Семейные отношения и их воспитательные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение вопроса о психологических особенностях детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей детско-родительских отношений в исследованиях отечественных авторов 5
1.1. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка 5
1.2. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 12
1.3. Ошибки в семейном воспитании 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы психологических особенностей детско-родительских отношений 24
2.1. Методы и организация исследования детско-родительских
отношений 24
2.2. Анализ результатов исследования детско-родительских
отношений 32
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Методика формирования правильных родительских отношений с ребенком 38
3.1. Коррекционно-развивающая работа по оптимизации детско-родительских отношений 38
3.2. Содержание работы с родителями и детьми 45
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений в результате коррекционно-развивающей работы 48
Выводы по главе 3 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-семейные отношения.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     В этом примере нарушение поведения  возникло как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа  развития, возрастных возможностей ребенка.

     Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают» воспитание.

     Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности. 

     Выводы  по главе 1 

     Оптимизировав опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов по вопросу  отношений между детьми и родителями, а также влияния семьи на успешность обучения младшего школьника мы рассмотрели теоретический аспект изучаемого вопроса, а именно  определили влияние семьи на восприятие ребенком родителей и выявили типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка и ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании.

     Семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Главная цель воспитания детей в семье – это всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

     Если  атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

     Воспитание  детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

     Если  родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную  обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

 

      Глава 2. Экспериментальное  исследование проблемы психологических  особенностей детско-родительских отношений

     2.1. Методы и организация исследования детско-родительских отношений 

     В нашей работе в соответствии с  выбранной темой нами была поставлена цель: изучить вопрос о психологических особенностях детско-родительских отношений.

     В соответствии с этим мы предположили, что отношения родителей и детей в семье не всегда позитивны, что негативно сказывается на психологическом и эмоциональном развитии ребенка. Мы  можем  предположить,  что на психологическое  восприятие ребенка     родителей значительное влияние оказывает стиль семейного воспитания, а также особенности отношения самих родителей к детям. Так же мы посчитали, что проблемы в отношениях детей и родителей негативно сказываются и на успеваемости детей.

     После проведения теоретического анализа  научной литературы, исходя из цели, гипотезы и поставленных задач, мы посчитали  правильным для проведения экспериментальной части исследования в своей работе использовать следующие методики:

     1.анкетирование родителей на предмет выявления отношений ребенка – первоклассника и родителей вне школы, уровня общительности ребенка с родителями, знания родителями о делах своего ребенка, обучающегося в первом классе, его школьной успеваемости;

     2.проведение  методики 

     Также мы использовали метод наблюдения за родителями и детьми в процессе всего исследования

     При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность:

     1.знакомство  с детьми и родителями, участвующих  в эксперименте;

      2.использование  анкетирования родителей первоклассников,  наблюдение и беседы с участниками эксперимента, проведение методики «Кинетический рисунок семьи» и интерпретация полученных данных;

      3.оформление  заключительных выводов и определение  основных направлений психокоррекционных  воздействий.

      В нашем исследовании использовался  метод наблюдения, который являлся одним из приемлемых методов изучения исследуемого вопроса. Одним из достоинств метода является естественность, возможность оценить отдаленные последствия воздействий окружающего и условий работы, независимо от умения испытуемых оценивать свои действия. К недостаткам выбранного метода следует отнести пассивность, наличие элементов субъективизма.

      Наблюдение  за участниками эксперимента – родителями и детьми проводилось в процессе всего обследования. Мы не продумывали  заранее плана наблюдения, так как стремились узнать об отношениях родителей и детей в семье в естественной обстановке, в процессе повседневной деятельности.

     В процессе беседы с родителями происходил обмен информацией, были получены ответы на некоторые интересующие нас вопросы. Беседа проводилась в знакомой для испытуемых обстановке, на заранее запланированную тему; причем учитывался личный опыт участников, запас представлений и знаний детях, о методике воспитания детей.

     Нами  были исследованы 30 семей. Дети обучаются  в общеобразовательной школе города. Родители работают на разных предприятиях города, имеют различное материальное положение. Исследование проводилось в феврале 2006 года.

      С родителями был проведен первичный  опрос, который позволил познакомиться  с родителями, выяснить отношение к ребенку в семье – насколько внимательны к ребенку, считаются ли с мнением малыша, а так же некоторые другие вопросы, касающиеся вопроса детско-родительских отношений. Родителям были розданы анкеты, которые помогли и самим родителям понять все те спорные и конфликтные вопросы, которые возникают в каждой из семей.

     Анализируя  проведенный опрос мы смогли определить, что у 14 семей существуют некоторые  проблемы во взаимоотношения с детьми. Эти родители не воспринимают всерьёз  своего ребенка, не прислушиваются и не считаются с мнением малыша, что приводит к неприятным моментам в отношениях с детьми. Родители экспериментальной группы также признавали, что возможно, в чем-то и не правы, воспитывая ребенка, понимали, что плохое поведение и капризы могут случаться и из-за неправильной позиции родителей по отношению к детям, но затруднялись ответить на вопрос, как правильно надо воспитывать ребенка, чтобы избежать подобных ситуаций.

     Далее перед нами встал вопрос о выявлении  связи данных, полученных в ходе опроса родителей и уровнем успешности обучения у детей. Для этого мы решили провести диагностику уровня успешности обучения детей младшего школьного возраста.

    Для диагностики успешности обучения и  стимуляции процесса обучения разрабатываются  специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и т.д.

    Тесты достижений — это стандартизированные  тесты, измеряющие то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться для всей группы или индивидуально, и при подсчёте результата могут применяться различные виды баллов.

    Диагностические тесты применяются индивидуально, чтобы обозначить проблемы в обучении.

    Тесты способностей предсказывают будущие  успехи. Если тесты достижений измеряют конечный успех на данном этапе работы, то тесты способностей предсказывают, как ученик будет успевать по разным программам в будущем.

     В школе, в которой мы проводили  исследование, оценивание отметками  начинается только со второго класса. Так как исследуемая группа детей – первоклассники, дети не получали никаких оценок и знания, полученные ими в течении полугода (с сентября по февраль), не настолько велики, чтобы мы могли оценивать их методом тестирования, мы решили выяснить уровень успеваемости, успешности детей в процессе школьного обучения методом опроса учителя.

     Мы  смогли выделить условно уровень  успеваемости каждого из учеников экспериментального класса – были выделены 3 группы детей - отличники, хорошисты и троечники. При употреблении понятия условно мы имеем в виду оценивание учителем способностей детей к обучению, уровень успеваемости, не прибегая при этом к отметочному оцениванию.

     Для облегчения восприятия полученных данных мы систематизировали полученные данные в таблицу №1 

 

     

     Таблица №1

     Результаты  по исследованию уровня успешности детей

Имя супругов Возраст Дети Уровень успешности обучения
1. Дмитрий П., Ирина  П. 36 и 35 Дочь (8 лет) - Юлия Хорошист
2. Олег М., Нина М. 34 и 30 Сын (8 лет) - Максим Отличник
3. Сергей Р., Елена  Р. 28 и 25 Дочь(8 лет) - Ирина Отличник
4. Роман Ж., Зоя  Ж. 28 и 26 Сын(7 лет) - Андрей Хорошист
5. Андрей Ч., Людмила  Ч. 37 и 34 Сын(8 лет) - Олег Троечник
6. Василий С., Марина С. 32 и 28 Дочь(8лет) - Ольга Троечник
7. Михаил П., Ольга П. 35 и 29 Сын (7 лет) - Яна Хорошист
8. Алексей Р., Светлана Р. 36 и 37 Сын(7 лет) - Сергей Троечник
9. Александр Т., Анна Т. 34 и 28 Дочь(7 лет) - Арина Хорошист
10. Александр К., Светлана К. 28 и 27 Дочь (7 лет) - Василиса Троечник
11. Антон Р., Елена  Р. 31 и 29 Сын (7 лет) - Даниил Хорошист
12. Роман Т. , Наталья  Т 36 и 33 Дочь (8 лет) - Ульяна Хорошист
13. Евгений О., Галина О. 30 и 29 Сын (7 лет) - Николай Троечник
14. Олег Б., Александра Б. 28 и 26 Дочь (7 лет) - Анастасия Троечник
15. Юрий В., Ольга  В. 38 и 30 Сын (8 лет) - Антон Отличник
16. Геннадий В., Ангелина В. 29 и 26 Сын (7 лет) - Алексей Троечник
17. Степан Ц., Ирина  Ц. 29 и 26 Сын (7 лет) - Виктор Хорошист
18. Василий Ф., Евгения  Ф. 36 и 33 Дочь (8 лет) - Юлиана Хорошист
19. Александр Б., Анастасия  Б. 35 и 30 Сын (8 лет) - Сергий Хорошист
20. Евгений Л., Татьяна  Л. 30 и 28 Сын (8 лет) - Кузьма Хорошист
21. Николай С., София  С. 36 и  28 Сын (7 лет) –  Илья Хорошист
22. Егор И.. Светлана И. 35 и 30 Дочь (8 лет) - Кристина Троечник
23. Леонид Б., Анна Б. 28 и 25 Сын (7 лет) - Евгений Хорошист
24. Алексей М., Марина М. 29 и 26 Дочь (7 лет) –  Алина Хорошист
25. Станислав Ш., Карина Ш. 39 и 35 Дочь (8 лет) - Елизавета Троечник
26. Артур П., Рута П. 29 и 28 Сын (8 лет) - Армен Отличник
27. Сергей Р., Елена  Р. 26 и 25 Дочь (7 лет) –  Станислав Троечник
28. Дмитрий Т., Ирина  Т 37 и 33 Дочь (8 лет) –  Елена Хорошист
29. Вячеслав Р., Алина С. 39 и 31 Дочь (7 лет) - Дарья Хорошист
30. Ренат Л., Олеся  Л. 34 и 28 Сын (7 лет) – Вячеслав Хорошист

 

     Следующим этапом нашего исследования стало проведение методики «Кинетический рисунок  семьи». На значение графической деятельности указывали Ж.Пиаже, А.С. Болдырева, Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова и  другие отечественные и зарубежные авторы, которые считали, что ее анализ способствует глубокому изучению состояния ребенка, его видения мира. Детям дошкольного возраста не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи.

     Графические методы для первоклассников вполне доступны (Берне Р., Кауфман С., Романова Е.С., Потемкина С.Ф.). В работах отечественных и зарубежных авторов отмечается существенная связь между особенностями рисунка семьи и межличностными отношениями.

     Методика  «Кинетический рисунок семьи» дает возможность изучить особенности отношений младших школьников к родителям, выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений, которые может  переживать ребенок младшего школьного возраста, независимо от интеллектуального и психического развития.

     Детям была предоставлена инструкция нарисовать свою семью. Стояло ограничение времени  – 35 минут.

     Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, входящего в тест на определение родительского отношения к детям. Он включает 61 вопрос и составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

     1. Принятие — отвержение  ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

     2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

     3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Информация о работе Семейные отношения и их воспитательные задачи