Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа
Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Заключение
Список литературы
Приложения
36
ГОУ ВПО
Соликамский государственный педагогический институт
Кафедра теории и истории педагогики
Курсовая работа
Спириной Елены Владимировны
Студентки 3 курса гуманитарного факультета
231 гр.
Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности
Проверила:
Научный руководитель
ассистент кафедры теории и истории педагогики
Костылева Анна Александровна
Соликамск 2006
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере педагогики, психологии и других наук. Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты (В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань).
А. Шемишурина и В. Шутова утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребёнка лучше всего в дошкольном возрасте. В этот период ребёнок ещё не задумывается над тем, что он делает. И только в младшем школьном возрасте он уже даёт некоторую оценку своим поступкам. Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сенситивного периода, мы можем проследить механизм становления нравственных качеств личности.
Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурина, В. Шутова, большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи.
М. Демков в своей работе уделял внимание не только дошкольному возрасту, но и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления. Таким образом, по мнению учёного основу нравственного воспитания закладывает семья, и дальнейшее её развитие осуществляется в рамках школы.
В работе А. Шемишурина и В. Шутовой очень подробно говорится о способах формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Они предлагают обратиться к фольклорным источникам: к песням, к сказкам и т.д.
В нашей работе мы проведём анализ литературных источников, экспериментальную работу по выявлению влияния условий семейной жизни на нравственное развитие ребёнка.
Проблема исследования: Какого влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности в дошкольный возраст.
Объект исследования: Нравственная основа личности.
Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Гипотеза: Формирование нравственной основы личности будет эффективным, если:
1. Дошкольный возраст выделить в качестве сенситивного периода становления нравственной основы личности.
2. В системе ценностных ориентаций родителей будут преобладать: эстетические ценности дела, принятие других, семейно-бытовые и этические.
Задачи исследования:
1. Выявить факторы формирования нравственной основы личности.
2. Изучить развитие нравственной основы личности в онтогенезе.
3. Рассмотреть семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
4. Провести экспериментальную работу.
5. Описать результаты, полученные в ходе проведения эксперимента.
6. Дать рекомендации по работе с детьми.
Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез. Эмпирически – проведение методики.
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
В рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к понятию нравственность. Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. [17]
Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах жизнедеятельности. [18]
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. [19]
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка - прежде всего это живое чувство, реальное состояние. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Составляющим элементом нравственного чувства является нравственное сознание – это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Оно предполагает знание, моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственно положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание – это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию. [15]
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:
1. Отношения и общение в коллективе
2. Отношения и общение на улице
3. Общение с товарищами
4. Отношение к себе
5. Отношение к природе, к внешнему миру
6. Отношение к общественным требованиям
7. Отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка. [15]
Из всего вышеперечисленного немаловажное значение в формировании нравственности ребёнка играет роль сказки, а также игры детей.
Дошкольный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. [12] В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления. [22]
Именно в дошкольном возрасте, особенно в 5-7 лет, игра принимает форму сюжетно-ролевой игры. Все сюжеты детских игр исследователи делят на 3 большие группы:
1. Игры с сюжетами на бытовые темы (например, игра «дочки-матери»). Здесь формируется такая нравственная сторона как забота, любовь, сопереживание к куклам, что затем это всё проецируется на реальный окружающий мир.
2. Игры с производствами темами. Формируют у детей вежливое отношение к окружающим в процессе общения между собой.
Сюжет – это та сфера действительности, которая отражается в игре.
В игре ребёнок легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребёнка трудно заставить сидеть за столом, не мешая другим, он отвлекается, задаёт вопросы и т.п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и течение более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не «навязано» ребёнку – оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя. [8]
Кроме ролевых игр можно выделить игры в куклы, которые являются очень ценными для изучения ребёнка, проникновения в его внутренний мир, выяснений нравственности его интересов. Часто отношение детей к кукле определяются её внешним видом (причёска, нарядное платье). Игры с куклами требуют от детей заботы, порядка в кукольном уголке, что так же является немаловажным в формировании их нравственности. [22]
Существенное значение так же играет фольклор (П.Ф. Лесгафт и С. Куломзина). Сказки учат ребёнка понять что есть добро, а что есть зло. Развитие личности происходит не постепенно, а скачками: необходимо пройти положенные этапы, подняться по ступенькам. И каждая ступенька «обслуживается» своей сказкой. Эта сказка помогает ребёнку сформировать свою душу так, чтобы забраться на следующую ступеньку.
Наряду со сказкой необходимо выделить и такие жанры как потешки – помогают выразить отношения между взрослыми и детьми; музыка, домашнее пение, прибаутки и многое другое. [12]
Так же необходимо устраивать детские праздники, где ребёнок может выступать в рои гостеприимного хозяина, угощая своих гостей. В связи с этим у ребёнка формируется чувство доброжелательности. [6]
Таким образом, нравственное воспитание ребёнка строится на нравственном сознании, чувстве и мышлении, они в свою очередь являются фундаментом проявления нравственной воли.
Наиболее ярким явлением в формировании нравственной основы личности можно выделить фольклор, а также игры. В играх у детей формируются чувства. Однако, повторяющиеся примитивные игры мало дают для проявления нравственных чувств, формирования взаимоотношений. Поэтому важно расширять игровые интересы детей.
Главным условием, помогающим сделать игры средством нравственного воспитания, является такое руководство детьми, при котором содержание игр увлекает дошкольников, и детские взаимоотношения приобретают нравственно направленный характер.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идёт о том, о чём забывать нельзя, невозможно – о нравственном воспитании в дошкольном возрасте. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. [10]