Семейная и дошкольная педагогика. Работа с младенцем

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:57, реферат

Описание работы

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека. Сразу же оговоримся, что наука неточная, а скорее являющая собой гуманитарную дисциплину, динамично развивающуюся вслед за развитием общества. Но не всегда, к сожалению, вовремя поспевающую…
Педагогика играет колоссальную роль не только в формировании конкретной личности, но и в становлении общества в целом ее влияние трудно переоценить. Именно она указывает родителям и работникам всех сфер образования основные векторы и вехи в воспитании нового поколения.

Содержание

Введение……………………………………………….3

История педагогики……………………………………4

Ранний возраст
Воспитание детей первого года жизни……………….5
Воспитание детей второго и третьего года жизни……14

Семейная педагогика……………………………………32

Дошкольная педагогика…………………………………36

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

semeynaya_pedagogika.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

М. Монтессори определила условия использования дидактических материалов.

1. Дидактические средства (материалы) должны осваиваться в свободном манипулировании.

2. Задача педагогики состоит в стимулировании интереса детей к этим манипуляциям.

3. Дидактические материалы представляют выстроенную систему и даются в строго определенной последовательности.

4. Манипуляции производятся детьми столько, сколько им будет угодно.

М. Монтессори не разделяла положительных мнений других педагогов о развивающих возможностях игровой деятельности, поэтому в ее технологиях не содержится рекомендаций по ней. Она справедливо считала, что развитая сенсорная система является основой для интеллектуального и общего развития. Кроме того, М. Монтессори утверждала, что соблюдение условий манипулирования дидактическими средствами приводит к развитию и совершенствованию у детей произвольного внимания, сосредоточенности и самодисциплины.

Современные исследователи проблемы воспитания дошкольников не во всем соглашаются с М. Монтессори, но признают полезность и эффективность разработанных ею дидактических средств. Современной педагогической технологией является теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. ТРИЗ разработана на разных уровнях образования (от дошкольного до высшего).

Создателями ТРИЗа предлагаются оригинальные методы и средства развития интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. К этим методам и средствам относятся: метод тотальных объектов, типовые приемы фантазирования, системный оператор, морфологические таблицы, метод маленьких человечков.

I. Сущность метода тотальных объектов состоит в том, что какой—то объект или предмет становится основным при организации деятельности детей. Авторы ТРИЗа считают этот метод универсальным, т. е. он может использоваться в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, развитии речи и т. д.

Возможности метода тотальных объектов состоят в том, что с его помощью может быть сформировано умение увидеть главное, основное: умение анализировать объекты и устанавливать взаимосвязи. Метод тотальных объектов способствует воображению.

II. Типовые приемы фантазирования. Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Авторы разработок предлагают 4 типовых приема фантазирования.

1. «Очеловечивание» приемов и явлений.

2. Изменение сюжета сказки.

3. Изменение эпизода сказки.

4. Изменение конца.

Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.

III. Морфологическая таблица, с помощью которой можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например основные части сказки.

Данный метод способствует формированию таких умений, как умение увидеть структуру объекта, т. е. главное. Аналогичными возможностями обладает системный оператор. Первый метод используется авторами ТРИЗа для анализа состояния вещества: жидкого, газообразного, твердого. Каждому состоянию соответствуют свои человечки. Этот метод способствует формированию видения структуры объекта.

Технологию ТРИЗа критикуют за недостаточное психолого—педагогическое обоснование методов и средств, которые она предлагает. Слабость этого обоснования связана с тем, что технология появилась в связи с исследованиями по созданию искусственного интеллекта.

Н. Потаповой создана локальная технология, суть которой состоит в том, что к зрительным и моторным анализаторам, участвующим в усвоении детьми написания букв, добавляются тактильные анализаторы. Для включения анализаторов Н. Потаповой разработана система средств: изображение букв или элементов из наждачной или бархатной бумаги. Н. Потапова предлагает систему приемов для работы с этими элементами.

Б. Зайцевым предложена локальная технология раннего обучения чтению. Ядром являются дидактические средства в виде наборов кубиков, на которых в определенной последовательности и сочетании расположены отдельные кубики со звуками, разработаны приемы манипуляции с кубиками.

Б. и Е. Никитины разработали систему технологических приемов развития интеллекта.

В дошкольных разработках предлагаются отдельные педагогические приемы. Например:

– прием переключения деятельности (чтобы ребенок не делал «плохое», нужно дать возможность делать хорошее и интересное для него);

– положительное подкрепление (суть в одобрении, поощрении позитивного поведения – прием способствует закреплению положительных привычек);

– прием отрицательного подкрепления (цель – предупредить нежелательные поступки);

– прием «эмоциональная установка» (взрослый в присутствии ребенка демонстрирует ярко выраженные эмоциональные отношения – положительные/отрицательные к чему—либо, таким образом подает пример отношения ребенку + вариант этого приема: «эмоциональный контраст»).

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ОСНОВЫ

Современная дидактика определяет обучение как двусторонний процесс – взаимодействия педагога (обучающего) и учеников (учащихся), направленный на освоение последними знаний, навыков и умений, формирование у них умственных сил и способностей, воспитание мировоззрения, нравственных черт личности.

Центральным, основным компонентом обучения является учение – учебная деятельность. Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность:

– цель или конкретная задача;

– мотивы;

– планирование;

– процесс осуществления познаний с помощью личных действий и операций;

– результат.

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника. Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

 

 

 

 

Используемая литература:

1)"Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

"Просвещение", Москва, 1978 г.

2) Ребёнок в дошкольные годы, под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова, М., 1968

3) Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963

4) 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- Москва. 1989 г., с.58.

5)Целуйко В.М. Психология современной семьи. – Москва. 2004 г., с.83.

 

 

 

4

 



Информация о работе Семейная и дошкольная педагогика. Работа с младенцем