Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа
Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Заключение
Список литературы
Приложения
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».
Вывод по главе 1: Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живёт личность, сюда входят: общение с товарищами, общение и отношение на улице. Самым важным пространством в жизни ребёнка является семья, главным воспитателями в которой являются родители.
Наилучшим возрастом для воспитания нравственных качеств личности является дошкольный (3-6 лет). Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие моральных эмоций, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, на которые можно положительно повлиять, и благодаря этому воспитать нравственную личность.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
Эксперимент был проведён на базе ДОУ п. Кушмангорт. В эксперименте приняли участие 100% (30 человек) испытуемых, из них 70% (20 человек) родителей и 10% (10 человек) детей.
Цель эксперимента: выявить и обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Задачи: 1) Выявить ценностные ориентации родителей; 2) выявить духовно-нравственные качества личности дошкольника; 3) Соотнести результаты методик.
Критерии оценки для родителей:
Критерий | Уровни |
Семейно-бытовая | Работа, здоровье, друзья, любовь, семья. |
Профессионально-творческая | Интересная работа, образование, творчество, развитие. |
Эстетическая | Красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре. |
Альтруистическая | Любовь, счастье других, общение с друзьями |
Гедонистическая | Удовольствие развлечения, здоровье, любовь, свобода. |
Интеллектуальная | Образование, познание, приобщение к культуре, развитие. |
Общественная | Общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь. |
Ценности дела | Аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах. |
Принятие других | Терпимость, альтруизм, чуткость |
Самоутверждение | Высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость. |
Самореализация и самоорганизация | Рационализм, самоконтроль, жизнерадостность. |
Этические | Честность, чуткость, воспитанность. |
Критерии оценки для детей:
Критерии | Уровни | ||||
высокий | средний | низкий | |||
Готовность придти на помощь |
50% |
40% |
10% | ||
Уважение к старшим |
70% |
30% |
– | ||
Дружелюбие | 30% | 40% | 30% | ||
Трудолюбие | 40% | 50% | 10% | ||
Физическая активность |
50% |
20% |
30% | ||
Коллективизм | 20% | 60% | 20% | ||
Творческая направленность |
30% |
50% |
20% |
Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника (Малякова Н.С.)
Цель: Изучение уровня духовно-нравственного развития личности дошкольника.
Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.
Диагностика содержит 6 утверждений качеств личности, которые считаются в процентном отношении количества «высокой» оценки каждого качества. Затем выделяются приоритетные характеристики класса (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).
Эта методика позволяет анализировать состояние воспитательного процесса в отношении дошкольника: определить приоритетные направления в воспитательной работе. Осуществляя анализ необходимо обращать внимание на отрицательные тенденции и стараться подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.
Цель: Определить состояние нравственных ценностей семьи.
Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.
Методика состоит из двух списков ценностей:
1. Список терминальных ценностей
2. Список инструментальных ценностей
Эти ценности необходимо оценить испытуемому по степени значимости для него, как принципов жизни.
Таким образом, учитываются ценности, занявшие первые 5 мест. Чрезвычайно полезно посмотреть, какие ценности считает незначительными, с тем, чтобы наиболее точно проникнуть в ценностную картину мира родителей.
По содержанию ценностей, занявшие первые 5 мест, можно обобщить тип ценностных ориентаций. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные типы: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие): эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями) и т.д. Следует подчеркнуть, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего это комбинированные варианты.
Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам как: ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость) и т.д.
При проведении эксперимента в ДОУ п. Кушмангорт, по диагностике Маляковой Н.С. «Состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника», были получены такие данные, как: из 100% (10 человек) испытуемых и 40% (4 человека) доминирует высокий уровень нравственности, у 60% (6 человек) преобладает средний уровень нравственность (см. приложение 2). Такие результаты можно соотнести с результатами, полученными при диагностировании их родителей.
При проведении эксперимента по методике М. Рокич « Ценностные ориентации», целью которой является определить состояние нравственных ценностей родителей, были получены следующие типы семейных ориентаций: (см. приложение 3)
1. Семейно-бытовая
2. Этическая
3. Ценности дела
4. Самоутверждений
5. Профессионально-творческая
6. Саморегуляции
7. Интеллектуальная
8. Альтруистическая
9. Принятия других
10. Общественная
11. Гедонистическая
12. Этическая
В связи с полученными данными можно соотнести уровень развития духовно-нравственной основы детей и состояние ценностных ориентаций родителей.
В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственности. В эту группу входят следующие семьи: семья 1 - семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); этические ценности (честность, чуткость, воспитанность); ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость). Семья 2 - семейно-бытовая, ценности дела, самоутверждение. Семья 3 - семейно-бытовая, ценности дела, этические, интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие). Семья 4 - семейно-бытовая, этические, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети в таких семьях являются высоконравственными личностями. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь.
В семьях, где преобладают профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, гедонистическая, эстетическая, альтруистическая, принятие других, интеллектуальная ориентации дети входят в группу со средним уровнем нравственности. Такими являются семьи. Семья 5 - профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие), общественная (общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь), принятие других (терпимость, альтруизм, чуткость), Семья 6 - Эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре), саморегуляция (самоконтроль, рационализм, жизнерадостность), профессионально-творческая, самоутверждения. Семья 7 - интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре), общественная, саморегулиции. Семья 8 - гедонистическая (удовольствие, здоровье, любовь, природа); саморегуляция, семейно-бытовая.
Семья 9 - альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями), профессионально-творческая, ценности дела.
Семья 10 - гедонистическая, семейно-бытовая, эстетическая, саморегуляции.
С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в этих семьях доминируют такие качества как:
1. дружелюбие
2. творческая направленность
3. физическая активность
4. коллективизм (приложение 1)
Таким образом, всё вышеизложенное можно объяснить следующим, что в семьях, которые входят в первую группу высокий уровень нравственности объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям, отсюда и высокий уровень трудолюбия, уважение к старшим и готовность придти на помощь. Семьи, которые входят во вторую группу дети имеют средний уровень нравственности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям первой группы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. В следствии этого необходимо отметить рад рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ.
Наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей следует обозначить такие пункты как:
1) Для воспитания лучших качеств и чувств можно обратиться за помощью к Культуре и Красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка.
Культура - это сумма поведении, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.
Красота - доброта, гармония, но так же это не только физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.
Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создать условия для возникновения радости, уверенности, эстетических переживаний и других нравственных чувств.
Мы должны говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.
Таким образом, Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах. [3]
2) Приобщение детей к рачительному ведению хозяйства, т.е. воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.