Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, контрольная работа
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вариант №13
Общее и различное в режиссёрских и сюжетно-ролевых играх дошкольников. Педагогическое руководство играми.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра, по определению А. И. Леонтьева,
является ведущей деятельностью
ребенка-дошкольника, то есть такой
деятельностью, в связи с развитием
которой происходят главнейшие изменения
в психике ребенка и внутри
которой развиваются
По Д. Б. Эльконину, сначала
появляется предметная игра, когда
ребенок воспроизводит
Различают два основных типа игр: со скрытыми и с открытыми (фиксированными) правилами. К первому типу игр относят сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением.
Сюжетно-ролевые (или сюжетные) игры подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские.
Режиссерская игра – вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).
Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами – интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.
Каждая из игр – сюжетно-ролевая, режиссерская и т.д. – имеет свою, специфическую роль в развитии детей. По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.
Проанализировав режиссёрскую и сюжетно-ролевые игры можно найти как общее, так и различное. Это видно из составленной нами таблицы.
ОБЩЕЕ | ||
Обе являются видами игр. Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Такие особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, использование различных предметов-заместителей и дают возможность отнести игру к сюжетно-ролевому виду. В дальнейшем режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и, дополняя друг друга. Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Режиссёрские игры могут быть и групповыми, как сюжетно-ролевые игры. Ребёнок участвует в общем сюжете или выступает как режиссёр - импровизатор концерта, спектакля. И в том и другом виде игр есть сюжет. Игры часто возникают по инициативе самих детей, желающих в своей игре отразить окружающую их действительность, взаимоотношения между людьми. Ребенок наблюдает действия и отношения окружающих в обыденной жизни (в семье, в детском саду, в магазине, в транспорте и т. д.), а также получает информацию из прочитанных ему книг, просмотренных мультфильмов, прослушанных радиопередач и т. д.,— этот опыт проявляется в играх уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов. Как правило он реализуется в играх с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма. Подражание взрослым в играх связано с работой воображения (ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом), мышления, речи и других психических функций. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Ребёнок усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. В этих играх необходима помощь взрослого, выражающаяся в создании игровой среды (предоставление ребенку материала). | ||
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ | ||
Режиссёрские |
Сюжетно-ролевые | |
Специфика |
Ребенок одновременно делает как бы двойную работу. Он последовательно исполняет роль каждого персонажа сказки и одновременно с этим находится над всеми ролями, осуществляя еще и другую работу: он, как режиссер, управляет движением сюжета, развертывает сказочное событие. Переносит функции с одного предмета на другой (например, кубик может быть машинкой или чашкой). В таких играх дети обыгрывают короткие, взятые из жизни сюжеты. |
Соединение двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая. Основой понятия сюжетно-ролевой игры: тема и содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Тема и содержание - отображаемая в игре область действительности; воображаемая ситуация - образ игры, её модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия; сюжет - последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры; роль - игровая позиция ребёнка, Подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские. Сюжет и др. элементы ролевой игры могут иметь театрализованные праздники, карнавалы, строит.-конструкторские игры и игры с элементами труда. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Чем богаче опыт ребенка, тем многообразнее сюжеты игры. |
Возраст. Время появления. |
Режиссерская игра появляется раньше совместной сюжетно-ролевой, ибо для ее осуществления не требуется высокого уровня развития игрового общения. Играть в режиссерские игры дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены». В раннем и младшем дошкольном возрасте индивидуальная форма игры является основной. Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. |
Появляется в дошкольном возрасте. |
С кем играет |
В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. Если же дети и играют в группе, то игра происходит у них не вместе, а рядом. |
Сюжетно-ролевая игра по форме и содержанию коллективная. В этой игре дети играют вместе, а не рядом. |
Координация игровых действий |
Не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. |
Координация игровых действий с партнерами |
Длительность |
В целом игра длится более часа. |
В младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней). |
Начало и развитие игры |
Действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. По мере расширения опыта ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений — усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Детям раннего и младшего дошкольного возраста свойственно по нескольку раз проигрывать знакомые сюжеты. При этом игровые действия совершенствуются, сокращаются и обобщаются. Сначала они заменяются жестами, позже — словом. Индивидуальная игра с игрушками является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой: кукла, в отличие от партнера-ребенка, не требует высокого уровня развития общения, т. е. здесь не надо одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре, позицию его роли. Социальный опыт ребенка определяет развитие сюжета, но не навязывает неизменной последовательности событий. |
Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра начинается с распределения ролей, но для этого дети должны договориться с партнером, во что и как они будут играть, затем удерживать свою роль, действовать и говорить согласно той роли, которую ребенок на себя принимает, и одновременно следить за всеми действиями партнера. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.
