Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:16, контрольная работа
Основным принципом развития разговорной речи является принцип коммуникативного обучения.
Обучение сложному предложению русского языка в начальной национальной осетинской школе
На современном этапе развития начальной национальной школы обучение русскому языку становится все более актуальным. Это связано, с одной стороны, с необходимостью свободного владения не только родным, но и русским языком, являющимся важнейшим средством межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов полиэтнического государства; с другой, — грамматически правильная и лексически богатая русская речь $" учащихся - важное условие их успешной профессиональной деятельности.
Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности
Современные
тенденции в развитии российского
образования обусловлены
Методика повышения двигательный возможностей студентов специального отделения с вегето-сосудистой дистонией средствами физического воспитания
Актуальность. В последние десятилетия значительно расширилась проблематика изучения возможности применения средств физической культуры в оздоровительных целях (Н.М. Амосов, 1978; В.Д. Кряжев, 1990; В.К. Бальсевич, 1988 и др.). В вузах нашей страны обучаются около пяти миллионов студентов.
Методика обучения безличным предложениям русского языка в аварской школе
С древних времен Дагестан удивлял и удивляет своим многоязычием. Сегодня почти одна треть языков Российской Федерации представлена на его территории. В последнее десятилетие положение в языковой ситуации в Дагестане привело к изменению соотношения групп лиц по степени их владения русским языком: значительно сократилась группа лиц, владеющих только русским языком, а также в равной мере владеющих как родным, так русским языком, тогда как до указанного времени эти группы имели стабильную тенденцию численного увеличения; напротив, немногочисленная группа лиц, плохо знающих или совсем не знающих русский язык, приобрела тенденцию роста.
Методика обучения переводу на уроках русского языка в б, 7 классах якутской школы
В условиях современной языковой ситуации перед школами Республики Саха (Якутия) государством и обществом поставлен ряд задач: взаимосвязанно обучать школьников русскому и якутскому языкам, формировать способности решать языковыми средствами различные коммуникативные задачи в определенных сферах и ситуациях общения.
Методика обучения пониманию коммуникативного смысла текста в старших классах школ с углубленным изучением английского языка
Процесс понимания как неотъемлемая часть работы с текстом привлекает внимание ученых уже достаточно давно, однако именно в данный момент можно говорить о повышении интереса к исследованиям текста и процессов, лежащих в основе его понимания (Гальперин И.
Методика изучения способов передачи чужой речи в пропедевтическом курсе русского языка в вузе
Успешная коммуникация предполагает полноту передачи и понимания информации, что невозможно без учета процессов, происходящих в современном русском языке. Характерной чертой языкового процесса эпохи постмодернизма является повышенная диалогичность, проявляющаяся в постоянном присутствии в любом тексте чужой речи, чужого слова; как пишет Бахтин, «чужое слово, чужое высказывание как предмет заинтересованной передачи, истолкования, обсуждения, оценки, опровержения, поддержки, дальнейшего развития - неотъемлемый компонент общения».
Методика обучения беспредложному управлению русского языка в начальный классах азербайджанской школы Республики Дагестан
В полиэтническом
регионе Дагестана
Методика обучения студентов негуманитарных вузов созданию научного текста
Одной из составляющих профессиональной культуры специалиста является культура речи, в том числе культура письменной речи, подчиненной задачам профессионального общения. Специалист должен уметь составлять отчеты о производственной и научно-исследовательской деятельности, писать научные статьи, доклады и т.
Методика обучения пониманию художественного текста на основе модели взаимодействия позиции автора и читателя
Современный
этап в развитии методической науки
характеризуется ' все более усиливающимся
вниманием к проблеме понимания текста.
Инте- рес к тексту, к процессам, лежащим
в основе его понимания существует достаточно
давно. Однако в условиях развития коммуникативно-
Молодежный жаргон в системе современного русского национального (общенародного) языка
• первоклашка, -и, м. шк. Ученик "Г" класса (нет в слов.) Хороший ученик • батан, -а, м. I ботан, -а, м. шутл. - ирон. Отличник, прилежный, примерный ученик (БСРЖ, 73; Югановы, 37; CMC, 53) • батаник, -а, м. I ботаник, -а, м. 1. шк. Учитель биологии (нет в слов.
