Речевая ситуация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Основным принципом развития разговорной речи является принцип коммуникативного обучения.

Работа содержит 1 файл

Вопрос.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Вопрос  №34. Информационный центр — уголок книг

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры — уголки книг. На специальных легких и красивых витри-нах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Как правило, книги эти богато иллюстрированы и должны быть в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых библиотечках время  от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что  книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует  их постоянного тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Дети могут  брать книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем  обязательно ставят на место. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель  младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии малышей. В старшей группе к починке книг привлекаются и дети. В уголке книг в детском саду периодически организуются тематические книжные выставки: «Сказки А. С. Пушкина», «Наши книжки о природе». Кроме книжек, экспонируются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг.

Уже со средней  группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавия сказок, рассказов. Труднее  обстоит дело с фамилиями авторов, но таких авторов, как А, С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, С. В. Михалков, А. Л. Барто, дети запоминают.

Начиная со средней группы проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже — и почему им нравится та или иная книга.

Желательно, чтобы дети побывали на экскурсии  в библиотеке, в книжном магазине, посмотрели большие книжные витрины. К радости детей совершается  покупка нескольких книг для группы. В тех детских группах, где воспитатели умно и тактично ведут работу, книгу встречают радостно, как самого дорогого друга.

Создание  книжного уголка – определенная ступень  в мероприятиях для детей и  родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запа-са литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Современный детский сад – это место, где  ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического  взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом  занимает важнейшее место. Современный книжный уголок обогащен  разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации  и др.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

План работы в книжном уголке раскрывает формы и методы участия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в его создании, оформлении, пополнении и эффективном использовании. Наличие рекомендаций по работе с книгой для  родителей в условиях семейного воспитания  доказывает актуальность, практическую значимость и ценность организации книжного уголка в образовательном пространстве группы.

Вопрс№33 Информация об опыте

Тема опыта: "Роль сказки в речевом развитии дошкольников".  
Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность опыта. Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.  
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.  
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.  
Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в старшем дошкольном возрасте мною были использованы русские сказки, прежде всего волшебные. Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью моего исследования.  
Основная идея опыта:  
Предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, что будет являться структурой способности:  
1-ый компонент: Придумывание сказки - умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам).  
2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику).  
3-й компонент: Связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас.  
4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок..  
5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.  
Предполагаем, что в ярком проявлении эти компоненты одновременно могут и не просматриваться у ребенка, практически их наличие может сводиться к 2-3 компонентам с одной стороны, а с другой - могут быть и исключения.  
Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок будут являться: 
- Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета "В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее); 
- Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора; 
- Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.  
- Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.  
Длительность работы над опытом Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, экскурсии)  
Теоретическая база опыта В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер.  
На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие.  
В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период.  
В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому).  
Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение.  
Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О.С. Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.  
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин...  
"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.  
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.  
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).  
Эти и другие педагоги - исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев / Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие).  
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.  
Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.  
Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич, В.А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.  
Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.  
Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.  
Цель исследования состояла в том, чтобы определить содержание и методы речевого развития дошкольников путём формирования способности к сочинению сказок у детей 6-7 лет на основании определения сущности и структуры этой способности.  
Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения детей сочинительству сказок, историй. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.  
Задачи:  
Определить уровень развития творческих речевых способностей дошкольников, выявить наличие интереса к русским волшебным сказкам.  
На основе изучения психолого-педагогической литературы проследить взаимосвязь творческого рассказывания и литературного опыта детей.  
Разработать и апробировать систему педагогических воздействий на творческое рассказывание детей с целью активизации воображения и развития связной речи.  
Методы: 
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 
- наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;  
- педагогический эксперимент;  
- тестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и детей;  
- записи детских сказок,  
- анализ продуктов творческой деятельности (сказок по уровням их сочинения). 

2. Технология опыта

Для того чтобы  помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно  позаботиться о своевременном и  полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.  
Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.  
Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.  
Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.  
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.  
Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.  
Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д.  Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).  
Методом сказотерапии возможно решение следующих задач: 
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; 
- развитие умения преодолевать трудности и страхи; 
- выявление и поддержка творческих способностей; 
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций; 
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.  
Сказки делятся на несколько групп:  
·         сказки о животных;  
·         сказки о взаимодействии людей и животных;  
·         сказки-притчи;  
·         бытовые сказки;  
·         сказки-страшилки, истории о нечисти, 
·         заветные сказки;  
·         волшебные сказки и другие.  
У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Царевнами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.  
В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:  
1. Слушание и запоминание сказок.  
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.  
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.  
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).  
5. Рисование сказок.  
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).   

   7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.  
Пластические импровизации на тему сказок.  
Мы, педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.  
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.  
Параллельно с данной работой проводилась артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. 
Все упражнения проводились по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.  
Педагог-воспитатель должен сам:  
·         правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;  
·         ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;  
·         уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;  
·         видеть и исправлять характер движений у детей;  
·         стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;  
·         слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;  
·         пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.  
Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. 

3. Результативность опыта

В ходе проведения опыта проводились комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, с использованием материала по устному народному творчеству.  
Программа исследования "Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла..." рассчитана на 4 недели.  
На первом занятии показ упражнений артикуляционной гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог.  
На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога).  
На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего).  
На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми.  
Основные этапы, формы и методы работы со сказкой Педагогические задачи:  
1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.  
2). Активизировать словарь через диалоговую речь.  
3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.  
4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.   
Мотивация:  
1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?").  
2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.  
3). Загадка. "Поищем отгадку в сказке".  
Приемы и методы (рассказываем сказку):  
1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.)  
2). Герой сказки (игрушка).  
3). Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы).  
4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).  
Все занятия проходят как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.  
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Программное содержание: учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.  
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, лист бумаги, кукла лиса.  
Словарная работа: затылок, растопырил, домовничал.  
Вступительная часть. Загадка о лисе:  
Сама рыжевата Мордочка плутовата Ей не надо пирожка Ей бы скушать петушка (лиса).  
Сюрпризный момент. У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании воспитатель показывает лисичку. Дети её рассматривают, гладят, описывают.  
Ребята скажите, пожалуйста: 
- А какие вы знаете сказки о лисе?  
- Где встречается лиса? "Колобок", "Теремок", "Лиса и медведь", "Заюшкина избушка", "Морозко".  
А сегодня я расскажу новую сказку, где тоже встречается лиса. Сказка называется Жихарка.  
Рассказывание сказки. Проводится физкультминутка.  
"Хитрая лисичка" 

Хитрая  лисичка  
Вышла погулять. 
Захотелось ей  
Кого-нибудь поймать –  
Или птичку, или рыбку  
Или зайку, или мышку,  
Но птички улетают, 
Рыбки уплывают,  
Зайки убегают, 
 Мышки прячутся в нору. 
Дети ходят  по кругу,  
выполняют упражнение Лисичка. 
Хлопают в ладоши,  
затем сцепляют пальцы в "замок". 
Выполняют упражнение  
Птичка, а затем Рыбка. 
Выполняют упражнение  
Зайчик, а затем Мышка. 
Разводят руки в стороны.  
Выполняют упражнение  
Птичка, двигая скрещенными руками по кругу.  
Выполняют упражнение 
 Рыбка, движение рук от себя. 
Выполняют упражнение  
Зайчик, движение рук от себя. 
Хлопают в ладоши за спиной. 

Беседа о сказке.  
Вопросы по содержанию:  
Ребята, скажите, вам понравилась сказка?  
А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите.  
Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?  
Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей)  
Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?  
Как вы думаете они грустили, переживали?  
Вспомните, как про это сказано в сказке?  
Творческое задание:  
Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?  
Как бы могла закончиться его встреча с лисой?  
Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка?  
Как вы думаете, Жихарка веселый человек?  
Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.  
Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.  
Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.  
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими (см. Приложение).Выводы

Информация о работе Речевая ситуация