|
Чему учится |
-инициативность, придумывать ход событий самому; - играть в одну и
ту же игру по-разному, -отличать мир представлений, воображения и фантазии от окружающей реальности; -развиваются общие
способы познавательной - необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей". |
-овладевает правилами
игры и начинает следовать
им, какими бы сложными и — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций; -важное значение для
самостоятельной - позволяет ребенку
отвлечься, переключиться от - -формируются первые -складываются психические |
Руководство игрой |
Косвенное |
Непосредственное руководство играми детей. Роль взрослого в сюжетно-ролевой игре заключается в том, чтобы помочь выбрать сюжет, а в случае «пробуксовывания» игры — подкинуть новую идею. |
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных семей имеет одного-двух детей. А это значит, что многие дошкольники просто не имеют возможности реализовать свою потребность в игре в условиях семьи в другом виде творческой игры. Поэтому нами предложены методические рекомендациями по организации и руководству режиссерскими играми детей в условиях семьи.
Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:
Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказываются картонные коробки.
Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.
И, наконец, третье, самое
важное условие организации
Для того чтобы режиссерские игры были более разнообразные, читайте своим детям больше хороших книг, из которых они могут узнать, что такое добро и зло, зависть и доброта, честь и совесть. После чтения побеседуйте с ним о прочитанном, что ему понравилось, а что нет, как бы он поступил, если оказался на месте героя, что ему больше всего запомнилось.
Кроме этого больше посещайте с ребенком театры, выставки, кинозалы. Темы для игр можно найти в магазинах, и в аптеке, и в больнице, и во многих других местах. Беседуйте с ребенком об увиденном, делитесь с ним своими впечатлениями. Через некоторое время вы увидете, что игры стали более разнообразными и интересными.
Некоторые родители не знают как лучше начать игру. Здесь многое зависит от творчества и такта взрослого. Предлагаем лишь несколько вариантов. Можно начать игру с чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций или с рассказа о том, как вы сами играли в детстве. Придумайте рассказ про героя, который будет интересен ребенку, или дайте задание, например: «Придумай мультфильм», «Покажи, что было на прогулке» и др. Взрослый может придумать начало сказки или рассказа, а ребенок «показывает» окончание. Как один из вариантов можно рассмотреть следующий прием – присоединение к уже начатой игре. Взрослый спрашивает: «Ты кто в игре? Капитан? Я буду матросом! Приказывай,капитан,что я должен делать?» И игра началась. Но взрослые не должны навязывать игру ребенку, если он уже чем-то занят, лучше немного подождать. В противном случае игра не принесет радости.
В ходе режиссерской игры создавайте ситуации, в которых ребенок может пожалеть, попереживать, порадоваться за персонажа. В игре он должен наглядно увидеть, как надо поступать, и что получается, если поступить плохо по отношению к другим людям. Ребенок должен «увидеть» и понять, что когда поступаешь плохо с другими, в конечном итоге плохо будет и тебе самому. Беседуйте с малышом об играх, в которые вы с ним играли (Можно ли было в игре поступить по другому? или Поступил ли он так как герой игры? и др.). После таких бесед ребенок задумывается о себе и своих поступках.
Для ребенка игра не должна заканчиваться. Нельзя режиссерскую игру, да и любую другую обрывать фразой «Уже поздно, хватит играть, убирай игрушки!» или «Обед уже на столе, пошли обедать, никто тебя ждать не будет». Эти фразы можно сказать по-другому: «Уже поздно, твои игрушки уже спят, давай, убери их по местам, пусть они отдохнут, да и тебе пора спать» или «Твои игрушки проголодались, пока они едят, может, и ты пойдешь с нами обедать?» и игра не заканчивается, она лишь останавливается на время.
Постоянно расширяйте и пополняйте свои знания в области семейного воспитания, детской психологии и педагогике. Чем больше вы будете знать, тем легче вам будет организовывать жизнь ребенка в домашних условиях семьи,тем больше вы сможете помочь развитию вашего ребенка, в частности через режиссерскую игру. Читайте педагогическую литературу, книги, выходящие специально для родителей.
Руководство сюжетно-ролевой игрой.
Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира.
Однако в расширении
знаний и представлений у
Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознание и чувствах детей.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.
Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.
Информация о работе Контрольная работа по "Дошкольной педагогике"