Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.
Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие принципа обучения.
2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.
3. Дать характеристику каждому принципу обучения.
4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22
1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6
1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11
1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12
1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13
1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14
1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15
1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17
1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18
1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19
1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20
2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28
2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23
2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23
2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24
2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25
2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26
2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27
2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28
3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37
3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29
3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...39
Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.
7.Всемерно используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учебно-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет — производство».
8.Связывайте обучение с перспективами развития народного хозяйства своего города, села, области, республики, страны.
9.Проблемно-поисковые и исследовательские задания — лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях.
12.В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельностью, в процессе которой усваивается 80—85% знаний.
13.Побуждайте
учащихся к самостоятельной работе по
приобретению знаний.[4,с.463]
Делая выводы по первой главе курсовой работы, следует отметить , что обучение какому-либо предмету может стать эффективным средством формирования личности. Достичь непосредственной цели – прочного и сознательного усвоения ее содержания – можно лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавателя.
Система таких положений специально ориентирована на особенности учебного предмета. Владение принципами необходимо будущему учителю для того, чтобы правильно организовать свой труд, грамотно анализировать различные учебные пособия, которыми ему придется пользоваться в своей работе.
Использование
принципов обучения в ходе изучения
какого-либо предмета дает возможность
решать задачи, связанные со всесторонним,
гармоническим развитием личности, также
применение дидактических принципов
дает возможность стимулировать познавательную
творческую деятельность учащихся.
2.
Реализация принципов
дидактики в ходе
изучения экономики
темы «Совокупный спрос
и совокупное предложение»
2.1 Реализация принципа научности при изучении темы
«Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
Принцип научности обучения требует, чтобы содержание его являлось строго научным, объективно отражающим современное состояние соответствующей отрасли научного знания и учитывающим тенденции и перспективы его развития.
Принцип научности обучения в экономике заключается в обязательности соответствия содержания и методов преподавания уровню и требованиям экономики как науки в ее современном состоянии.
Таким образом, термин «научность обучения» следует понимать, как требование сообщать учащимся такие факты, формировать в их мышлении такие понятия, которые в настоящее время признаны научными.
Конкретно в процессе обучения экономике данной темы принцип научности проявляется на каждом шагу. Так, например, учитель следует этому принципу, если:
1) следит за корректностью формулировок при определении экономических понятий и построении суждений;
При
изучении темы «Совокупный спрос
и совокупное предложение» этот принцип
реализуется на первом занятии при изучении
вопроса «Совокупная цена», так как здесь
рассматривается общепризнанное наукой
понятие уровня цен и совокупной цены.
Кроме этого, применение данного принципа
рассматривается и на последующих уроках
при изучении основных понятий, формул,
таких, как совокупный спрос, совокупное
предложение, макроэкономическое равновесие.
На каждом занятии необходимо давать учащимся
домашнее задание: ознакомиться с дополнительной
литературой, со справочными материалами.
Реализация принципа научности осуществима
также на последнем уроке при изучении
вопроса «Макроэкономическое равновесие»,
где необходимо познакомить учащихся
с вкладом великого учёного Д. Н. Кейнса
в экономику. Соблюдение этих требований
позволяет успешно реализовать принцип
научности, что формирует поисковую деятельность
и теоретическое мышление учащихся.
2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая
совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ
реализации
принципа наглядности
Принцип наглядности вытекает из сущности восприятия, осмысливания и обобщения учащимися учебного материала. На отдельных этапах изучения учебного материала наглядность выполняет различные функции. Когда учащиеся изучают внешние свойства предмета, то, рассматривая предмет или его изображение, они могут непосредственное сами извлекать знания. Если же дидактической задачей является осознание связей и отношений между свойствами предмета и формирование научных понятий, то средства наглядности служат лишь опорой для осознания этих связей, конкретизируют и иллюстрируют эти понятия.
Практикой обучения экономике выработаны специальные средства, способствующие реализации этого принципа (различные схемы, плакаты, таблицы). Высокий уровень современной техники дал возможность значительно обогатить арсенал этих средств за счет учебных диафильмов и кинофильмов, использования магнитных досок и т.д., за счет внедрения телевидения в практику обучения экономике.
Данный
принцип целесообразно использовать
на втором и третьем уроках, когда рассматриваются
вопросы «Кривая совокупного спроса»
и «Кривая совокупного предложения». При
изучении этих вопросов используется
такая наглядность, как плакаты, на которых
изображены графики кривой совокупного
спроса и совокупного предложения. Чтобы
восприятие наглядности учеником не оставалось
на уровне чувственного восприятия, а
переходило на уровень абстрактного мышления,
необходимо сопровождать эту наглядность
точными словесными выражениями, направлением
наблюдений, обобщением их результатов.
