Речевая ситуация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Основным принципом развития разговорной речи является принцип коммуникативного обучения.

Работа содержит 1 файл

Вопрос.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Обучение сложному предложению русского языка в начальной национальной осетинской школе

На современном  этапе развития начальной национальной школы обучение русскому языку становится все более актуальным. Это связано, с одной стороны, с необходимостью свободного владения не только родным, но и русским языком, являющимся важнейшим средством межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов полиэтнического государства; с другой, — грамматически правильная и лексически богатая русская речь $" учащихся - важное условие их успешной профессиональной деятельности.

Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста на уроках словесности

Современные тенденции в развитии российского  образования обусловлены процессом  гуманитаризации и демократизации нашего общества, повышением внимания к проблемам духовного, нравственного, этического, эстетического развития личности. Важнейшим средством пробуждения самосознания ребенка, стимулом его духовного развития, согласно отечественной дидактической традиции, является обучение родному языку, составляющему основу национально-культурной самоидентификации личности.

Методика повышения двигательный возможностей студентов специального отделения с вегето-сосудистой дистонией средствами физического воспитания

Актуальность. В последние десятилетия значительно расширилась проблематика изучения возможности применения средств физической культуры в оздоровительных целях (Н.М. Амосов, 1978; В.Д. Кряжев, 1990; В.К. Бальсевич, 1988 и др.). В вузах нашей страны обучаются около пяти миллионов студентов.

Методика обучения безличным предложениям русского языка в аварской школе

С древних  времен Дагестан удивлял и удивляет своим многоязычием. Сегодня почти  одна треть языков Российской Федерации представлена на его территории. В последнее десятилетие положение в языковой ситуации в Дагестане привело к изменению соотношения групп лиц по степени их владения русским языком: значительно сократилась группа лиц, владеющих только русским языком, а также в равной мере владеющих как родным, так русским языком, тогда как до указанного времени эти группы имели стабильную тенденцию численного увеличения; напротив, немногочисленная группа лиц, плохо знающих или совсем не знающих русский язык, приобрела тенденцию роста.

Методика обучения переводу на уроках русского языка в б, 7 классах якутской школы

В условиях современной  языковой ситуации перед школами  Республики Саха (Якутия) государством и обществом поставлен ряд задач: взаимосвязанно обучать школьников русскому и якутскому языкам, формировать способности решать языковыми средствами различные коммуникативные задачи в определенных сферах и ситуациях общения.

Методика обучения пониманию коммуникативного смысла текста в старших классах школ с углубленным изучением английского языка

Процесс понимания  как неотъемлемая часть работы с  текстом привлекает внимание ученых уже достаточно давно, однако именно в данный момент можно говорить о повышении интереса к исследованиям текста и процессов, лежащих в основе его понимания (Гальперин И.

Методика изучения способов передачи чужой речи в пропедевтическом курсе русского языка в вузе

Успешная  коммуникация предполагает полноту  передачи и понимания информации, что невозможно без учета процессов, происходящих в современном русском  языке. Характерной чертой языкового  процесса эпохи постмодернизма является повышенная диалогичность, проявляющаяся в постоянном присутствии в любом тексте чужой речи, чужого слова; как пишет Бахтин, «чужое слово, чужое высказывание как предмет заинтересованной передачи, истолкования, обсуждения, оценки, опровержения, поддержки, дальнейшего развития - неотъемлемый компонент общения».

Методика обучения беспредложному управлению русского языка в начальный классах азербайджанской школы Республики Дагестан

В полиэтническом регионе Дагестана азербайджанско-русское  двуязычие является обязательным и  закономерным явлением. Это объясняется  тем, что азербайджанцы Южного Дагестана  давно вошли в братскую семью  многоязычной республики. Современную  жизнь дагестанских азербайджанцев трудно себе представить без русского языка.

Методика обучения студентов негуманитарных вузов созданию научного текста

Одной из составляющих профессиональной культуры специалиста является культура речи, в том числе культура письменной речи, подчиненной задачам профессионального общения. Специалист должен уметь составлять отчеты о производственной и научно-исследовательской деятельности, писать научные статьи, доклады и т.

Методика обучения пониманию художественного текста на основе модели взаимодействия позиции автора и читателя

Современный этап в развитии методической науки  характеризуется ' все более усиливающимся вниманием к проблеме понимания текста. Инте- рес к тексту, к процессам, лежащим в основе его понимания существует достаточно давно. Однако в условиях развития коммуникативно-ориентированного метода обучения художественные тексты оказались забытыми, вышли из поля зрения методистов, педагогов-практиков, авторов учебников, хотя именно художественные тексты несут в себе огромное многообразие общечеловеческих проблем и смыслов, которые необходимо вдумчиво воспринять.

