Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:16, контрольная работа
Основным принципом развития разговорной речи является принцип коммуникативного обучения.
В
процессе речевого общения дети обращают
внимание прежде всего на содержание,
смысл того, что слышат в речи
других и что говорят сами. При ознакомлении
со словесным составом предложения они
начинают осознавать не только содержание
речи, но и ее форму.
Первые занятия, на которых дошкольники
учатся выделять слова в предложении и
составлять из слов предложения, проводятся
с использованием наглядных пособий —
картин, игрушек. В дальнейшем все большее
место занимают устные упражнения и речевые
игры. Приведем примеры нескольких занятий.
Составление предложений об игрушке. На
занятии дети учатся составлять предложения
из двух слов и выделять слова из этих
предложений, указывать последовательность
слов (какое первое, какое второе). (Архангельская
Н. В, Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению
грамоте в детском саду.— В кн.: Подготовка
детей в детском саду к школе /Под ред.
А. П. Усовой. М., 1955.)
На столе игрушки: кукла лежит на кровати,
мишка сидит иа стуле; другая кукла сидит
за столом, стол накрыт (кукла завтракает
или обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.
Воспитатель. Дети, про каждую из этих
игрушек можно сказать предложение. Послушайте,
я скажу предложение про эту куклу (показывает
на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит».
Далее воспитатель произносит еще одно
предлохсение из двух слов («Мишка сидит»),
а затем предлагает детям составить предложения
про другие игрушки.
Дети составляют предложения («Вешалка
стоит», «Полотенце висит», «Кукла сидит»
и т. п.). Затем воспитатель просит сказать
другие предложения про куклу («Кукла
обедает», «Кукла завтракает»). Одно из
предложений, например «Полотенце висит»,
повторяется хором, потом педагог говорит:
«Теперь послушайте, как я буду говорить
это предложение. Я буду останавливаться
после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать,
сколько слов в этом предложении: «Полотенце
… висит». Сколько слов я сказала?»
Воспитатель спрашивает одного-двух детей
о количестве слов в предложении. Потом
задаются вопросы о том, какое первое слово,
какое второе и что получится, если сказать
их вместе («Полотенце висит»); воспитатель
подчеркивает, что это — предложение,
а ие слово.
После этого воспитатель, вызвав одного
из детей, предлагает ему (шепотом, чтобы
другие не слышали) сесть и просит остальных
придумать про этого ребенка предложение
(«Саша сел»). Оно разбирается так же, как
было показано выше.
Подводя итог занятия, педагог (в беседе
с детьми) заключает, что про каждый предмет,
про каждого человека, про каждое животное
можно сказать предложение, что предложения
состоят из слов, что сегодня они составляли
предложения из двух слов.
Составление предложений по картине (из
3—4 слов). Используются несложные сюжетные
картины, например из серии, разработанной
Б. И. Ради ной и В. А. БзикеевоЙ для развития
речи детей младшего возраста.
Картина «Летом на прогулке». На картине
изображены трое детей и мама. Она сидит
на пеньке. Девочка дает ей букет. Один
мальчик рвет цветы, другой ловит бабочку.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину,
придумать имена девочке и двум мальчикам,
изображенным иа картине, и составить
предложения про всех детей (Дети гуляют),
про девочку Таню (Таня собрала букет,
Девочка дает букет маме), про маму (Мама
сидит. Мама берет букет, Мама берет цветы),
про мальчиков (Саша рвет цветы, Саша собирает
букет, Поля ловит бабочку).
Педагог сначала останавливается на предложениях
из двух слов, предлагая назвать первое
и второе слова. При этом задание может
быть сразу дано в более сложной форме,
чем тогда, когда дети начинали знакомиться
с двухсловными предложениями: «Какое
второе слово? Какое первое?»
Затем воспитатель, используя составленные
детьми трехслойные предложения, просит
назвать первое, второе и третье слова.
Слова может называть и один ребенок, и
разные дети.
Последнее важно для того, чтобы были внимательны
и активно участвовали в работе все.
Дальнейшее усложнение работы над словесным
составом предложения заключается в том,
что дети выделяют слова в четырех словно
и предложении, учатся называть их последовательно
и вразбивку, а также составлять предложения
из заданного количества слов (двух, трех,
четырех). Последняя форма работы очень
важна, так как осознанность, произвольность
составления предложения имеет здесь
высокий уровень. Ведь нужно держать во
внимании и содержание предложения, и
количество слов («Скажи три слова про
мяч», «Скажи четыре слова про зайца»).
С целью более наглядно представить детям
словесный состав предложения воспитатель
использует схему: изображает слова и
т. п.
