Реализация принципов дидактики при изучении экономики на примере "Совокупный спрос и совокупное предложение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.

Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть понятие принципа обучения.

2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.

3. Дать характеристику каждому принципу обучения.

4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22

1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6

1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11

1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12

1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13

1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14

1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15

1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17

1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18

1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19

1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20

2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28

2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23

2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23

2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24

2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25

2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26

2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27

2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28

3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37

3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29

3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая 1 часть.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

     Наглядные пособия: плакаты «Кривая совокупного спроса», «Неценовые факторы сдвига кривой AD», карточки-задания 

     Ход урока

     1. Организационный момент – проверка  присутствующих, решение организационных  вопросов -  (2-3 мин.)      

     2. Проверка домашнего задания –  (15-20 мин.) 

     Индивидуальная  самостоятельная работа (18 чел.)

        Задание:  На листочках письменно  ответьте на следующие вопросы:

  1. Что означает понятие «индекс цен»?
  2. Что называется спросом?

         3.  Что называется предложением?

     В данном задании главное написать свое  личное мнение, правильные и более конкретно обоснованные ответы учащихся оцениваются оценкой от 5 до 2 .

     3.  Изложение нового материала –  (50-55 мин.)

     Наименование  темы: Совокупный спрос

         3.1 Постановка познавательных целей и задач

    1. Основные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, чтение, изучение, упражнение.

         3.3 Сообщение основных вопросов рассматриваемой темы (план)

         1)Совокупный  спрос, его формы.

         2)Кривая  совокупного спроса

         3) Факторы совокупного спроса:

              -ценовые

             - неценовые

       3.4 Содержание нового материала 

Содержание  материала  Время, мин. Методики изложения
  1.Совокупный  спрос – это общий объем  благ, который экономические субъекты (домохозяйства, фирмы и государство)  готовы и могут купить в  течение года при различных  уровнях цен.

Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь т.д.).

Совокупный спрос  в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в  экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятием и государством, и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:

  • Потребление С – спрос на потребительские товары и услуги;
  • Инвестиции I – спрос на инвестиционные товары;
  • Государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • Чистый экспорт Х – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:

C+I+G+X.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские  расходы. Другие – более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения  вызывают колебания экономической активности. 

2.Кривая совокупного  спроса AD показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса  в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

    M  • V=P  • Q; 

    отсюда P= , или , или  

    где: P – уровень цен в экономике, индекс цен;

           Q – реальный объем выпуска, на который предъявляется спрос;

            М- количество денег в обращении;

            V - скорость обращения денег. 

Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости  

обращения денег  и в обратной – от уровня цен. 

3. Совокупный  спрос, находясь в обратной  зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

  • Повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
  • «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, акции, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.
  • «Эффект импортных товаров» состоит в том, что при повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественны товары сократится, а на относительно подешевевшие импортные товары – возрастет. Напротив, падение цены повысит совокупный спрос, как внутри страны, таки зарубежом.

К неценовым  факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения: инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт, благосостояние потребителей, их ожидание, налоги, процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам и т.д. Из уравнения количественной теории денег можно сделать вывод. Что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики. Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Так, если растут доходы потребителей, снижаются процентные ставки, увеличиваются государственные закупки и расходы на чистый экспорт, то совокупный спрос растет, сто отображается смещением кривой AD вправо-вверх в положение AD1.

20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
При изложении первого вопроса применяется  метод рассказа.

 По ходу изложения нового материала

ввести формулу на доске и рассмотреть ее составляющие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

При изложении  второго вопроса «Кривая совокупного спроса» применяется метод объяснения.

Демонстрируется

плакат «Кривая совокупного спроса AD» и, опираясь на него рассматриваются

различные участки кривой. (Приложение В) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 При изложении  третьего вопроса применяется  метод объяснения.

Используя плакат «Неценовые факторы сдвига кривой AD», показать и объяснить влияние неценовых факторов на сдвиг кривой AD.

Всего 55 Мин.

     4. Закрепление нового материала – (8-15 мин.)

         1. Самостоятельная работа (состоит  из2-х вариантов)

     Определить  смещение кривой AD  под влиянием неценовых факторов по карточкам – заданиям. (Приложение Г) Выполнить в тетради.    

         2. Краткий анализ самостоятельной  работы

     Данная работа дает возможность выявить, насколько хорошо усвоили учащиеся данную тему. Также с помощью данной работы развивается мышление и собственное мнение учеников.

         3. Фронтальная беседа по определению  качества усвоения нового материала.

              Контрольные вопросы

           1)Что называют совокупным спросом?

           2) От чего  зависит форма кривой  совокупного спроса?

           3) Из скольки отрезков состоит  кривая совокупного спроса?

     5. Домашнее задание – (3-5 мин.)

     Глава 17 §1 стр. 286-287 .Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Выучить понятие совокупного спроса.

     Прочитать дополнительную литературу (Салихов  Б.В.) с.424-425

     6. Подведение итогов работы на  уроке – (2 мин.)

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Практика  школьного обучения, к какому бы учебному предмету она не относилась, должна быть такой, чтобы обеспечить принципиальное единство в подходе  к учащимся, в выборе средств и  методов учебной работы.  Поэтому  в разделе педагогики, называемой дидактикой, обобщены те положения в обучении той или иной дисциплины, которые в определенном смысле имеют универсальный характер.

     В результате такого обобщения выработаны так называемые дидактические принципы обучения, представляющие по существу совокупность тех единых требований, которым должно удовлетворять обучение любому предмету, в частности обучение экономике.

     Разрабатываемые дидактикой дидактические принципы определяются стоящей перед школой задачей подготовки активных, сознательных, всесторонне развитых, высокообразованных членов общества и основываются на закономерностях процесса обучения. Дидактика разрабатывает следующие принципы:

     1)научность  обучения;

     2)наглядность  обучения;

     3)сознательность и активность в обучении;

     4)прочность усвоения знаний учащимися;

     5)систематичность и последовательность в обучении;

     6) доступность обучения;

     7)связь  теории с практикой.

     Правильное  применение данных принципов даст положительный  результат. Правильность заключается  в том, что в процессе обучения необходимо задействовать все данные принципы поочередно и рационально. Важно также, чтобы в процессе принимали активное участие, как педагоги, так и учащиеся.

     Подводя итоги по моей курсовой работе можно  сделать вывод, что поставленные мною задачи выполнены и цель достигнута.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     
  1.  Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под редакцией В.А.Сластенина – 2-е издание, стереотип – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-368с. (200-216)
  2. Дидактика: учебное пособие для студентов педагогических колледжей и лицеев / В.Н.Рыжов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.-318с. (318-151)
  3. Оконь В. Введение в общую дидактику: Перевод с польского Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина – М.: высшая школа, 1990.-382с. (178-199)
  4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В2 кн. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 576с. (443-469)
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических вузов педагогических колледжей. Под редакцией П.И.Педкасистого. 1996. (173-185)
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под редакцией В.А.Сластенина – 3-е издание, стереотип – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-576с. (169-184)

     7. Дидактика. Конспект лекций. Волохова Е.А., Юкина И.В. ростов – на Дону. «Феникс» 2004 г.

      8. Экономическая теория. Учебник. 3-е издание. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич.Питер 2005 г.

     9.“Курс экономической теории”, под редакцией Чепурина М.Н., КиселевойЕ.А., “АСА”, Киров 1997г.

     10.“Экономическая теория”. Учебник. Б.В. Салихов. Москва «Данков и К», 2005 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

Информация о работе Реализация принципов дидактики при изучении экономики на примере "Совокупный спрос и совокупное предложение"