благожелательности,
принятия и поддержки.
Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.
Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи