Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:32, контрольная работа
Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий. При этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения
Введение_______________________________________________________3
1. Теоретические подходы к исследованию личности________________5
2. Психологическая структура личности__________________________10
3. Факторы формирования и развития личности___________________15
Заключение____________________________________________________19
Список использованной литературы_______________________________20
Оглавление
Введение______________________
Заключение____________________
Список
использованной литературы____________________
Введение
Психологи всего мирового сообщества изучают проблему формирования и развития личности. Эта тема актуальна тем, что в ней рассматривается человек (личность) не только как биологическое существо, а также рассматриваются его способности, качества, цели и т.п. Знание закономерностей формирования личности – необходимая предпосылка для совершенствования методов исследования и помощи различным категориям людей. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь. В работе будут рассматриваться свойства личности, факторы, влияющие на развитие и формирование личности, теоретические подходы к исследованию личности.
Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий. При этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек зрения.
Немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и многими другими. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16 – факторный тест Кеттела). В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. В концепции структуры и развития личности А.Н. Леонтьева центральное место отведено понятию деятельности. У Л.И. Божовича и Леонтьева А.Н. основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности.
Цель работы: провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.
Задачи исследования:
Термин личность - пришло к нам со времен античности, они понимали ее как «Маска». Под маской скрывается человек, но никто не знал, что за человек скрывался под маской, пока этим не заинтересовались психологи. Они начали рассматривать этого человека как личность (как маску). В психологии понятие «личность» относится к числу базовых понятий, но на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Разнообразие ответов и расхождение во мнениях говорит о сложности самого феномена личности. По этому поводу И.С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»1.
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Специфической
особенностью человека как биологического
существа, принадлежащего к классу
млекопитающих, является прямохождение,
приспособленность рук к
«Личность» - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Личность, это совершенно особенное качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные отношения. Для того чтобы понять основания, на которых формируются свойства личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Но личность можно изучить и понять только в контексте конкретных социальных условий, определенной исторической эпохи3.
Личность любого человека наделена только ей присущим сочетанием различных психологических черт и особенностей, которые образуют индивидуальность и составляют своеобразие человека, которое отличает его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, в специфике интересов, в восприятии, интеллекте, потребностях и способностях индивида.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Личность и индивидуальность образуют единство, но эти понятия не тождественные. По мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность – это одна из сторон личности человека4.
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. Выделяют три периода развития психологии личности: филосовско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей, и продолжался вплоть до начала XIX в. Основной проблемой психологии личности в филосовско-литературный период являлся вопрос о нравственно и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке. Что он может назвать своим, личным: биологию, психологию, имущество, поведение, культуру.
В
клинический период изучение личности
было сужено по сравнению с филосовско-
В
плоть до начала ХХ в. филосовско-литературный
и клинический подходы к
Экспериментальные
исследования личности в России были
начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом
- Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Лазурский
разработал технику и методику ведения
систематических научных
В зарубежной психологии существует три основных подхода к исследованию личности: биогенетический подход, социогенетический и психогенетический. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социогенетический подход противоположен биогенетическому подходу. Его сторонники объясняют особенности личности исходя из структуры общества. Они считают личность продуктом научения. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологического подхода, ни социогенетического. На первый план выдвигают развитие психических процессов8.
Фрейд стоял на
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Альфред Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих влияний. Адлер выступал против биологизаторской теории Фрейда. Он подчеркивал, что основное в человеке не природные инстинкты, а общественное чувство. Это чувство врожденное, но оно должно быть социально развито. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека.10
Карл Густав Юнг в отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются только прошлые события, особенно психосексуальные конфликты. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.
Каждая
психологическая теория, затрагивающая
вопросы формирования личности рассматривает
этот процесс под углом своего учения
и благодаря этому обогащает концепцию
развития личности в целом. Кардинальные,
на первый взгляд, различия между взглядами
некоторых психологических школ, гармонично
дополняют друг друга при рассмотрении
их с культурно-исторической позиции.
Несмотря на большое количество концепций
развития личности, этот вопрос остается
открытым, до конца не изученным. Исследования
личности активно ведутся и сейчас. Главной
особенность современных исследований
является то, что теоретические воззрения
формируются на основе экспериментальных
исследований.
В психологии существуют разные подходы к исследованию личности. В качестве ведущей характеристики выделяют направленность. Есть разные определения этого понятия: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «доминирующее отношение». Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.11
Информация о работе Основные факторы, влияющие на формирование личности