Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:16, контрольная работа
Основным принципом развития разговорной речи является принцип коммуникативного обучения.
- Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты)?
- Что из жизни
ребенка в детском саду
В настоящее время
неопровержимо установлена
Совсем иначе развивается речь детей, если ее воспитанием родители не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями многих и уподоблении в детской речи, общении с ребенком на примитивном языке и др. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в детской речи.
На второй стадии педагог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке; при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. На этой стадии работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и в семье.
Третья стадия - установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. От педагога требуется побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание. На этой стадии педагог знакомит родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др. При необходимости на этой стадии уже могут быть предприняты некоторые шаги “оздоровления семьи”. Это касается тех случаев, когда в семьях воспитанников наблюдаются конфликтные отношения между родителями, неадекватные требования к ребенку и другие явно неблагополучные тенденции. Педагогу важно, с одной стороны, максимально тактично, а с другой - убедительно показать родителям возможные последствия используемых ими по отношению к ребенку педагогических мер; продемонстрировать результаты осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий на него.
Четвертая стадия - упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом, согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации. Основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию прежде всего самого ребенка и только потом – предъявление определенных требований к речи.
Пятая стадия - реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, касающихся, например, динамики развития отдельных сторон речи детей, спрашивает совета у родителей, прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.
Шестая стадия - совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и в семье.
В настоящее время в нашем детском саду сложились стабильные эффективные формы работы с родителями:
- беседы;
- родительские собрания;
- консультации родителей с педагогами группы;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- анкетирование;
- оформление стендов и информационных папок;
- выставки педагогической литературы;
- телефон доверия;
- заочные семинары;
- бюро справок;
- концерты для родителей силами воспитанников группы и др.
Основная задача воспитателя при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Педагогам группы чрезвычайно важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданию логопеда, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
В ходе бесед с родителями воспитатель разъясняет их роль в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
- помощь ребенку
в выполнении заданий
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе;
- наблюдение за ребенком, определение усвоения им новых знаний и умений.
Таким образом, воспитатель
дает установку на сознательное включение
родителей в коррекционный
Важным элементом стратегии общения с семьей являются собрания. На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В течение учебного года целесообразно провести три родительских собрания:
1-е родительское собрание (в конце сентября):
- анализ результатов
психолого-педагогического
- организация жизни
и занятий детей в условиях
специальной группы (режим, задачи
и содержание коррекционной
2-е родительское собрание (по итогам первого полугодия – в январе):
- динамика коррекционно-
- достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;
- задачи и содержание обучения на следующее полугодие.
3-е родительское собрание (по итогам учебного года – в мае):
- итоги коррекционной работы за год обучения;
- анализ повторного обследования детей;
- рекомендации для каждого ребенка.
Современный родитель
хочет знать о речевом
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Воспитатель консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными.
Наиболее актуальными для родителей являются следующие темы:
1. Единство требований детского сада и семьи.
2. Поощрение и наказание в семье.
3. О воспитании детской самостоятельности.
4. Что такое нравственность и как ее воспитывать.
5. Что читать ребенку дома.
6. Игрушки полезные и вредные.
7. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.
8. Учите детей наблюдать.
9. Что делать, если у ребенка плохая память.
10. Нужно ли родителям обучать детей чтению.
11. Как научить ребенка запоминать стихи.
12. Развиваем у ребенка мелкую моторику.
13. Учим детей рассказывать.
14. Если ваш ребенок заикается…
Приложение 1
Полезным для родителей является посещение открытых занятий воспитателя. Они проводятся не реже 1 раза в 2-3 месяца. Родители, посещая открытые занятия, получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности. Целесообразно объединять открытые занятия и групповые консультации. Виды занятий, показываемых в течение 2-3 лет обучения ребенка в группе, нужно чередовать, чтобы у родителей складывалось полное представление о протекании воспитательного процесса. Сведения о проведенных родительских собраниях и открытых занятиях оформляются в специальной тетради, образец ведения которой представлен в таблице:
Сведения о проведенных родительских собраниях и открытых занятиях
|
Действенной формой обратной
связи с родителями и эффективным
источником педагогической информации
являетсяанкетирование родителе
Стенды для родителей воспитатель и логопед оформляют совместно, систематически, раз в месяц обновляя материал. На стенде помещаются:
- материалы по формированию звукопроизношения у детей;
- материалы о развитии речи детей в норме и при патологии;
- советы родителям
по воспитанию детей и
- игры, речевой материал,
который родители могут
- текущая информация для родителей.
В группе для детей
с ОНР воспитатель также
Формы работы нашего ДОУ с родителями очень разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, семинары, практикумы, тренинги.