Молодежный жаргон в системе современного русского национального (общенародного) языка

• первоклашка, -и, м. шк. Ученик "Г" класса (нет  в слов.) Хороший ученик • батан, -а, м. I ботан, -а, м. шутл. - ирон. Отличник, прилежный, примерный ученик (БСРЖ, 73; Югановы, 37; CMC, 53) • батаник, -а, м. I ботаник, -а, м. 1. шк. Учитель биологии (нет в слов.

Методика отбора и использования художественный текстов в практическом курсе русского языка среднего этапа обучения на гуманитарных факультетах зарубежной высшей ишколы

Русская художественная литература была и остается предметом  интереса образованных людей, проживающих  в самых разных странах мира, поскольку  это, по справедливому высказыванию М. Горького, «наша гордость, лучшее, что сделано нами как нацией» /цит.

Вопрос №27 
§ 2. Проведение занятий по ознакомлению детей с художественной литературой

     
    Организация занятий 
     
    «Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. 
    Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи. 
    Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести. 
    Рассказываются только прозаические произведения — сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения — важная часть профессиональной подготовки воспитателя. 
    Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2—6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте. 
    Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др. 
    Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух. 
    На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. 
    Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение времени, отводимого «Программой воспитания в детском саду» для занятий в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах. 
    Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года. 
    Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. 
    Иногда перед чтением в средней или старших группах можно обратиться к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все чистоплотные. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю»). Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном. 
    Особенной торжественностью обставляется чтение произведений о В. И. Ленине. Детей лучше посадить под портретом вождя, украшенным кумачом и цветами. Голос воспитателя должен звучать торжественно и задушевно, чтобы и детям передалась его любовь и уважение к этому человеку. 
    Текст всякого художественного произведения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия. 
    Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка. 
     
    Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого 
     
    Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это: 
    1) повторное чтение всего текста, 
    2) повторное чтение отдельных частей его. 
    Чтение может сопровождаться: 
    1) игровыми действиями детей; 
    2) предметной наглядностью: 
    а) рассматриванием игрушек, муляжей, 
    б) рассматриванием иллюстраций, 
    в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам; 
    3) словесной помощью: 
    а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения, 
    б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных), 
    в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.). 
    Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.  
     

Конспект  занятия по ознакомлению детей с художественной литературой  
с использованием театральной игры для средней группы

Тема: "Путешествие в  сказочный лес"

Подготовила: воспитатель 
ДОУ № 17 "Дюймовочка" 
Козырицкая Виктория Валентиновна

г.Волжск РМЭ 
2007г.

 
Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием театральной  игры для средней группы "Путешествие  в сказочный лес".    

Цель:

1. Учить детей  эмоционально воспроизводить содержание  сказки, свободно общаться и двигаться. 
2. Формировать интерес к устному народному творчеству. 
3. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации. 
4. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 
5. Поощрять творческую инициативу.    

Ход занятия.    

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам снова отправиться в гости к сказке. Наш путь лежит через сказочный лес. Вспомните, пожалуйста, в какое время года мы посетили волшебный лес в прошлый раз? 
    Дети: Зимой. 
    Воспитатель: А какое время года сейчас? 
    Дети: весна. 
    Воспитатель: Я предлагаю одеться: сапоги, куртки, шапки. (Дети имитируют одевание) Отправляемся в путь!    

Под запись "Прогулка по лесу" идем по узенькой тропинке, под ветками  деревьев, раздвигаем кусты, перепрыгиваем через ручеек). 
Выходим к сказочному лесу.    

Воспитатель: 
        Здравствуй лес, дремучий лес 
        Полный сказок и чудес!    

Воспитатель обращает внимание на сундучок под елкой. 
        -Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте поглядим, что внутри? 
    Дети: колокольчик.    

Воспитатель: Это волшебный колокольчик, он может превращать людей в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова: 
        Колокольчик позвени 
        Детей в зверюшек преврати.    

Дети произносят слова.    

Воспитатель:А в кого мы превратимся, вы сейчас отгадаете сами. Послушайте загадку: 
        Пусть я слишком длинноух, 
        Но зато и слух за двух. 
        Дашь капусты, я - грызун. 
        Погрозишься, я - бегун.
 
                                                    (заяц)        

В кого же мы будем  превращаться? 
    Дети: в зайчат. 
    Дети имитируют движения зайца.    

Воспитатель: Теперь отгадайте следующую загадку: 
        Хвост пушистый 
        Мех золотистый 
        В лесу живет 
        В деревне кур крадет.
 
                                                    (лиса)    

Дети имитируют  движения лисы.    

Воспитатель: А кем вы станете сейчас? 
        Маленький мальчишка 
        В сером армичишке 
        По дворам шныряет 
        Крохи собирает.
 
                                                    (воробей) 
    Дети имитируют движения воробья.    

Воспитатель: Я предлагаю вам прислушаться к звукам весеннего леса, может быть, мы еще кого-нибудь услышим?         

Звучит  аудиозапись со звуками  волка, кукушки, медведя). Дети угадывают звуки зверей.    

Воспитатель: Мне кажется, кто-то плачет. Это не медведь… это маленький ... 
    Дети: медвежонок. 
    Медвежонок: Я потерялся, я не знаю где моя мама. 
    Воспитатель: Ребята, давайте пожалеем медвежонка, улыбнемся ему. Не расстраивайся, твоя мама обязательно тебя найдет. Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Назовите их, пожалуйста. 
    Дети: "Теремок", "Три медведя", "Маша и медведь" и т.д. 
    Воспитатель: А чтобы ты не скучал, пока твоя мама-медведица тебя ищет, наши дети покажут тебе сказку "Маша и медведь".     

Инсценировка  сказки.    

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она тебе, медвежонок?    

Слышится  рычание.    

Медвежонок: мама! 
    Воспитатель: Кто это, ребята? 
    Дети: Медведица. 
    Медведица: Спасибо дети, что вы нашли моего сыночка. За то, что вы такие добрые и отзывчивые, я хочу вас угостить сладким медом. 
    Воспитатель: Спасибо медведица. До свидания! А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.

Вопрос№26ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Если не ставится задача обучить старших дошкольников начаткам грамоты, то в ознакомление со звуковым строением слова не входит полный звуковой анализ. Детей только подводят к звуковому анализу слов ‘. 
Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Ведь звучащее слово— это процесс, как и вообще речь. Оно состоит из звуков, следующих один за другим. В слове, как и в предложении, и в связном высказывании, проявляются самые общие свойства речи— дискретность, отдельность составляющих его единиц (звуков) и их линейность, последовательность, Поэтому полный звуковой анализ слова—это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного). 
Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простые формы ее анализа дети начинают еще в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи: они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирают слова с определенным звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение подобных заданий совершенствует фонетический слух и зву-копроизношение и вместе с тем подготавливает детей к звуковому анализу слова. 
На занятиях по звуковой культуре речи детей учат также регулировать громкость и темп речи: произносить слова громче или тише, быстрее или медленнее. Это воспитывает у детей отношение к слову как звуковому явлению и тоже имеет,большое значение для подготовки к звуковому анализу. Дело в том, что в процессе речевого общения слово выступает для ребенка прежде всего со своей смысловой стороны: он понимает значение слова (воспринимая речь или выражая свои мысли), а на его звуковую сторону обращает внимание далеко не всегда. 
Однако на занятиях по звуковой культуре речи подготовка к звуковому анализу, подведение к нему осуществляется лишь попутно. Поэтому уже в старшей группе необходимо проводить специальные занятия (или отводить для этого часть занятия), направленные на ознакомление детей со звуковой стороной слоза. 
Воспитатель говорит: «Сейчас я буду произносить разные слова, а вы внимательно слушайте, как они звучат (слова произносятся в медленном темпе, гласные звуки несколько растягиваются)… Листики… барабанщик. Листики… Какой звук несколько раз повторяется в этом слове?.. А в слове барабанщик?.. Правильно, в слове листики несколько раз повторяется звук и, а в слове барабанщик— звук а. Вот как по-разному звучат эти слова! А теперь послушайте стихотворение. Его написал поэт А. Шибаев: 
О твердом каине А для вещей, 
Говорит Что мягче всех, 
И слово твердое: Слова — помягче: 
Гранит. Пух, мох, мех. 
Читая стихотворение, воспитатель подчеркивает звуки р, х. 
Вслушиваясь в звучание слова, находя часто повторяющийся звук, дети начинают осознавать, что слова звучат по-разному, состоят из разных звуков. Важно показать также различие слов по длительности звучания, сопоставляя короткие и длинные слова,

Информация о работе Речевая ситуация