Показав детям, как можно изобразить словесный
состав предложения, педагог дает им задание
самим составить схему. Формы работы при
этом могут быть разными:
1) составление одним ребенком схемы предложения,
сказанного воспитателем;
2) составление схемы такого предложения
всеми детьми;
3) один ребенок произносит предложение,
другой (или все дети) составляет схему;
4) воспитатель на доске чертит схему, дети
составляют по ней разнообразные предложения
и т. п.
Работа со схемами полезна не только потому,
что перед детьми более наглядно выступает
количество слов в предложении, но н потому,
что яснее выявляется динамика предложения,
следование слов одного за другим. Ведь
схема не возникает сразу, она появляется
элемент за элементом (черточка за черточкой,
полоска за полоской и т. п.), т. е. слово
за словом. Эту динамику видно, когда педагог
рисует схему на доске, еще более отчетливо
она выступает перед детьми, когда они
составляют схему сами.
Для демонстрации динамики, последовательности
слов в произносимом предложении можно
использовать специальное пособие. Оно
представляет собой линейку с окошками,
внутри которой (как в ножнах) движется
планка с цветным квадратом (или кругом),
по размеру соответствующим окошку. Появляясь
в первом окне, цветной квадрат изображает
произнесение первого слова, появляясь
во втором — второго и т. д.
В работе но ознакомлению со словесным
составом предложения это пособие может
быть использовано следующим образом.
В окошках закрепляются {рисуются на нижней
стороне линейки) цветные квадраты. На
планке ничего не изображено (не нарисованы
квадраты), она чистая, того же цвета, что
и поверхность линейки. Когда планку выдвигают
из линейки, она, двигаясь под окошками
(между окошками и нижней стороной линейки),
одно за одним открывает окошки — слова.
Сколько произнесено слов, столько открыто
окошек. Сосчитав их, легко узнать, сколько
слов в предложении.
На этой динамической схеме можно также
задавать количество слов, которое должно
быть в составляемом детьми предложении
(открывается соответствующее количество
окошек).
Большую активность детей вызывает речевая
игра «Живые слова» (разработана совместно
с Г. П. Беляковой). Она используется для
ознакомления со словесным составом предложения,
с последовательностью слов в предложении.
Воспитатель вызывает нескольких детей
{в зависимости от количества слов, из
которых будет составлено предложение)
н говорит: «Сейчас мы будем играть в игру,
которая называется «Живые слова». Вот
эти дети — Саша, Коля и Таня — будут словами.
А сначала мы придумаем предложение из
трех слов>.
Дети составляют предложение, например
«Самолет летит высоко». Каждому вызванному
воспитатель говорит, каким словом он
будет (или они сами выбирают для себя
слова). Затем педагог просит остальных
детей поставить «слова» в таком порядке
(слепа направо), чтобы получилось составленное
предложение. Дети легко запоминают, кто
из вызванных каким елевом является, и
«выстраивают» («записывают») предложение.
Воспитатель просит, чтобы дети-«слова»
называли себя по порядку, и все слышат
предложение («Самолет… летит… высоко»).
Игра «Живые слова» допускает очень много
разных вариантов. Воспитателю нетрудно
придумать их самому, сообразуясь с теми
конкретными задачами ознакомления дошкольников
с предложением и словом, которые решаются
на данном занятии. Приведем один из многих
возможных вариантов.
Воспитатель вызывает шестерых детей,
каждый из них берет на себя роль одного
из шести слов: серая, белая, кошка, мышка,
сидит, бежит (можно, конечно, заранее подготовить
и другой набор слов). Распределение ролей
проводят или воспитатель, или вызванные
дети-«СЛова», или все остальные дети.
Педагог, таким образом, составляет сначала
«словарь». Комбинируя слова, по-разному
сочетая их, дети смогут составлять разные
предложения. Шесть слов они запоминают
легко. Воспитатель проверяет, как запомнили
свои роли де-»и-«слова» и хорошо ли знают
«словарь» другие участники игры.
Затем педагог вызывает одного из детей
и просит составить какое-нибудь
предложение, пользуясь словами «живого
словари». Ребенок придумывает предложение
(не произнося его вслух), выбирает необходимые
«живые слова» н ставит их по порядку (слева
направо). Воспитатель говорит: «А теперь
мы послушаем, какое предложение составил
Саша. «Живые слова», говорите по порядку,
одно за другим!» «Живые слова» по порядку
называют себя, и дети слышат составленное
предложение (например, «Серая кошка бежит»).
Возможен и другой вариант. Воспитатель
предлагает кому-нибудь из детей: «Посмотри
на «живые слова» и скажи, какое предложение
составил Саша». Ребенок «читает» предложение.
