Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:09, курсовая работа
Предмет исследования: Особенности семейного воспитания как основной фактор формирования нравственной основы личности.
Цель исследования: Выявить и экспериментально обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
§ 1.1. Нравственная основа личности и условия её формирования.
§ 1.2. Дошкольной возраст, период становления нравственной основы личности.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению нравственных качеств личности.
§ 2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы.
§ 2.2. Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности.
Заключение
Список литературы
Приложения
В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д. На протяжении дошкольного возраста е него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. [3]
Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым. [6]
Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда.
Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения. Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. [18]
Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье будут предъявляться ребёнку постоянно. [6]
Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.
Поскольку нравственное воспитание ведётся с расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым большое, уметь различать перспективу. Поэтому необходимо обратиться к вопросу, что мы понимаем под словами «честность», «правдивость»?
Честность и правдивость являются для маленького ребёнка как бы «врождёнными». В этом возрасте (3-4 года), в силу своей непосредственности, он не умеет ни скрывать свои чувства, ни утаивать возникшие мысли. Поэтому главная задача родителей развить это качество, постепенно переводя его, конечно, в более взрослые рамки. [8]
Так же этот возраст характеризуется тем, что в этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе. [20]
Авдулова Т.П. выделяет в сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие:
1. нравственное сознание (оценка, суждение)
2. нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля)
3. нравственное переживание (стыд, сопереживание)
В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого. Влияние взрослого на ребёнка осуществляется главным образом в процессе деятельности, в деятельности значения приобретают личностный смысл.
В процессе нравственного развития, нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения. Когда ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется нравственная мотивация поведения, нравственность «интериорицируется». [1]
Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинение мотивов. Способность действовать по социально-принятому намерению, является основополагающей для нравственного поступка. [2]
Так как дошкольный возраст, это возраст существенного изменения человека во всех отношениях, то в связи с этим, многие авторы по-разному относятся к этому периоду, как к периоду становления нравственной основы личности. В этом периоде они выделяют несколько этапов, которые характеризуются каждый по-своему.
Лебедев в этом периоде выделяет несколько стадий, по которым осуществляется становление нравственной основы личности.
Во-первых, это вненравственный период, т.к. в 3-4 года дитя не есть нравственное существо. Здесь ребёнок только приобретает разные привычки, приучается к исполнению приказаний
Во-вторых, это донравственный период, который характеризуется развитием у детей симпатических чувствований. Развитие симпатии совершается сначала в пределах семьи, тех лиц и отношений, которые встречаются в семье, а затем, с течением времени, с возрастом ребёнка, симпатия переходит границы семьи.
В донравственном периоде Лебедев выделяет также такое явления как выполнение маленьких обязанностей, т.е. приучение детей к соблюдению определённого порядка в их жизни и деятельности. В семье детей приучают вставать вовремя, вести себя надлежащим образом, приучают детей к сдержанности и т.д. Это выполнение маленьких обязанностей может прямо побуждать детей к борьбе со своими недостатками. [13]
Таким образом, вненравственный и донравственный периоды являются зачатками в становлении нравственной личности.
Лихачёв в своей философии воспитания даёт иное развитие нравственных основ личности в дошкольном возрасте. Так, он выделяет 3 периода:
Первый период характеризуется господством естественного эгоизма. Ребёнок рождается не нравственным существом (это сближает его с Лебедевым) и некоторое время ребёнок находится по ту строну добра и зла. Это период постепенного накопления опыта социальных отношений. Здесь происходит подготовка сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, перехода от внеморальности в мир осуществлённой морали. В обыденном воспитании естественный эгоизм ребёнка вызывал стихийную реакцию взрослого: систему запретительных воздействий и наказаний. Педагогическим фундаментом этого является авторитет воспитателя, любовь, интерес уважение к нему со стороны детей.
Второй период – это социализация ребёнка, его нравственное воспитание, введение в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения. Здесь наступает прозрение, что аморальные поступки осудит общественное мнение, а противоправные покарает закон. Система общественного нравственного воспитания представляет собой свободно-принудительное приобщение детей к общественным нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей.
Традиционными путями и способами нравственного воспитания стали методы формирования нравственного сознания. С их помощью детей знакомят с нравственными нормами и какое значение представляют они для общества.
Третий период – есть период свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Это та стадия, на которой человек способен духовно автономизироваться на основе внутренне-принятых общественно ценных идеалов и принципов, в нём образуется собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящий, ответственной, внутренне раскрепощённой личностью. [14]
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является сомой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
§ 1.3. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности.
В рассмотрении этого возрасты мы должны обратиться к понятию, что же такое семейное воспитание. Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. [18]
Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. [15] Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.
Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека». [5]
Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. [7]
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями. [8]
Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. [20]
Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье. [21]
Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь. [1]
Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет – это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. [5]
Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.
Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.
Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики – это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым. [11]
Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна. [18]
Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью. [16]
Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника.
Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной направленности.
Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества. [21]
Хорошая семья представляет собой коллектив, глее все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.
Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными. [7]