Методика отбора и использования художественный текстов в практическом курсе русского языка среднего этапа обучения на гуманитарных факультетах зарубежной высшей ишколы
Русская художественная литература была и остается предметом интереса образованных людей, проживающих в самых разных странах мира, поскольку это, по справедливому высказыванию М. Горького, «наша гордость, лучшее, что сделано нами как нацией» /цит.
Организация занятий
«Программа воспитания в детском саду»
предусматривает ознакомление детей с
художественными произведениями на специальных
занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных
представлений, в уголке книги и др.). На
специальных занятиях воспитатель может
читать детям или рассказывать. Читать
он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в
том, чтобы научить детей слушать чтеца
или рассказчика. Только научившись слушать
чужую речь, дети получают способность
запоминать ее содержание и форму, усваивать
норму литературной речи.
Детям раннего и младшего дошкольного
возраста воспитатель в основном читает
наизусть (потешки, небольшие стихотворения,
рассказы, сказки); детям среднего и старшего
дошкольного возраста он читает уже по
книге довольно значительные по объему
стихотворные и прозаические сказки, рассказы,
повести.
Рассказываются только прозаические произведения
— сказки, рассказы, повести. Заучивание
воспитателем наизусть художественных
произведений, предназначенных для чтения
детям, и развитие навыков выразительного
чтения — важная часть профессиональной
подготовки воспитателя.
Занятие по ознакомлению с художественным
произведением детей разных возрастных
ступеней организуется педагогом по-разному:
с детьми раннего возраста воспитатель
работает индивидуально или с группами
по 2—6 человек; группу детей младшего
дошкольного возраста для слушания чтения
или рассказа воспитателя нужно разделить
пополам; в средней и старших группах занимаются
одновременно со всеми детьми на обычном
для занятий месте.
Воспитатель перед занятием приготавливает
весь наглядный материал, который предполагает
использовать во время чтения: игрушки,
муляж, картину, портрет, наборы книжек
с иллюстрациями для раздачи детям и др.
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим,
необходимо соблюдение того же правила,
которое действовало при доречевых тренировках
детей раннего возраста, т. е. дети должны
видеть лицо воспитателя, его артикуляцию,
мимику, а не только слышать его голос.
Воспитатель, читая по книге, должен научиться
смотреть не только в текст книги, но и
время от времени на лица детей, встречаться
с ними глазами, следить за тем, как они
реагируют на его чтение. Умение посматривать
на детей во время чтения дается воспитателю
в результате настойчивых тренировок;
но даже самый опытный чтец не может читать
новое для него произведение «с листа»,
без подготовки: перед занятием воспитатель
производит интонационный разбор произведения
(«дикторское прочтение») и тренируется
в чтении вслух.
На одном занятии читается одно новое
произведение и одно-два из тех, которые
дети уже слышали раньше. Многократное
чтение произведений в детском саду обязательно.
Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся
им рассказы, сказки и стихи. Повторение
эмоциональных переживаний не обедняет
восприятия, но ведет к лучшему усвоению
языка и, следовательно, к более глубокому
осмысливанию событий, поступков героев.
Уже в младшем возрасте у детей появляются
любимые персонажи, дорогие для них произведения,
и потому их радует каждая встреча с этими
персонажами.
Для первичного чтения детям младшего
дошкольного возраста выбирается произведение
такого размера, чтобы можно было закончить
работу над ним в течение времени, отводимого
«Программой воспитания в детском саду»
для занятий в данной возрастной группе.
Произведения больших размеров, работа
над которыми рассчитана на 2—3 занятия,
читаются только в старшей и подготовительной
к школе группах.
Чтение и рассказывание художественных
произведений проводится в детском саду
по строго определенному плану (примерно
один раз в неделю в каждой возрастной
группе), в котором учитываются общественно-политические
события, а также время года.