Основной особенностью структурно-содержательной организации процесса взаимодействия логопеда с семьей являлось проведение дискуссий в группе, в ходе которых родители обменивались семейными идеями о возможных вариантах подхода к решению коррекционных задач. На практических семинарах мы обучали родителей использованию таких приемов в коррекционной работе с детьми, как изменение ролей (в играх “Незнайка - Знайка”, “Учитель и Ученик”, “Диктор и телезритель” и др.), преодоление препятствий (в играх “Следопыт”, “В поисках клада”) и др. Проведение этих и других коррекционных мероприятий способствовало закреплению у детей умения и навыков грамматически правильного построения предложений, соответствовали диалогической и связанной форм речи. В это же время в ходе общения с детьми, родителями демонстрировались умения, приобретенные на разных стадиях обучения. Эффективность проводимой нами с родителями работы видна из проведенного анкетирования в начале учебного года и в конце года.
Участие в обучающих мероприятиях родителей способствовало повышению их знаний о содержании специального обучения детей с ОНР, помогло осознать свою роль в коррекционном воспитании ребенка с данным видом речевой патологии, изменить отношение к личности ребенка, характер общения с ним. До проведения подобных мероприятий лишь малая часть родителей была полностью уверена в своих возможностях.
В
подготовке дошкольников к обучению
грамоте существенное значение имеет
ознакомление их со слоговым строением
слова. Когда дети будут учиться
читать, они начнут с чтения слога.
Первоначальное представление о том, что
слово состоит и» слогов, дети получают,
слушая образец послового произнесения
слова воспитателем. Но очень полезно
перед тем, как давать образец, поставить
перед ними задачу такого произнесения,
т. е. спросить, можно ли произнести слово
по частям. Этот термин — «часть» — на
первых занятиях используется вместо
термина «слог», так как дети в начале
обучения обычно смешивают слог и слово.
(Позже, когда они научатся проводить элементарный
слоговой анализ слова, следует начать
использовать термин «слог», пояснив его:
часть слова называется «слог», потому
что слово состоит из слогов, сложено из
них).
Воспитатель говорит: «Вы уже знаете, что
предложение состоит из слов. Лена, скажи
какое-нибудь предложение из трех слов.
(Дети весело поют)… Правильно. А теперь
ты, Саша, скажи это предложение не сразу,
а отделяя одно слово от другого, чтобы
каждое из них хорошо слышалось.
Теперь послушаем, как звучит первое слово
нашего предложения: дети. А можно ли его
произнести не сразу, а но частям?»
Задавая такой вопрос, педагог активизирует
внимание детей, ставит перед ними задачу
произнести слово не так, как оно обычно
произносится. Это значительно облегчает
понимание слогового строения слова. Дети
более осознанно воспринимают послотовое
произнесение слова воспитателем. Но не
нужно торопиться давать такой образец.
Пусть сначала они сами попробуют произнести
слово по слогам.
Воспитатель, задав вопрос: «Можно ли произнести
слово не сразу, а по частям?»,— обращается
к ребятам: «Произнесите слово дети по
частям, но не вслух, а шепотом, совсем-совсем
тихо. А Таня скажет это слово но частям
громко».
С таким заданием дети нередко справляются
легко. В случае затруднений воспитатель
сам произносит слово по слогам, давая
образец, после чего дети произносят по
частям называемые им двухсложные слова
(кошка, луна, липа и т. п.).
Обучить дошкольников послоговому произнесению
слова нетрудно, но главное заключается
в том, чтобы дети осознали принцип слогового
строения слова. Они должны научиться
хорошо слышать и называть первый, второй,
третий слог в слове, составлять из заданных
слогов слова.
Существует много методических приемов,
которые успешно используются в практике
обучения. Перечислим некоторые из них:
1) схематическое изображение слогового
состава анализируемого слова (аналогичное
схеме словесного состава предложения)
;
2) подбор слов с определенным количеством
слогов: дети или вспоминают соответствующие
слова, или выбирают из ряда картинок те,
названия которых состоят из заданного
количества слогов. Задание дается словесно
или с помощью схемы;
3) подбор слов с определенным слогом (ма,
бу, ка и т. д.); место слога может быть заданным.
{«Вспомни слово, в котором второй слог
ка»); может быть заданным и количество
слогов в слове («Найди картинку, название
которой состоит из трех слогов и последний
слог на-»);
4) подбор слов, начинающихся с определенного
слога. Воспитатель (или ребенок) называет
первый слог, дети вспоминают соответствующие
слова (ма — мама, машина и т. п.);
5) перестановка слогов в слове (мышка —
камыш).
Для обучения детей делению слов на слоги
и составлению их из слогов можно использовать
описанную выше дидактическую игру «Живые
слова». Название игры может оставаться
таким же; при объяснении задач и условий
игры педагог поясняет; «Мы поиграем в
«Живые слова», по будем составлять ие
предложения из слов, а слова из частей».
Вызванные дети принимают на себя роли
разных слогов, из которых составляются
слова. Воспитатель должен заранее подготовить
список слогов, которые дадут возможность
составлять достаточное количество слов.