Например, что изменение неценовых факторов
отражается сдвигом кривой AD, и конкретно
показать, что увеличение предложения
денег и рост платежеспособного спроса
в экономике отразится на графике сдвигом
кривой вправо. Для наиболее эффективного
запоминания учебного материала создаётся
проблемная ситуация с опорой на плакаты.
На втором уроке ученики решают проблемную
ситуацию: определить смещение кривой
АD, если доходы потребителей растут, а
процентная ставка снижается. Соблюдение
этих правил позволяет реализовать принцип
наглядности. Таким образом, движение
кривой ученикам запомнится намного быстрее
и легче, чем просто словесные образы.
2.3
Практическое применение
принципа сознательности
и активности при изучении
вопроса «Макроэкономическое
равновесие»
Принцип сознательности и активности вытекает из целей и задач школы, призванной готовить активных и сознательных членов общества, а также из особенностей самого процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Этот принцип состоит в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмысливании, творческой переработке и применении».
Принцип активности в обучении экономики на примере темы «Совокупный спрос и совокупное предложение» предполагает, что на первом уроке изложение темы начинается с так называемой «постановки вопроса», которая служит кратким введением в тему, устанавливает связь нового материала с предыдущим. В данном случае сначала ставится вопрос о том, что такое спрос и предложение, вместе с учащимися повторяется раннее изученный материал о спросе и предложении и осуществляется подведение учащихся к новой теме. На первом уроке очерчивается примерный круг вопросов, подлежащих изучению в рамках данной темы (совокупный спрос, кривая совокупного спроса, совокупное предложение, кривая совокупного предложения, макроэкономическое равновесие), намечаются основные пути ее изучения, указывается возможная область практических приложений.
Начиная работу над изучением новой темы, следует обращаться к жизненному опыту учащихся, например, приводить примеры повышения спроса и вследствие этого повышение предложения на сегодняшнем рынке; рассмотреть различные примеры и ситуации, приводящие к возникновению абстрактных понятий.
В процессе обучения экономике применяются различные методы и приемы, которые возбуждают у учащихся интерес к изучаемой теме, пробуждая у них желание и способность к активной деятельности. При изучении данной темы необходимо использовать проблемное обучение, тем самым, включая учеников в разрешение проблемных ситуаций. Например, ученикам на последнем занятии при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие» дается задание решить проблему: как перейти из состояния неравновесия в состояние равновесия, если совокупный спрос превышает совокупное предложение и наоборот. Ученики ищут всевозможные варианты, чтобы устранить проблему, таким образом, активизируют свою деятельность.
При таком обучении экономике учебная работа школьников будет активной, а значит знания и умения, приобретенные ими, будут сознательными.
Сознательное
и активное учение возможно лишь в
том случае, когда обучаемый осознает
цели и значение своей учебной
деятельности, владеет умениями и
навыками, необходимыми для достижения
этих целей, т.е. умеет управлять своей
учебной деятельностью. Поэтому к числу
основных условий, от которых зависит
применение рассматриваемого принципа
в ходе обучения, надо отнести действия
педагогов по формированию у учащихся
навыков и умений самостоятельной учебно-познавательной
деятельности, развитию интеллектуальных
возможностей с тем, чтобы они осознанно
подходили к усвоению знаний.
2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы
«Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
Принцип прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков также обусловливается как задачами школы, так и закономерностями обучения. Опираться на приобретенные знания, умения и навыки на последующих этапах обучения и пользоваться ими в жизни можно лишь тогда, когда они усвоены твердо, длительное время удерживаются в памяти. В процессе обучения учащиеся не только приобретают знания, умения и навыки, но и закрепляют и совершенствуют их.
Принцип прочности усвоения знаний в процессе обучения экономике темы «Совокупный спрос и совокупное предложение» реализуется на последнем уроке, когда учитель:
1)умело
организует постоянное
2)когда
осуществляет своевременный
При закреплении нового материала на каждом уроке проводятся различные самостоятельные работы, например, по карточкам-заданиям на определение сдвига кривых АD и АS под влиянием различных факторов. Систематически задаются вопросы на закрепление нового материала, например: «что такое совокупный спрос?», «что такое совокупное предложение?» и т.д.
Принцип прочности усвоения знаний в процессе изучения данной темы реализуется также, если учащиеся:
1)излагают
учебный материал ясно и