Основное правило организации занятия
по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная
приподнятость чтеца и слушателей. Настроение
приподнятости создает воспитатель: он
на глазах у детей бережно обращается
с книгой, с уважением произносит имя автора,
несколькими вводными словами возбуждает
интерес малышей к тому, о чем собирается
читать или рассказывать. Красочная обложка
новой книжки, которую воспитатель покажет
детям перед началом чтения, тоже может
оказаться причиной их повышенного внимания.
Иногда перед чтением в средней или старших
группах можно обратиться к опыту детей:
напомнить им эпизод из их жизни, сходный
или противоположный тому, который описан
в книжке («Дети, помните, как мы в лесу
видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович
Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте,
как он об этом хорошо рассказывает!» Или:
«Леночка, ты любишь своего маленького
братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается
про девочку, которая тоже любила своего
маленького братца, но... его унесли гуси!»
Или: «У нас в группе есть дети, которые
не любят умываться? Нет у нас таких! У
нас все чистоплотные. А вот один мальчик
был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас
мы узнаем эту историю»). Малыши требуют
руководства в слушании: вид и голос рассказчика
должны подсказывать им, что в данную минуту
речь пойдет о трогательном или забавном.
Особенной торжественностью обставляется
чтение произведений о В. И. Ленине. Детей
лучше посадить под портретом вождя, украшенным
кумачом и цветами. Голос воспитателя
должен звучать торжественно и задушевно,
чтобы и детям передалась его любовь и
уважение к этому человеку.
Текст всякого художественного произведения
воспитатель читает, не прерывая себя
(комментарии допускаются только при чтении
познавательных книг). Все слова, понимание
которых может вызвать у детей затруднение,
нужно объяснить в начале занятия.
Малыши, конечно, могут не все понять в
тексте произведения, но проникнуться
чувством, выраженным в нем, они должны
непременно: должны почувствовать радость,
печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение,
уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно
с усвоением чувств, выраженных в художественном
произведении, дети усваивают его язык;
такова основная закономерность усвоения
речи и развития языкового чутья, или чувства
языка.
Методические приемы, облегчающие восприятие
читаемого
Чтобы научить детей слушать художественное
произведение, помочь им усвоить его содержание
и эмоциональный настрой, воспитатель
обязан читать выразительно, кроме того,
он пользуется дополнительными методическими
приемами, развивающими у детей навыки
слушания, запоминания, понимания. Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к
реальным объектам;
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным)
случаем из жизни детей или из другого
художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых
вопросов («Почему понравился герой? А
как бы ты поступил на его месте?» и подобных),
в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов,
обобщенно называющих существенную черту
образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница,
добрый, злой, решительный, мужественный
и т. д.).
Чем младше ребенок, тем больше нуждается
он в сопровождающих чтение игровых действиях
и предметной наглядности; усвоению прочитанного
старшими дошкольниками способствует
словесная помощь.
Конспект
занятия по ознакомлению
детей с художественной
литературой с использованием театральной игры для средней группы Тема: "Путешествие в сказочный лес" Подготовила:
воспитатель г.Волжск РМЭ | |
Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием театральной игры для средней группы "Путешествие в сказочный лес". Цель: 1. Учить детей
эмоционально воспроизводить Ход занятия. Воспитатель: Сегодня
я хочу предложить вам снова отправиться
в гости к сказке. Наш путь лежит через
сказочный лес. Вспомните, пожалуйста,
в какое время года мы посетили волшебный
лес в прошлый раз? Под
запись "Прогулка
по лесу" идем по узенькой
тропинке, под ветками
деревьев, раздвигаем
кусты, перепрыгиваем
через ручеек). Воспитатель: Воспитатель обращает
внимание на сундучок под елкой. Воспитатель: Это
волшебный колокольчик, он может превращать
людей в разных животных. Только нужно
произнести волшебные слова: Дети произносят слова. Воспитатель:А в
кого мы превратимся, вы сейчас отгадаете
сами. Послушайте загадку: В кого же мы будем
превращаться? Воспитатель: Теперь
отгадайте следующую загадку: Дети имитируют движения лисы. Воспитатель: А кем
вы станете сейчас? Воспитатель: Я предлагаю вам прислушаться к звукам весеннего леса, может быть, мы еще кого-нибудь услышим? Звучит аудиозапись со звуками волка, кукушки, медведя). Дети угадывают звуки зверей. Воспитатель: Мне
кажется, кто-то плачет. Это не медведь…
это маленький ... Инсценировка сказки. Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она тебе, медвежонок? Слышится рычание. Медвежонок: мама! |
Одной
из важных задач подготовки к обучению
грамоте является ознакомление детей
со звуковым составом, звуковым строением
слова. Если не ставится задача обучить
старших дошкольников начаткам грамоты,
то в ознакомление со звуковым строением
слова не входит полный звуковой анализ.
