Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     3. Получены данные об особенностях  отношения родителей к своим  детям. Выявлен основной стиль  родительского отношения в детско-родительской  подсистеме: в семьях - отвергающе-авторитарный; нормально развивающегося - симбиотчески авторитарный, опека, диктат и сотрудничество.

     Таким образом, родители служат для своих  детей образцами или моделями поведения, являются важными агентами процесса социализации. Взаимоотношения  детей с родителями оказывают влияние на формирование личностных качеств.

 

      Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком

     3.1 Коррекционно-развивающая  работа по оптимизации  детско-родительских  отношений 

     Природа родительских отношений с детьми имеет первостепенное значение для психического здоровья школьников в кризис 6 - 7 лет. Поступление в школу осложняет эти отношения.

     К негативным факторам семейного воспитания, способствующим невротическим тенденциям у детей, относятся следующие:[24]

     -непонимание  родителями своеобразия личностного  развития детей в кризисный  период;

     -неприятие  их индивидуальности;

     -несоответствие  требований и ожиданий родителей  возможностям и потребностям  детей;

     -негибкость  в отношениях с детьми;

     -неравномерность  воспитания в различные годы жизни детей;

     -непоследовательность  в обращении с детьми;

     -несогласованность  воспитательных воздействий родителей.

     Показателями  невротических проявлений в поведении  школьников могут быть следующие:

     -амбивалентность  отношения к родителям;

     -трудности  контактов со взрослыми и сверстниками;

     -отказ  от посещения школы,

     -проявляемые  страхи,

     -ревность  к другим детям в семье,

     -повышенная  возбудимость, гиперактивность,

     -повышенная  тормозимость, пассивность.

      Для учителя ясно, что динамика отношений между родителями и ребёнком влияет на детское развитие и главным фактором в этих отношениях является установка родителей по отношению к самим себе, их самовыражение и самовосприятие. То, как родители воспринимают себя, обусловливает направление и степень вовлечённости их в жизнь своих детей. Тест-опросник родительского отношения может помочь учителю определить родительскую позицию.

     Характеристика  родительских позиций может быть дана в следующих критериях, предложенных А.С.Спиваковской:[21]

  • адекватность - степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребёнка, его развития. Адекватность проявляется в предписывании ребёнку качеств, в степени искажений восприятия образа ребёнка;
  • динамичность - способность к изменению форм и способов взаимодействия с детьми;
  • прогностичность - способность к предвидению перспектив дальнейшего развития ребёнка.

     Учитель может предложить родителям сочинения  « Портрет моего ребёнка», «Я как родитель», в которых выявляется родительская позиция, общий эмоциональный фон (позитивный, негативный, невыраженный, формальный), наличие позитивных и негативных оценок облика и поведения ребёнка, выделение временных планов (описание ребёнка и взаимодействия с ним в настоящем, прошлом, будущем).

     Методика  восприятия психического облика ребёнка, построенная по принципу «включенного конфликта», проводится сначала с родителями, потом с ребёнком. Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, героем которых как бы является его ребёнок. На родительском собрании учитель может зачитать незаконченный рассказ с описанием конфликта, типичного для детей в кризисный период 6-7 лет. Родитель сначала должен вообразить, как поведёт себя в подобных обстоятельствах его ребёнок, затем поставить па место героя рассказа самого себя и, наконец, представить, как бы он помог решить ребёнку эту ситуацию в роли родителя.

     В противоречивой ситуации конфликта  наиболее отчётливо проявляются личностные особенности ребёнка и типичные для него способы поведения. Родителю необходимо как можно точнее предсказать поведение сына или дочери и потом сравнить свой ответ с его ответом. Использование данной методики на родительском собрании помогает и учителю, и родителю определить степень понимания проблем ребенка, его поступков, его переживаний, позволяет учесть мнение детей. В качестве варианта учитель может предложить родителям незаконченные рассказы, завершая которые, родители проецируют разные аспекты своего отношения к ребёнку. Рассказы нужно закончить так, как, по мнению родителей, их закончил бы их ребёнок. Параметрами родительской позиции могут быть:

     -адекватность  предсказания ответов ребёнка,  уверенность родителей в знании  ребёнка; отношение к недостаткам  сына или дочери;

     -преобладающий  эмоциональный оттенок в отношении к ребенку. Эти же рассказы предлагаются для завершения детям.

