Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

3) В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции русского народа. [26-27]

4) Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

1.      Проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним.

2.      Не допускать ощущение собственной несостоятельности у ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения.

3.      Ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.

4.      Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности. [26-27]

5) Чтобы ребёнок умел правильно вести себя за столом, проявлять к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо вместе в кругу семьи устраивать праздники, где ребёнок побыть в роли гостеприимного хозяина.

Также в этом возрасте дети являются хорошими наблюдателями и чтобы привить ребёнку правила хорошего тона за столом и т.д., родители сами должны выполнять все правила.

Если семье предложили придти на праздник в семью, в которой детей нет, то лучше всего отказаться от этого предложения, чтоб ребёнок не чувствовал себя отрешённым, т.к. за столом, среди взрослых, детям сидеть не рекомендуется. [15]

6) Культура обучения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержана, не повышая голоса. тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.

7) К нравственным качествам личности также относится и культурно-гигиенические навыки. Для того чтобы ребёнок не сопротивлялся гигиеническим требованиям как умывание, что часто встречается в детской среде необходимо, чтоб вода была комнатной температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребёнка сформируется негативное отношение  к умыванию.

8) Немаловажное значение в нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи.

Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

9) Необходимо приобщать ребёнка к религии, посредством посещения церкви, вследствие чего у ребёнка развивается духовная нравственность. [1]

Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задатки нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатель ДОУ.

Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка некоторые задачи нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить воспитатели ДОУ.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, помогает человеку устоять против негативных внешних воздействий. Нравственность лучше воспитывать в дошкольном возрасте, т.к. именно в этом периоде ребёнок легко поддаётся воздействию, а самое главное с какой стороны повлиять на ребёнка и от этого зависит его дальнейшая судьба. Большую часть своего времени дошкольник проводит в семье, следовательно, большая ответственность в воспитании будущего гражданина ложится на плечи родителей. При этом родитель должен быть авторитетным для ребёнка и примером во всём. Т.к в дошкольном возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть положительным примером для ребёнка во в всех отношениях.

Не маловажное значение в нравственном воспитании дошкольника имеет фольклор, традиции, в тесной взаимосвязи с нравственным воспитании в этом плане находится трудовое воспитание (приобщение ребёнка к хозяйственной деятельности), эстетическое (воспитывать в ребёнке любовь к себе, к окружающим его людям; чувство совести и стыда; чувство сострадания), этическое (научить ребёнка к правилам хорошего тона) и экологическое (привить любовь к природе и бережного отношения к ней) и т.д.

При проведении эксперимента также можно сделать вывод, что если у родителей преобладает семейно-бытовые ориентации, этические ценности, ценности дела, самоутверждение, то дети этих семей обладают такими качествами как:

1. готовность придти на помощь;

2. уважение к старшим;

3. творческая направленность.

Следовательно, у них доминирует высокий уровень нравственности - 40% (4 человека).

В семьях, где преобладают эстетические, интеллектуальные, гедонистические, альтруистические ценности, то у детей доминирует средний уровень нравственности, который составляет 60% (6 человек) и дети обладают такими качествами как:

1.      дружелюбие

2.      творческая направленность

3.      физическая активность

4.      коллективизм

 

 

 

Список литературы

1.      Авдулова Т.П. о том, что мы называем симпатией// Дошкольное воспитание, 1993 г., №12, с. 39-47

2.      Аникеева Н.П. Воспитание игрой: КН, для учителя - М.: Просвещение, 1987 г., с 284

3.      Ашиков С. «Воспитание Культурой и Красотой»\\ Дошкольное воспитание, 2002, № 5, с 9-13.

4.      Бондаренко Е.А. О развитии ребёнка (Дошкольный возраст) МН, «нар. асвета», 1974 г., с 256

5.      Дядюнова И.А. Воспитание маленького гражданина// Воспитание школьника, 2003 г., №8, с 8-10

6.      Журова Л.Е., Комарова Т.С. Мир детства. Дошкольник. Изд-во «Педагогика», 1993 г., с 416

7.      Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - стереотип – М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160

8.      Каплан А.И. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Пособие для воспит. дет. сада – М.: Просвещение, 1976 г., с 147

9.      Ковалёв С.В. Психология современное семьи: информационно-методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни – М.: Просвещение, 1998 г., с 208

10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире// Дошкольное воспитание. 2001 г., № 9, с 98-100

11. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – Ростов и / Д.: Издательский центр «Март», 2003 г., с 504

12. Куликова В.А. ценностный подход к проблеме семейного воспитания// Образование, 2004 г., № 6, с 27-35

13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г., с 368

14. Куломзина С.Д. Развитие нравственного сознания в детях// Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

15. Курочкина Л. «Воспитание культуры поведения у дошкольника»\\ Дошкольное воспитание, 2003, № 11, с 114-115.

