Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.
Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие принципа обучения.
2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.
3. Дать характеристику каждому принципу обучения.
4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22
1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6
1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11
1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12
1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13
1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14
1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15
1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17
1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18
1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19
1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20
2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28
2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23
2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23
2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24
2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25
2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26
2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27
2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28
3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37
3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29
3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...39
9.Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.
10.В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.
11.Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.
12.Помните, что сформировавшаяся система
знаний — важнейшее средство предотвращения
их забывания. [4, с.451]
1.3.4
Принцип прочности
Данный принцип подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определенные изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось (и не без оснований), что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.
1.
В современном обучении
8.Не приступайте к изучению нового, предварительно
не
сформировав двух важнейших качеств: интереса
и положительного отношения к нему.
9.Развивайте память учащихся: учите их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
13.Во время изучения нового всегда связывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом.
14.Не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.
15.Применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, знаний с показом сдвигов в развитии учащихся.
16.Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися, организуйте его и поощряйте. [4, с.454]
1.3.5 Принцип доступности
Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой.
В основе принципа доступности лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово thesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.
Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я..А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.
2.Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их индивидуальные возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
3.Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.
4.При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.
5.Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
6.Доступность так же, как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
7.Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно.
8.Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно.
9.На первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
10.Доступность не означает легкость обучения,
она раскрывает непонятное через понятное,
облегчает процесс познания нового. [4,
с.458]
1.3.6
Принцип научности
Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его
формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.
Практика
прогрессивных дидактических
4.Систематически информируйте своих учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре; связывайте новые достижения с
формируемой у учащихся системой знаний.
1.3.7
Принцип связи
теории с практикой
Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой; практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов
обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных
особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.