Из приведенного выше «живого словаря»
можно составить более 10 предложений.
Для того чтобы привлечь к активному участию
в игре больше детей, воспитатель постепенно
заменяет играющих роль «живых слов» другими
(например, слово кошка станет изображать
Оля вместо Тани и т. д.).
Игра «Живые слова» может быть успешно
использована и для более наглядной демонстрации
последовательности слов в предложении,
чем просто его «озвучивание» и последовательное
произнесение слов детьми-«словами».
Воспитатель заранее, до занятия, готовит
3—4 детей, которые будут выполнять роли
«живых СЛОВ», обучая их произносить свои
слова не только последовательно, но и
вместе, хором. Подбирается такое предложение,
в котором слова имеют одинаковое ритмическое
строение, т. е. состоят из одинакового
числа слогов и имеют ударение на одном
и том же слоге (первом, втором, третьем),
например: «Птицы громко пели».
На занятии педагог говорит: «Мы составили
предложение. Сейчас «живые слова» произнесут
каждый свое слово». «Живые слова» произносят
свои слова хором — предложение не понимается.
Воспитатель спрашивает, почему было непонятно,
н в беседе разъясняет, что слова произносятся
в речи друг за другом. Затем «живые слова»
воспроизводят предложение нормально,
слово за словом, и дети хорошо его слышат
и понимают.
Такое разрушение и восстановление линейности
предложения способствует осознанию общих
свойств речи — членораздельности и линейности
(последовательности) составляющих ее
единиц.
Разные формы наглядности при ознакомлении
детей со словесным составом предложения
занимают основное место на первых занятиях.
В дальнейшем воспитатель все больше внимания
уделяет тому, чтобы дети научились членить
предложение на слова и составлять его
из слов уже без опоры на наглядность.
Вопрос№14Программа обеспечена учебником-хрестоматией «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М.Первова и методическими рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М.Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по курсу и рекомендует последовательность изучения тем и материала с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Структура документа.
Примерная программа включает два раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по классам.
Общая характеристика учебного предмета.
«Литературный Тамбов» входит в общеобразовательную область «Краеведение».
Цели обучения:
«Литературный Тамбов» изучается за счёт часов вариативной части базисного учебного плана в количестве одного часа в неделю во 2-4 классах и в качестве модуля учебного предмета «Литературное чтение» в первом классе.
Общая характеристика учебного предмета «Литературный Тамбов»
В хрестоматию отобраны произведения авторов, в творчестве которых есть «детская страница»: их стихи и проза доступны начинающим читателям и несут в себе достойный нравственно-эстетический потенциал.
Начинать занятия литературным краеведением лучше с первого класса. Среди первых прочитанных учащимися книг должны быть и книги наших талантливых земляков, которые знакомят детей с родной природой, с людьми тамбовского края, с военным прошлым и мирным настоящим временем. В хрестоматию собраны рассказы о детях, об окружающем ребёнка мире, о Великой Отечественной войне, о сложных человеческих отношениях. В книге есть и наиболее любимые детьми жанры: сказки, загадки, считалки. Программа будет способствовать и стиховому воспитанию младших школьников, поскольку половину книги составляют поэтические произведения.
Педагогический замысел пособия определяется теми же подходами, принципами и методами, которые учитель традиционно реализует на уроках классного и внеклассного чтения. Это литературоведческий подход к изучению материала, монографический принцип структурирования уроков, методы чтения-рассматривания книг, чтения-общения и творческого исследования текста.
В первом классе изучение темы «Писатели родного края» начинается с произведений А.М.Акулинина. Главным критерием отбора произведений А.М.Акулинина, для только что научившихся читать, стала близость тематики чтения детям этого возраста: у писателя есть «школьная страница» детства, картинки из жизни первоклассников. Он воспроизводит детскую речь, которая часто сливается с речью повествователя.
Для 1-2 классов отобраны произведения Т.Л.Курбатовой и Г.А.Попова, которые создавались специально для детей. В них реализован педагогический критерий доступности произведения детскому восприятию.
В 3-4 классах обучения чтению литературы младшие школьники в основном самостоятельно осваивают тему «Писатели родного края». Им по силам и интересам оказываются как художественные тексты, так и очерки творчества, помещённые в хрестоматию. На урок литературного краеведения учащиеся 3-4 классов приходят с уже прочитанными заранее произведениями, чтобы в совместной работе с учителем на уроке углубить возникшие в самостоятельной работе читательские впечатления.
