Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.
Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие принципа обучения.
2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.
3. Дать характеристику каждому принципу обучения.
4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22
1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6
1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11
1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12
1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13
1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14
1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15
1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17
1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18
1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19
1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20
2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28
2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23
2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23
2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24
2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25
2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26
2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27
2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28
3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37
3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29
3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...39
2)успешно
выполняют различные виды
3)умеют
четко и быстро воспроизвести
в памяти определения основных
понятий, формул и т.п.(
Реализация данного принципа позволяет учащимся прочнее запомнить материал и сохранить его в памяти на длительный срок.
2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности
при
изучении темы «Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
Принцип
систематичности и
Систематичность в обучении экономике предполагает соблюдение определенного порядка в рассмотрении и изучении фактов и постепенное овладение основными понятиями и положениями всего курса экономики.
Последовательность в обучении экономике означает, что обучение идет: от простого к сложному, от представлений к понятиям, от известного к неизвестному; от знания к умению, а от него – к навыку.
Данный принцип реализуется при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение», представляя собой цепочку последовательных шагов (составление перспективно-тематического плана уроков по данной теме, разбиение темы на конкретные вопросы), каждый из которых дополняет известные учащимся знания и умения разумной дозой новых знаний и умений, которые, в свою очередь, становятся инструментом для приобретения учащимися новых знаний и умений.
При изложении нового материала на первом и последующих занятиях осуществляются межпредметные связи. Учитель связывает учебный материал с такими предметами, как человек и общество («Рынок и рыночные отношения»), география («Экономика развитых стран»), история («НТР»).
Каждый урок темы «Совокупный спрос и совокупное предложение» является продолжением предыдущего, т.е. сначала изучаются совокупный спрос и совокупное предложение, а только потом их соотношение на рынке, вследствие чего возникает макроэкономическое равновесие.
Различая
главное и второстепенное в экономических
знаниях и умениях, сформированных в определенной
системе, что и определяет реализацию
принципа систематичности и последовательности,
учащийся всегда сумеет легко воспроизвести
то, что забыто, и свободно использовать
полученные знания по мере необходимости.
2.6 Применение принципа доступности при изучении
данной
темы
Учет возрастных различий и особенностей учащихся находит выражение в принципе доступности обучения, которое должно проводиться так, чтобы изучаемый материал по содержанию и объему был посилен учащимся. Применяемые методы обучения должны соответствовать развитию учащихся, развивать их силы и способности.
Говоря о доступности в обучении экономике, не следует понимать этот принцип как требование максимально облегчить для школьников процесс овладения ими знаниями и умениями; речь идет о том, что обучение экономике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся данного возраста, не подорвать их веру в свои силы и возможности. Вместе с тем обучение экономике предполагает обязательное преодоление учащимися посильных для них трудностей; в этом случае у школьников возникает уверенность в своих силах и желание добиваться больших результатов.
Принцип
доступности реализуется на каждом
уроке темы «Совокупный спрос
и совокупное предложение». При изучении
данной темы идёт учёт индивидуальных
и возрастных особенностей учащихся. Так,
на основе уже известного учащимся понятия
«спрос» изучается понятие «совокупного
спроса». Это отражает взаимосвязь между
известным и неизвестным. Обучение «от
лёгкого к трудному» предполагает решение
относительно лёгких задач о повышении
спроса на рынке, а затем сложных задач
на выявление макроэкономического равновесия.
2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой
при
изучении вопроса «Макроэкономическое
равновесие»
Этот принцип требует гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни учащихся.
Реализация данного принципа при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение» должна идти путем формирования у учащихся того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Связь обучения с практикой обеспечивается организацией трудового, политехнического и производственного обучения школьников, а также показом преобразований в экономике, политике, науке, культуре в стране и во всем мире.
Данный
принцип целесообразно
Важность
данного принципа при изучении вопроса
«Макроэкономическое равновесие» заключается
в том, что он позволяет учащимся наиболее
эффективно и прочно усвоить материал,
формирует умение приводить примеры из
жизни, что способствует успешности процесса
обучения.
Реализацию
принципов дидактики можно
3.