Детей только подводят к звуковому анализу
слов ‘.
Полный звуковой (фонетический) анализ
слова включает определение и состава
звуков в слове в их качественном своеобразии,
и порядка их следования. Необходимо услышать
в слове ударение, мягкость и твердость
согласных звуков, их звонкость и глухость
(лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать
в самом начале слова ёлка не один звук,
а два (йо) и многое другое. Звуковой анализ
слова обязательно требует установления
последовательности звуков. Ведь звучащее
слово— это процесс, как и вообще речь.
Оно состоит из звуков, следующих один
за другим. В слове, как и в предложении,
и в связном высказывании, проявляются
самые общие свойства речи— дискретность,
отдельность составляющих его единиц
(звуков) и их линейность, последовательность,
Поэтому полный звуковой анализ слова—это
установление последовательности звуков
с их качественными особенностями (включая
и выделение ударного гласного).
Знакомиться со звуковой стороной слова,
усваивать самые простые формы ее анализа
дети начинают еще в средней группе на
занятиях по звуковой культуре речи: они
вслушиваются в потешки, стихи, которые
читает воспитатель, подбирают слова с
определенным звуком. Позже дети выполняют
и более сложные задания, например подбирают
слова, начинающиеся на мягкий согласный
звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение
подобных заданий совершенствует фонетический
слух и зву-копроизношение и вместе с тем
подготавливает детей к звуковому анализу
слова.
На занятиях по звуковой культуре речи
детей учат также регулировать громкость
и темп речи: произносить слова громче
или тише, быстрее или медленнее. Это воспитывает
у детей отношение к слову как звуковому
явлению и тоже имеет,большое значение
для подготовки к звуковому анализу. Дело
в том, что в процессе речевого общения
слово выступает для ребенка прежде всего
со своей смысловой стороны: он понимает
значение слова (воспринимая речь или
выражая свои мысли), а на его звуковую
сторону обращает внимание далеко не всегда.
Однако на занятиях по звуковой культуре
речи подготовка к звуковому анализу,
подведение к нему осуществляется лишь
попутно. Поэтому уже в старшей группе
необходимо проводить специальные занятия
(или отводить для этого часть занятия),
направленные на ознакомление детей со
звуковой стороной слоза.
Воспитатель говорит: «Сейчас я буду произносить
разные слова, а вы внимательно слушайте,
как они звучат (слова произносятся в медленном
темпе, гласные звуки несколько растягиваются)…
Листики… барабанщик. Листики… Какой
звук несколько раз повторяется в этом
слове?.. А в слове барабанщик?.. Правильно,
в слове листики несколько раз повторяется
звук и, а в слове барабанщик— звук а. Вот
как по-разному звучат эти слова! А теперь
послушайте стихотворение. Его написал
поэт А. Шибаев:
О твердом каине А для вещей,
Говорит Что мягче всех,
И слово твердое: Слова — помягче:
Гранит. Пух, мох, мех.
Читая стихотворение, воспитатель подчеркивает
звуки р, х.
Вслушиваясь в звучание слова, находя
часто повторяющийся звук, дети начинают
осознавать, что слова звучат по-разному,
состоят из разных звуков. Важно показать
также различие слов по длительности звучания,
сопоставляя короткие и длинные слова,