     Итак, данные приёмы позволяют учителю  выявить родительскую позицию и попытаться провести её коррекцию в направлении адекватности, гибкости, прогностичности в тех случаях, когда родители склонны винить себя и сомневаться в собственных способностях к выполнению родительской функции.

     Обычно, когда у ребёнка возникают  те или иные трудности развития или  у родителей появляются затяжные трудности в отношениях с детьми, родители чувствуют, что они теряют контакт, контроль над ситуацией, им кажется, что они ничего не могут сделать, и у них возникает ощущение собственной неадекватности. Поэтому, когда родители обращаются с просьбой о помощи, внимательный учитель постарается вселить в них веру в то, что они способны научиться понимать и принимать своего ребёнка и оказывать положительное влияние на его развитие. Родители нуждаются в помощи педагога, им нужно помочь овладеть навыками позитивных детско-родительских отношений, особенно в сложный период кризиса 6-7 лет. На родительских собраниях по микрогруппам (4 - 5 человек) учитель может задавать кризисные ситуации для анализа, использовать обмен ролями, когда родители находятся то в роли учителя, то в роли своего ребенка или других детей, то в родительской позиции. Обсуждение и дискуссии на собраниях, совместные собрания родителей и детей, особенно при планировании работы, помогают лучше узнать интересы, желания своих детей, что особенно важно в кризисный период резких и сложных перемен. Таким образом, учитель в кризисный период в случаях неуправляемости детей, конфликтности, аффективных вспышек рекомендует и на родительских собраниях, и в индивидуальных беседах с ними, прежде всего быть терпимыми, только в этом случае возможно успешное преодоление ребенком временной трудновоспитуемости.

     Нельзя  подчеркивать свое снисходительное, покровительственное  отношение, демонстрировать, что к  ребёнку относятся как к маленькому, отрицать значимость его мнения.

      Необходимо уделять большое внимание формированию произвольного поведения, умении планировать действия, видеть их результаты и стремиться достичь поставленной цели, вначале и рядом со взрослыми, родители должны знать, что с ребёнком нельзя «торговаться» за хорошее поведение, наказывать его лишением прогулки, запрещать смотреть телевизор, наказывать за пререкания «на равных», исходя из порочного представления, что он это делает назло, специально. Не надо доказывать правоту ребёнка, настаивать на принятии своего мнения и беспрекословном подчинении.

     Нельзя  угрожать репрессиями за непослушание, этим можно поощрить кризисный период негативизм и капризность. Не надо «поддразнивать» капризного или упрямого ребёнка, особенно в присутствии других детей, Если родитель решил наказать ребёнка, нельзя наказывать сразу «и за и за это», воспитательный эффект достигается через чувства ребёнка. Самое сильное чувство ребёнка - боязнь утратить родительскую любовь, наказывая, родитель должен дать почувствовать, что любит ребёнка, а наказание относится не ко всей личности ребёнка, а к отдельному случаю поведения. Правильная система наказаний построена на временном лиши родительского внимания с сохранением постоянства родительской любви, соблюдением условий выбора момента наказания и представлении возможности альтернативных действий.

     Поскольку вся негативная симптоматика в кризисный  период направлена на взрослых, то учитель  может рекомендовать «не замечать»  негативных проявлений родителями, а  в нужный момент снова «заметить» ребёнка и вести себя, как будто  ничего не было, а через некоторое время похвалить «трудного ребёнка за что-нибудь или дать ему поручение. Отсутствие «зрителя» водит к быстрому затуханию бурного выплеска негативных эмоций.

     Итак, бережное и внимательное отношение  родителей в кризисный период к своему ребёнку поможет ему успешно преодолеть трудности развития и подняться на новую ступеньку взросления, сохраняя психическое и физическое здоровье.

     Многие  родители не знают эмоциональных  потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для  эффективного взаимодействия с детьми. В психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

     Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

     Родители, принимая участие в совместных групповых  занятиях,  проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.

     В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

     Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.

     В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность  за построение межличностных отношений. 
Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

     Преимущества  групповой работы: Одним из главных  преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой  опыт противодействует отчуждению, которое  может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема — единственная в своем роде.  Оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.  Группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.  
Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения. 

     В группе участники тренинга имеют  возможность получения обратной связи и поддержки от людей  со сходными проблемами.  
Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

     Группа  дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с  тем чтобы в дальнейшем перенести  лучшие из найденных вариантов в  свою реальную жизнь. В группе участники  могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи