Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:51, лекция
Краткий очерк развития дошкольной педагогики, становление дошкольной педагогики как науки. Идеи прогрессивной педагогики прошлого о воспитании детей дошкольного возраста (Я. А. Коменский, Н. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.).
О необходимости воспитания подрастающего поколения в трудах И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, М. Жумабаева, А. Байтурсынова и др.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Предмет дошкольной педагогики как науки. Методы педагогического исследования.
Краткий очерк развития дошкольной педагогики, становление дошкольной педагогики как науки. Идеи прогрессивной педагогики прошлого о воспитании детей дошкольного возраста (Я. А. Коменский, Н. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др.).
О необходимости воспитания подрастающего поколения в трудах И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, М. Жумабаева, А. Байтурсынова и др.
Организация педагогического исследования. Этапы исследования. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, метод индивидуальной беседы, изучение документации, детских работ и др. Формирование
умения работать с научной литературой. Особенность организации проведения констатирующего, формирующего этапов исследования в дошкольном учреждении. Обработка полученных" материалов, оформление результатов исследовательской деятельности.
Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе.
Основные понятия. Дошкольная педагогика, воспитание, обучение, педагогический процесс, категория, гипотеза, цели и задачи исследования, констатирующий, формирующий этапы исследования.
Развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Учет индивидуальных особенностей дошкольников.
Определение понятий "человек", "индивид", "личность", "развитие и формирование личности". Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности ребенка (социальная среда, наследственность, воспитание и обучение). Развитие и воспитание ребенка в семье.
Возрастная периодизация развития личности. Характеристика детей раннего и дошкольного возраста. Роль деятельности в формировании личности. Значение общения как деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Теоретические основы проблемы индивидуального подхода к ребенку (Е.А. Аркин, Р.Н. Жуковская, А.П. Усова, Л.П. Кнзязева, Я.Н. Ковальчук и др.). Изучение особенностей ребенка-первый этап индивидуального подхода к ребенку.
Дифференциация взаимоотношений школьников в зависимости от пола ребенка Т.А. Репина, Л.А. Градусова и др. Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста.
Основные понятия: личность, индивид, человек, развитие, формирование личности, наследственность и среда, индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей, половое воспитание.
Народная педагогика о воспитании детей дошкольного возраста.
Забота казахского народа о воспитании подрастающего поколения. Определение понятий "этнопедагогика", "этнопсихология", «традиции», «обычаи» народов. Устное народное творчество (песни, музыка и т. д.) - истоки народной педагогики. Традиции и обычаи казахского народа в - воспитании детей (курсак, шашу, жарыс, казан, иллдехана, балага ат кою, кыркынан шыгару и др.)
Традиции и обычаи казахского народа об уважении к старшим, забота о младших, положительные взаимоотношения с окружающими людьми, уважительное отношение к искусству слова, мастерству красноречия, к девушке и юноше.
Виды труда казахов: животноводчество, декоративно-прикладное искусство, охота, рыболовство и др. Ознакомление детей дошкольного возраста с видами труда казахов.
Основные понятия. Этнопедагогика, этнопсихология, традиции и обычаи.
Развитие общественного дошкольного воспитания.
Основные задачи общественного дошкольного воспитания. История создания первых детских садов в Казахстане. Краткий очерк развития общественного дошкольного воспитания за рубежом. (Я.А. Коменский, Н.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Ф. Фребель и др.) Первые детские сады в России (Л. К. Шлегер, А. С. Симонович, Е. Н. Тихеева и др.).
Развитие общественного дошкольного воспитания на, современном этапе. Типы дошкольных учреждений и их особенности.
Основные понятия. Общественное дошкольное воспитание, госпитализм, детский сад, воспитатель.
Развитие дошкольной педагогики как науки.
Развитие дошкольной педагогики как науки в Казахстане.
Роль первых казахских просветителей, педагогов в развитии педагогической мысли в Республике Казахстан (И. Алтынсарин, Ж. Аймаутов, А. Сембаев, А. Сытдыков и др.).
Открытие первых дошкольных учреждений в Казахстане, необходимость развития дошкольной педагогики как науки.
Значение первых методических рекомендаций, научно-педагогических и литературных сборников Н. Кулжановой.
Открытие при Министерстве просвещения Методического кабинета по дошкольному воспитанию. Роль первых научно-практических конференций в Казахстане, на которых рассматривались проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Организация научно-исследовательского института им. И. Алтынсарина, способствующая развитию дошкольной педагогики как науки в Казахстане. Исследования Г.П. Охотской, Б.Б Баймуратовой, Д.А. Исмаиловой, Д.Н. Иргалневой, А.К. Менжановой, Ж.Р. Тасжурековой, Н. Храпченкова и др. по проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Необходимость создания новой "Программы воспитания и развития в детском саду". Над проблемой создания "Программы воспитания и развития в детском саду" работает коллектив сотрудников Казахского института проблем образования им. И. Алтысарина (С. Сатимбекова, Ф. Жумабекова и др.).
Программа "Балбобек" (1999) - национальная программа, созданная под руководством М.С. Сатимбековой. Открытие НИИ дошкольного воспитания в Республике Казахстан в 2000 г. Издание сотрудниками НИИ дошкольного воспитания учебно-методических комплексов для предшкольной подготовки детей.
Обогащают дошкольную педагогику как науку исследования по психологии, педагогике, в частности, исследования, проведенные под руководством Х.Т. Шерьяздановой (Т. Л. Суркова, Г.М. Касымова, У.Н. Ауталипова, Н.Ж. Баримбеков), раскрывающие проблемы общения дошкольников CC взрослыми, особенности общения со сверстниками, в ходе организации народных подвижных игр и другие.
Одна из актуальных проблем современности - предшкольная подготовка детей 5-7 лет. В целях защиты прав детей на дошкольное образование и в связи с пунктом 4 статьи 23 Закона об образовании РК ведется большая работа по внедрению экспериментальной Программы предшкольной подготовки детей 5-7 лет в детском саду, созданную коллективом авторов под руководством Ж. А. Караева, Исмаиловой Д. А., Поповой Т. Н., Сейловой Л. Т. и др.
Программа предшкольной подготовки детей 5-7 лет в условиях школы, созданная при Государственном университете Семей Сыдыковым Е. Б., Татауровой Н. Л. и др. Указанные выше программы изданы Республиканским издательским кабинетом в 1999 г.
Проблемы подготовки кадров для дошкольных учреждений в высших учебных заведениях, разработка эффективных методов и форм обучения студентов раскрываются в исследованиях ученых (Ж. А. Абишева, У. Ш. Ибрагимов, Арзанбаева Б. О. и др.).
Перспективы развития дошкольной педагогики как науки в Республике Казахстан.
Программа развития и воспитания детей в ДОУ. Альтернативные программы.
Определение понятия "Программа воспитания и развития 1 детей в детском саду". История создания программы и ее значение в развитии дошкольного воспитания.
Особенности содержания программы по каждой возрастной группе. Изменения в содержании программы в связи с новыми исследованиями по дошкольному воспитанию Республики Казахстан, концепция ВНИК "Школа", составленная под рук. В. А. Петровского.
Альтернативные программы воспитания и развития детей дошкольного возраста - Программа "Радуга", составленная под рук. С. Г. Якобсон и Т. Н. Дороновои. Программа "Балбобек" коллектива сотрудников Казахского института проблем образования им. И. Алтынсарина, отдела "Дошкольное воспитание" под руководством М. Сатимбековой
Программа "Балбобек" дготовки детей 5-7 лет в
Программа "Шаг за шагом1 (1999г). Программа предшкольной подготовки детей 5-7 лет в детском саду.
(1999 г). Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы.
Основные понятия. Программа, концепция, альтернативные программы. Основные понятия. Воспитатель, функции воспитателя, квалификационная характеристика, педагогическое мастерство.