16. Лебедева Г.А., Русинова О.А. Изучение воспитательного потенциала среды: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов пед. вузов/ СГПИ – Соликамск СГПИ, 2003 г., с 134

17. Лебедев П.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия» - 2001 г., с  512

18. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособиядля студ. высш. учеб. заведений – М.: Прометей, 1995 г., с 464

19. Малякова Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника// Классный руководитель.  2005 г., №5, с 30-31

20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001 г., с 256

21. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей/ В.Т. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.Н. Жуковская и др.: под ред. В.Г. Нечаева – 3-е изд. Испр. И доп. – М.: Просвещение, 1984 г., - 272 с.

22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук – М.: АЗЪ. 1993 г.

23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого

24. Росс Кемпблл Как на самом деле любить детей. М.Максимов Не только любить – М.: Знание, 1992 г., с 190

25. Свердлов О.Г. Диалоги о воспитании – М.: Педагогика, 1979 г., с 371

26. Теплюк С. «С чего начинается личность»\\ Дошкольное воспитание, 2004, № 8, с 93-94.

27. Теплюк С. «Отечественная культура в нравственном воспитании»// Дошкольное воспитание, 2004, № 2, с 12-14.

28. Тимофеева Р.М. Игра – важное занятие// Классный руководитель, 1998, № 2, с 49-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольного возраста. (Малякова Н.С.)

Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.

Метод: наблюдение.

Ход проведения: предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств дошкольника на основе опроса и результатов исследования.

Духовно-нравственные качества личности:

1.      Готовность придти на помощь

2.      Уважение к старшим

3.      Дружелюбие

4.      Трудолюбие

5.      Физическая активность

6.      Коллективизм

7.      Творческая направленность

Обработка результатов: при обобщении результатов диагностики считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу детей. Затем выделяют приоритетные характеристики (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).

 

Приложение 2

В результате проведения эксперимента в ДОУ п. Кушмангорт, были получена следующие данные: по диагностике Маляковой Н.С., состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника.

 

№  ребёнка

Ребёнок 1

Ребёнок 2

Ребёнок 3

Ребёнок 4

Ребёнок 5

Ребёнок 6

Ребёнок 7

Ребёнок 8

Ребёнок 9

Ребёнок 10

Качества личн.

1

В

В

С

В

Н

В

С

С

В

С

2

В

С

С

В

В

С

В

В

В

В

3

Н

В

Н

В

Н

С

С

В

С

С

4

В

В

С

С

В

Н

В

С

С

С

5

Н

С

В

В

В

С

Н

Н

В

В

6

Н

В

Н

С

С

С

С

В

С

С

7

В

С

С

Н

В

Н

В

С

С

С

 

В ходе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Ребёнок 1              В - 58%              Н - 42%

Ребёнок 2              В - 57%              С - 43%

Ребёнок 3               В - 15%              С - 57%              Н - 28%

Ребёнок 4               В - 57%              С - 29%              Н - 14%

Ребёнок 5               В - 58%              С - 14%              Н - 28%

Ребёнок 6               В - 15%              С - 57%              Н - 28%

Ребёнок 7               В - 42%              С - 43%              Н - 15%

Ребёнок 8               В - 42%              С - 43%              Н - 15%

Ребёнок 9               В - 42%              С - 58%             

Ребёнок 10              В - 28%              С - 72%

Приложение 3

Методика "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ"

Инструкция. Перед Вами описок ценностей. Вата задача - оценить их но степени значимости для Вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам; на первое место поставьте наиболее значимую, на последнее место - наименее значимую ценность.

Обработка. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные тины: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья): профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие); эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями); гедонистическая (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода); интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре, развитие); общественная (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).

Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам. Ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); принятия других (терпимость, альтруизм, чуткость, широта взглядов); самоутверждения (высокие запросы, смелость, твердая воля, независимость); саморегуляции, самоорганизации (рационализм, самоконтроль, жизнерадостность); этические (честность, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, воспитанность) и т.д. Конечно, выделенные типы - лишь ключевые вехи для структурирования ценностей самим педагогом.

Список терминальных ценностей:

-              активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

-              образование;

-              здоровье (физическое и психическое);

Информация о работе Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности