Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Вывод по главе 1: Теоретическое обоснование  влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живёт личность, сюда входят: общение с товарищами, общение и отношение на улице. Самым важным пространством в жизни ребёнка является семья, главным воспитателями в которой являются родители.

Наилучшим возрастом для воспитания нравственных качеств личности является дошкольный (3-6 лет). Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие моральных эмоций, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, на которые можно положительно повлиять,  и благодаря этому воспитать нравственную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.

§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.

Эксперимент был проведён на базе ДОУ п. Кушмангорт. В эксперименте приняли участие 100% (30 человек) испытуемых, из них 70% (20 человек) родителей и 10% (10 человек) детей.

Цель эксперимента: выявить и обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.

Задачи: 1) Выявить ценностные ориентации родителей; 2) выявить духовно-нравственные качества личности дошкольника; 3) Соотнести результаты методик.

Критерии оценки для родителей:

Критерий

Уровни

Семейно-бытовая

Работа, здоровье, друзья, любовь, семья.

Профессионально-творческая

Интересная работа, образование, творчество, развитие.

Эстетическая

Красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре.

Альтруистическая

Любовь, счастье других, общение с друзьями

Гедонистическая

Удовольствие развлечения, здоровье, любовь, свобода.

Интеллектуальная

Образование, познание, приобщение к культуре, развитие.

Общественная

Общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь.

Ценности дела

Аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах.

Принятие других

Терпимость, альтруизм, чуткость

Самоутверждение

Высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость.

Самореализация и самоорганизация

Рационализм, самоконтроль, жизнерадостность.

Этические

Честность, чуткость, воспитанность.

 

Критерии оценки для детей:

 

Критерии

Уровни

высокий

средний

низкий

Готовность придти на помощь

 

50%

 

40%

 

10%

Уважение к старшим

 

70%

 

30%

 

Дружелюбие

30%

40%

30%

Трудолюбие

40%

50%

10%

Физическая активность

 

50%

 

20%

 

30%

Коллективизм

20%

60%

20%

Творческая направленность

 

30%

 

50%

 

20%

 

Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности дошкольника (Малякова Н.С.)

Цель: Изучение уровня духовно-нравственного развития личности дошкольника.

Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.

Диагностика содержит 6 утверждений качеств личности, которые считаются в процентном отношении количества «высокой» оценки каждого качества. Затем выделяются приоритетные характеристики класса (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).

Эта методика позволяет анализировать состояние воспитательного процесса в отношении дошкольника: определить приоритетные направления в воспитательной работе. Осуществляя анализ необходимо обращать внимание на отрицательные тенденции и стараться подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.

Цель: Определить состояние нравственных ценностей семьи.

Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.

Методика состоит из двух списков ценностей:

1.      Список терминальных ценностей

2.      Список инструментальных ценностей

Эти ценности необходимо оценить испытуемому по степени значимости для него, как принципов жизни.

Таким образом, учитываются ценности, занявшие первые 5 мест. Чрезвычайно полезно посмотреть, какие ценности считает незначительными, с тем, чтобы наиболее точно проникнуть в ценностную картину мира родителей.

По содержанию ценностей, занявшие первые 5 мест, можно обобщить тип ценностных ориентаций. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные типы: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие): эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями) и т.д. Следует подчеркнуть, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего это комбинированные варианты.

Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам как: ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость) и т.д.

 

 

При проведении эксперимента в ДОУ п. Кушмангорт, по диагностике Маляковой Н.С. «Состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника», были получены такие данные, как: из 100% (10 человек) испытуемых и 40% (4 человека) доминирует высокий уровень нравственности, у 60% (6 человек) преобладает средний уровень нравственность (см. приложение 2). Такие результаты можно соотнести с результатами, полученными при диагностировании их родителей.

При проведении эксперимента по методике М. Рокич « Ценностные ориентации», целью которой является определить состояние нравственных ценностей родителей, были получены следующие типы семейных ориентаций: (см. приложение 3)

1.      Семейно-бытовая

2.      Этическая

3.      Ценности дела

4.      Самоутверждений

5.      Профессионально-творческая

6.      Саморегуляции

7.      Интеллектуальная

8.      Альтруистическая

9.      Принятия других

10. Общественная

11. Гедонистическая

12. Этическая

В связи с полученными данными можно соотнести уровень развития духовно-нравственной основы детей и состояние ценностных ориентаций родителей.

В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственности. В эту группу входят следующие семьи: семья 1 - семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); этические ценности (честность, чуткость, воспитанность); ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость). Семья 2 - семейно-бытовая, ценности дела, самоутверждение. Семья 3 - семейно-бытовая, ценности дела, этические, интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие). Семья 4 - семейно-бытовая, этические, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети в таких семьях являются высоконравственными личностями. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь.

В семьях, где преобладают профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, гедонистическая, эстетическая, альтруистическая, принятие других, интеллектуальная ориентации дети входят в группу со средним уровнем нравственности. Такими являются семьи. Семья 5 - профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие), общественная (общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь), принятие других (терпимость, альтруизм, чуткость), Семья 6 - Эстетическая              (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре), саморегуляция (самоконтроль, рационализм, жизнерадостность), профессионально-творческая, самоутверждения. Семья 7 - интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре), общественная, саморегулиции. Семья 8 - гедонистическая (удовольствие, здоровье, любовь, природа); саморегуляция, семейно-бытовая.

Семья 9 - альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями), профессионально-творческая, ценности дела.

Семья 10 - гедонистическая, семейно-бытовая, эстетическая, саморегуляции.

С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в этих семьях доминируют  такие качества как:

1.      дружелюбие

2.      творческая направленность

3.      физическая активность

4.      коллективизм (приложение 1)

Таким образом, всё вышеизложенное можно объяснить следующим, что в семьях, которые входят в первую группу высокий уровень нравственности объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям, отсюда и высокий уровень трудолюбия, уважение к старшим и готовность придти на помощь. Семьи, которые входят во вторую группу дети имеют средний уровень нравственности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям первой группы.

 

§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.

В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. В следствии этого необходимо отметить рад рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ.

Наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей следует обозначить такие пункты как:

1) Для воспитания лучших качеств и чувств можно обратиться за помощью к Культуре и Красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка.

Культура - это сумма поведении, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.

Красота - доброта, гармония, но так же это не только физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.

Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создать условия для возникновения радости, уверенности, эстетических переживаний и других нравственных чувств.

Мы должны говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.

Таким образом, Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах. [3]

2) Приобщение детей к рачительному ведению хозяйства, т.е. воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.

Информация о работе Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности