Контрольная работа Педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать творчество и основные идеи великого педагога К. Д. Ушинского, особенности современных дидактических систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать основные идеи К. Д. Ушинского;
Охарактеризовать цели нравственного воспитания по К. Д. Ушинскому;

Работа содержит 1 файл

педагогика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Контрольная работа 
 

Педагогика 
 

(вариант   № 1) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Резвухина Елена

студентка 4 курса

по специальности

«Постановка театрализованных

 представлений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2012 год 

г. Санкт-Петербург 
 

Содержание 
 

 

Введение 

     В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно  проверять правильность избираемого пути. В русской теории и практике образования это К. Д. Ушинский, педагог-демократ, основоположник отечественной науки, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Он глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

     Он  обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

     Цель  данной работы – проанализировать творчество и основные идеи великого педагога К. Д. Ушинского, особенности  современных дидактических систем.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Описать основные идеи К. Д. Ушинского;
  • Охарактеризовать цели нравственного воспитания по К. Д. Ушинскому;
  • Рассмотреть особенности современных дидактических систем.

     Метод исследования – анализ литературы.

     Структура работы обусловлена целью и задачами, соответственно, включает введение, три параграфа, заключение и список литературы.

 

1. Основные идеи К. Д. Ушинского 

     Крупнейшим  представителем русской педагогики XIX в. был Константин Дмитриевич Ушинский - основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук.

     В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики. Сущностная цель воспитания - жизненно важна для человека и потому не может не быть мировоззренческой. Считал, что педагогический успех возможен лишь при таком воспитании, которое будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться1.

     Он  полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой. В наиболее общем виде идея народности значила для Ушинского объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.

     В русской школе принцип народности должен был быть реализован через  приоритет родного языка как предмета школьного образования. Важное место отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. Педагогика должна стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук», к которым были отнесены анатомия, физиология и патология, психология человека, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом.

     Овладение педагогической наукой, полагал Ушинский, - мост для превращения воспитания в искусство.

     Ушинский  видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического  развития личности. Обучение решает двоякую  задачу – образовательную и воспитывающую. По своему содержанию обучение – это процесс обогащения знаний (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками. Педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов.

     Основополагающий  тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: "Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек". Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал как залог нравственной чистоты2.

     Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике,  справедливо указывая,  что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы.

     Ушинский  утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.

     Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой  глубиной и оригинальностью.

     Он  требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей  и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

     Говоря  о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим  забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти.

     Обучение  должно быть построено на принципах  посильности его для ребенка  и последовательности.

     Во  избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

     Исходя  из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности3.

     Таким образом, основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности. 

 

2. Цели нравственного воспитания  по К. Д. Ушинскому 

     К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

     Нравственное  воспитание,  по мнению Ушинского,  должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

     Воспитание  патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы -народностью. Любовь к родине, писал Ушинский, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

     Нравственное  воспитание должно развить в детях  уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

     Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию»4. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого изнеженности и заласканности. Педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.

     Ушинский  бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.

     Средствами  нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

     1) обучение (в этом отношении замечательны  его учебные книги, в 

     которых умело сочетаются развитие речи, сообщение  знаний и 

     нравственное  воспитание учащихся);

     2) личный пример учителя;

     3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;

     4) умелое обращение с учащимися  (педагогический такт);

     5) меры предупреждения;

      6) поощрения и взыскания5.

     Итак, отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь ввиду, что нравственность у него соединяется с религией. 

 

3. Особенности современных дидактических  систем 

     Основой процесса обучения являются дидактические  концепции или так называемые дидактические системы.

     Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и ученика. Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации.

     Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под  руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

     Проблемное  обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся  и учителя, при оптимальной самостоятельности  первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

     Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  • сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
  • достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию6.

     Обе эти задачи могут быть реализованы  с большим успехом именно в  процессе проблемного обучения, поскольку  усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими  системы проблемно-познавательных задач.

     Важно отметить еще одну из важных целей  проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Информация о работе Контрольная работа Педагогика