Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:57, реферат
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека. Сразу же оговоримся, что наука неточная, а скорее являющая собой гуманитарную дисциплину, динамично развивающуюся вслед за развитием общества. Но не всегда, к сожалению, вовремя поспевающую…
Педагогика играет колоссальную роль не только в формировании конкретной личности, но и в становлении общества в целом ее влияние трудно переоценить. Именно она указывает родителям и работникам всех сфер образования основные векторы и вехи в воспитании нового поколения.
Введение……………………………………………….3
История педагогики……………………………………4
Ранний возраст
Воспитание детей первого года жизни……………….5
Воспитание детей второго и третьего года жизни……14
Семейная педагогика……………………………………32
Дошкольная педагогика…………………………………36
Используемая литература
Большой эффект дают такие занятия, содержание которых увязано с самостоятельной деятельностью детей, особенно с игрой. Например, детям показали инсценировку «Купание куклы Маши». После этого они получают в самостоятельное пользование небольших кукол и ванночки соответствующего размера и воспроизводят элементы инсценировки в своей игре. Подобную связь можно осуществить и после музыкальных занятий, занятий по конструированию, по сенсорному развитию и др. Не всегда дети сами могут воспроизвести полученное на занятиях в своей деятельности. Воспитатель должен способствовать этому различными средствами, всячески стимулируя закрепление полученных на занятиях умений.
Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Таким образом, малыши на занятиях должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под его контролем, говорить. Например, на занятии с матрешками дети знакомятся с величиной: большая, маленькая. Воспитатель показывает матрешку и говорит: «Это большая матрешка», «Это маленькая матрешка». Дети слушают его и смотрят. Затем он просит всех детей одновременно поднять и показать большую матрешку («Вот такую») и сказать: «Большая матрешка». Далее дети выполняют задания показать и назвать маленькую матрешку. В этом случае они действуют, сверяют свое действие с образцом и говорят.
В «Программе воспитания в детском саду» определены задачи и содержание программного материала разных видов заданий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, движений, изобразительной и конструктивной деятельности, по музыкальному воспитанию. Помимо этого, дается перечень художественных произведений, подвижных игр, содержание музыкального репертуара, а также нормативы разных видов движений.
Занятия с детьми планируются с учетом распределения на неделю. В календарном плане точно указывается название занятия, определяется его программное содержание; желательно также отразить ход занятия, вопросы к детям, указать дидактические пособия, которые будут использованы на нем. Каждый вид занятий с усложнениями повторяется в течение месяца.
Семейная педагогика
Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект—систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий—постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей —его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рассматриваются в последующих главах.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.
В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной семьи.
Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Воспитание детей проходит не только дома, но и в детских яслях, садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими. Этому способствует и развитие общественного транспорта. Дети легко перемещаются за пределы досягаемости семьи. Ясельное воспитание, обеспечивая ребенку уход и питание, не может компенсировать родительской любви и ласки. И это также становится одной из причин бесчувствия детей.
В прошлом семья трудилась как единая произведет венная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не видят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чем занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые обязанности детей в семье. Дома обычно решаются вопросы потребления, отдыха, развлечений.
Нестабильность семьи поддерживается экономической независимостью супругов и усложнением взаимных требований. На первый план выходят не экономические, а эмоциональные стимулы. Чем образованнее человек, тем выше и сложнее уровень его требований. Эмоциональное напряжение затронуло не только взрослых. С ранних лет детей преследует конкуренция: конкурсы в престижные классы, специализированные школы, спортивные секции. Даже спорт утратил свой чисто игровой и оздоровительный характер.
Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра.
Изменение социальной среды всегда обнаруживало недостаточность традиционной системы воспитания, и это давало повод говорить о трудностях воспитания, о том, что раньше все было легче и проще. Там, где формы воспитания не отстают от соответствующих социальных условий, трудностей нет или их значительно меньше.
Одна из трудностей преемственности опыта поколений состоит в том, что детям приходится овладевать теми знаниями и специальностями, которые были недоступны их родителям. Поэтому здесь не может идти речь о прямой передаче профессионального опыта.
Молодым приходится действовать в условиях, когда старый опыт не только не помогает, но и даже мешает. Принимать решения надо самостоятельно. Это требует большой гибкости, пластичности, подвижности. На первый план выходит не повиновение, а воспитание самостоятельности, инициативы. Не случайно ставится вопрос о школьном и студенческом самоуправлении. Важнейшими качествами личности становятся чувство достоинства и формирование социальной ответственности.
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.
Информация о работе Семейная и дошкольная педагогика. Работа с младенцем