Для чтения
в 3-4 классах отобраны и те авторы,
которые специально для детей
произведений не создавали, в отличие
от 1-2 классов, где читались тексты детской
литературы. Произведения общей литературы
требуют комментируемого
Уроки по творчеству тамбовских писателей носят обучающий характер, имеют цель мотивировать детей на поиски в библиотеках книг названных авторов и других писателей-земляков.
Источник: А. М. Бородич, "Методика
развития речи детей",
М., 1981 г.
OCR
Detskiysad.Ru
В работе с детьми по данному разделу программы
вне занятий проявляются два направления:
первое, когда педагог целенаправленно
организует дошкольников для восприятия
произведений, и второе — самостоятельное
использование произведений детьми по
их собственной инициативе при косвенном
участии взрослого.
В содержание активной деятельности педагога
вне занятий входят чтение и рассказывание
детям произведений художественной литературы,
а также организация зрелищ и развлечений
(инсценировки, литературные утренники,
показ диафильмов и т. д.).
Вне занятий хорошо читать произведения
о природе, лирические стихи, потешки,
прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное
не на занятии, а в определенной ситуации,
окажет более сильное воздействие на ум
и чувства детей. Такое чтение можно предусмотреть
и наметить в календарном плане, например
прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой.
Повседневно в речи воспитателя должны
звучать отрывки из художественных произведений,
например из стихотворения «Круглый год»
С. Маршака, а также пословицы, загадки
и т. д.
В недельном расписании предусматривается
также день и час повторения заученных
на занятии стихов. Такие повторения педагог
организует для детей со слабой памятью,
которым недостаточно фронтальной работы
на двух-трех общих занятиях.
В педагогической литературе достаточно
подробно освещен вопрос об использовании
пословиц, поговорок, загадок в воспитании
детей старшего дошкольного возраста
(Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Р. И. Жуковская),
поэтому здесь остановимся на нем лишь
коротко.
Прежде всего надо сказать об умелом отборе
пословиц и поговорок: с учетом их доступности
детям по содержанию и языку.
Пословицу не следует заучивать с детьми
— нужно неоднократно употреблять ее
к месту. Не стоит объяснять ее переносный
смысл. Иногда целесообразно подчеркнуть
ее меткость, образность.
Методика работы с загадками иная. Загадка
— краткое образное описание предмета
или явления в несколько отвлеченном или
иносказательном виде. Это представляет
для ребенка определенные трудности, в
связи с чем загадки вводят обычно в старших
группах.
Задача воспитателя состоит не в том, чтобы
дети запомнили как можно больше загадок
или научились быстро их отгадывать, а
в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился
активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Сначала дошкольники отгадывают загадки,
опираясь на восприятие самых простых
знакомых предметов. Воспитатель подбирает
предметы и располагает их перед детьми.
После того как предметы будут рассмотрены,
педагог загадывает о них загадку, например:
«Два конца, два кольца, посередине гвоздик».
Далее воспитатель еще раз рассматривает
с детьми ножницы, поясняет загадку.
Помимо народных загадок, доступных детям
дошкольного возраста, используют и авторские.
Когда ребенок научится отгадывать загадки
о знакомых предметах ближайшего окружения,
ему дают загадки по представлениям.
Целесообразно загадывать детям загадки
в соответствующей ситуации. Например,
загадку К. Чуковского о сосульке лучше
предложить на зимней прогулке:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
Воспитатель должен поощрять детей, которые
самостоятельно пытаются составлять загадки,
помогать им в этом, подсказывать нужные
слова, фразы.
Чтобы выбрать ведущего для подвижной
игры, разрешить какой-либо спор детей,
воспитатель может прибегнуть к считалке.
Дети должны знать несколько народных
или авторских считалок.
А. П. Усова отмечала, что в дошкольной
педагогике оказалась забытой очень содержательная
часть детских игр — игровая прелюдия,
или игровой зачин (считалки, игровые жеребьевки,
припевки), — ее заменило простое распределение
ролей взрослыми. Между тем игровой зачин
служит самоорганизации детей, помогает
становлению поэтического слуха, является
прекрасной традицией. Нужно стремиться
к тому, чтобы дети усвоили и полюбили
именно песенно-ритмическую сторону народных
игр, использовали по своему желанию игровые
зачины.
Другая группа методов и средств использования
литературы вне занятий — развлечения,
праздники, где художественные произведения
преподносятся как в неадаптированном
виде, так и в виде обработок, инсценировок.
На праздниках бытового характера (день
рождения, вечер развлечений) дети могут
выступать с пересказом прозаических
произведений, в том числе и с пересказом
по частям. Нужно отметить, что в практике
детских садов на праздниках проза звучит
явно недостаточно. Для некоторых праздников
в старших группах (день сказок, праздник
весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется
подбирать произведения различных жанров:
стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок,
а также пословицы, поговорки, которые
в соответствующей ситуации употребит
ведущий.
В подготовительных к школе группах используются
своеобразные формы работы е художественной
литературой: литературные утренники
и самодеятельные литературные концерты
не только для детей шести-семи лет, но
и для более младших.
Утренник может быть посвящен юбилею или
творчеству любимого детьми писателя.
Тема утренника может быть и такой: «Русские
народные сказки», «Советские поэты —
детям», «Зарубежные сказки» и т. д.
Структура утренника имеет много общего
со структурой любого праздника: торжественное
открытие, вступительное слово ведущего
(в данном случае оно может быть более
развернутым), осмотр праздничного оформления,
выставки, концертные номера, связанные
между собой объяснениями и рассказами
ведущего, которые должны быть интересны
и доступны детям.
Можно пригласить на вторую половину утренника
(после «антракта») детей старшей группы,
в заключение преподнести всем присутствующим
памятные подарки, посмотреть более подробно
выставку (дать детям возможность подойти
к стенду, взять книжку и т. д.).
Дети шести-семилетнего возраста могут
устраивать своими силами концерты для
малышей. Старшим желательно поручать
роль организаторов и ведущих. Они сами
составляют программу, распределяют роли,
проводят репетиции, готовят помещение.
Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа
его может быть самой разнообразной: чтение
известных младшим детям потешек, стихов
(желательно с использованием наглядного
материала — игрушек, предметов, картинок),
пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение
новых для малышей стихов или потешек,
настольный театр сказок, игра-драматизация
или кукольный театр. Дети, ведущие концерт,
могут предложить зрителям-малышам выступить
(по желанию) с чтением стихов, хором произнести
звукоподражание и т. д.
К зрелищным видам развлечений относятся
спектакли, театрализованные представления,
концерты, которые осуществляются силами
взрослых, школьников (или старших воспитанников
детского сада).
Старших дошкольников желательно познакомить
и с профессиональным исполнительским
искусством: воспитателю следует порекомендовать
родителям побывать с детьми на детских
спектаклях в драматических и кукольных
театрах.
Ребенку старшего дошкольного возраста
доступны для восприятия и такие виды
инсценировки, как балет и опера на сюжеты
детских художественных произведений,
создаваемые профессиональными артистами.
Так, например, в 1964 г. в Москве открылся
первый в мире детский музыкальный театр,
создателем и руководителем которого
стала Н. И. Сац. Некоторые спектакли этого
театра рассчитаны на детей дошкольного
возраста, например опера М. Раухвергера
«Красная Шапочка».
В детском саду можно организовать прослушивание
радиоинсценировок, методически правильно
подготовив к нему детей. Много художественных
произведений инсценировано для дошкольников
средствами кино (диафильмы, мультфильмы,
кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась
«Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара,
созданы мультфильмы по произведениям
«Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый»
С. Маршака и др.
В методике показа диафильмов (он наиболее
часто встречается в детских садах) важна
предварительная подготовка детей к просмотру:
чтение экранизированной сказки или другого
произведения, близкого к ней по теме,
рассматривание картин, близких по содержанию
фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят
за несколько дней до показа. Перед демонстрацией
диафильма желательно вступительное слово
воспитателя. Рекомендуются различные
приемы показа: речевое сопровождение
сеанса (оно будет различным при демонстрации
художественных и документальных фильмов,
новых и повторных), повторный показ в
сочетании с детским рассказом. В работе
с детьми седьмого года жизни используют
такой прием, как придумывание маленьких
рассказов к отдельным кадрам фильма при
вторичном его просмотре (первый раз диафильм
показывается без речевого сопровождения).
Эффективность зрелища будет выше, если
воспитатель закрепит полученные впечатления
в процессе рисования, лепки, в игре, беседе
и т. д.
Каждый воспитатель должен владеть техникой
и методикой показа детям кино и театральных
спектаклей, твердо знать гигиенические
нормы их проведения (длительность, посадка
детей), соблюдать правила безопасности.
Показ театральных представлений и кинофильмов
можно осуществлять в зале, в групповых
комнатах, летом на участке, иногда объединяя
одновозрастные группы. В зависимости
от последнего устанавливают и время показа.
В разных группах его лучше проводить
в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить
время на установку ширмы, экрана, подготовку
реквизита.
С инсценировками дети знакомятся, также
слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки
на слух сложнее. Как и просмотр диафильмов,
оно требует подготовительной работы
(вступительное слово, напоминание и т.
п.).
В настоящее время дошкольники широко
знакомятся с литературным искусством
благодаря телевидению.