Обучение анализу слогового состава слова
осуществляется на двухсложных а трехсложных
словах. Однако необходимо познакомить
детей и с односложными словами. Естественно,
с них нельзя начинать, так как в этом случае
невозможно сразу же использовать термин
«часть». Ведь термин «часть» в начале
обучения вводится для обозначения именно
части слова, состоящего из нескольких
слогов. Только тогда, когда дети усвоят
термин «часть», можно включать в список
слов, используемых для анализа, также
односложные слова (шар, мак, мяч, жук, рак
в т. п.).
В дидактической игре детям предлагается
распределить картинки по количеству
слогов. Перед каждым ребенком схемы слогового
состава: две полоски и три полоски. Рядом
с ними помещают какой-то другой знак (например,
кружок). Дети кладут картинки, названия
которых состоят из двух и трех слогов,
на соответствующие места. Воспитатель
поясняет, что если слово нельзя разделить
на части, то такую картинку нужно поместить
отдельно—к кружочку. После того как классификация
картинок будет закончена, он проверяет
правильность выполнения задания и специально
разбирает вместе с детьми, что же за слова
оказались в третьей группе. Следует подчеркнуть
то, что эти слова нельзя произнести по
частям, что они состоят из одной части.
В обучение детей слоговому анализу слова
должно входить и элементарное ознакомление
их с ударением. Ударение — один из важнейших
признаков слова как звукового явления,
одно из важнейших его свойств. Ударение
организует слово в звуковое единство.
Даже не выдвигая специальную задачу —
обучить детей понимать термин «ударение»,
определять ударение в разных словах (в
словах с разной ритмико-слоговой структурой),
педагог может дать детям самые первые
представления о том, что слоги (части)
в слове произносятся неодинаково: один
из них более заметный, слышится лучше.
Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно,
все ли части в слове мама произносятся
одинаково?» (Предварительно определяется,
какая часть первая, какая вторая; дети
говорят, что они одинаковы.) Воспитатель
произносит слово так, как оно произносится
обычно, специально не выделяя ударный
слог. Дети затрудняются ответить на вопрос.
Тогда слово произносится с подчеркиванием
ударного слога — более длительно (громкость
голоса повышать не обязательно): ма-а
— ма. Воспитатель спрашивает: «Вы услышали,
какую часть я произнесла более заметно?»
При нарочитом выделении, более длительном
произнесении ударного слога, дети замечают,
что он произносится иначе. Воспитатель
говорит: «А теперь я произнесу слово так:
мамааа. Вы .слышите, что слово мама изменилось.
Это уже не слово, такого слова в русском
языке нет… В каждом слове какая-то часть
произносится более заметно».
Яркой иллюстрацией значения ударения
в слове является сопоставление слов,
в которых перенос ударения на другой
слог приводит к образованию слова с другим
значением (например, кружки — кружки).
Это можно сделать, используя дидактическую
игру «Живые слова». Воспитатель вызывает
двух детей, один исполняет роль слога
кру, другой — слога жки (в произнесении
— шкц), Слово заранее не называется. Воспитатель
говорит: «Я сейчас составлю из этих частей
слово, а вы скажете, какое слово я составила».
Дети, «читая» составленное слово, говорят
и кружки и кружки. Используя ответы детей,
воспитатель показывает значение ударного
слога в слове.
Можно использовать также приводившееся
выше стихотворение А. Шибаева:
Зверек, зверек, куда бежишь? — Бегу в камыш-камыш-камыш.
Как звать тебя, малышка? Я — мышка-мышка-мышка.
Детей спрашивают, какая часть слышится
лучше, выясняется, что в одном слове она
на втором месте, в другом — на первом.
Заинтересует детей и стихотворение Я.
Козловского, которое так и называется
«Ударение»:
Мне слово «чудно» Изменить не трудно:
Поставил ударение на «о» — Исчезло «чудно».
Родилось «чудпб»… ‘
Так как детей знакомят с ударным слогом,
следует изменить уретью строку стихотворения:
«Поставил ударение на «но»…».
В словах русского языка ударение зависит
от большей длительности и громкости ударного
слога. Если произнести какое-нибудь слово
быстро, то ударный слог выступит отчетливей,
заметней по громкости, так как при уменьшении
длительности она должна компенсироваться
громкостью.
Воспитатель вызывает ребенка и говорит,
обращаясь ко всем детям: «Сейчас Саша
скажет слово, а вы все внимательно слушайте…
Саша, скажи слово малина, но не как обычно,
а быстро». Ребенок произносит слово быстро,
и воспитатель спрашивает: «Какая часть
слышалась лучше, заметнее?» Дети отвечают.
Этот прием может использоваться и по-другому:
воспитатель просит вызванного ребенка
произнести слово быстро и негромко. В
этом случае ударный слог выделяется среди
других еше более заметно. Такие упражнения
(для них лучше брать трехсложные слова
с ударением на втором слоге) способствуют
формированию у детей умений слышать ударение
в слове, выделять его.
Простые представления и знания, которые
дети получают об ударении, обогащают
их ознакомление со словом, с его звуковой
стороной.