Разработка планируемых
документов по теме:
«Совокупный спрос и
совокупное предложение»
3.1
Разработка фрагмента
перспективно-тематического
плана урока по
теме «Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
Тщательно спланированная
В плане отражается достижение науки и техники, современное направление в совершенствовании подготовки специалистов, творческое применение методов и средств программированного и проблемного обучения.
План должен предусматривать
необходимые наглядные пособия,
В программе приводится
В плане указываются: № урока, дата его проведения, наименование раздела и темы программы; темы урока и их краткое содержание, количество часов; типы уроков и методы обучения, вид самостоятельной работы учащихся на уроке и время на ее выполнение, перечень оборудования и наглядных пособий; задание на дом, основная и дополнительная литература.
При составлении перспективно-
Перспективно
- тематический план уроков по теме «Совокупный
спрос и совокупное предложение»
№ урока | Дата | Тема и краткое содержание | Количество час. | Тип урока | Цели урока | Самостоятельная работа на уроке | Наглядные пособия и ТСО | Меж-предметные связи | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 1.03.07 | «Совокупные величины»
1. Введение. 2. Совокупная цена (уровень цен).
|
2 | Ком-би-ниро-ван-ный | 1.Познакомить
учащихся с совокупными 2.Развить мышление, речь, память, интерес к изучаемой теме. 3.Воспитать ответственность,
самостоятельность, |
Выписать основные
понятия из учебника: рыночная цена,
уровень цен, индекс цен.
(«Экономическая теория» Салихова Б.В. §2 стр.423) |
1.История (НТР)
2.География (экономика развитых стран) 3.Человек и общество (рынок и рыночные отношения). |
1.Прочитать
§2 стр.423 («Экономическая теория»
Салихов Б.В.)
2.Прочитать дополнительную литературу (Добрынин А.И. «Экономическая теория» с.285) | |
2 | 06.03. 07 | «Совокупный спрос»
1. Формы совокупного спроса. 2. Кривая совокупного спроса. 3. Ценовые и неценовые факторы. |
2 | Ком-бинированный | 1.Изучить и
дать научное обоснование
данных вопросов, ввести понятие
о совокупном спросе, уяснить
влияние ценовых и неценовых факторов
на совокупный спрос.
2.Расширить кругозор
знаний по дисциплине, развить
навык строить кривую 3.Воспитать аккуратность,
самостоятельность при |
1. Зарисовать
в тетради кривую совокупного
спроса, выделив различные участки.
2. Карточка-задание: определить смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов. |
Плакаты:
1. Кривая совокупно-го спроса 2. Неценовые факторы сдвига кривой АD 3. Карточки-задания |
1.Алгебра (система
координат)
2.Экономи-ка (развитие стран) 3. Человек и общество (рынок и рыночные отношения) |
1.Глава 17 §1
стр. 286-287 (понятие совокупного спроса
выучить). («Экономи
ческая теория» Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.) Прочитать дополнительную литературу (Салихов Б.В., с.424-425) |
3 | 08.03. 07 | Совокупное
предложение
1. Кривая совокупного предложения. 2. Неценовые факторы. |
2 | Ком-бинированный | 1.Ввести понятие
о совокупном предложении, 2.Развить мышление, память, речь, умение строить кривую AS. 3.Воспитать самостоятельность, |
1.Зарисовать
в тетради кривую совокупного
предложения, выделив 2. Карточка – задание: Определить смещение кривой AS под влиянием неценовых факторов (зарисовать в тетради). |
Плакаты
1.Кривая совокупно-го предложе-ния. 2. Неценовые факторы сдвига кривой AS 3. Карточки -задания |
1Алгебра (система
координат)
2.География (экономика развитых стран) 3. Человек и общество (рынок и рыночные отношения) |
Прочитать §17 с.288
-289 «Совокупное предложение» (Экономическая
теория Добрынина А.И.)
Прочитать также дополнительную литературу (Салихов Б.В. с.427) |
4 | 13.03. 07 | Макроэкономическое
равновесие. 1.Модель «AD-AS».
2.Заключение |
2 | Ком-бинированный | 1Ввести понятие
о макроэкономическом 2.Развить экономические
способности, умение 3.Воспитать ответственность,
самостоятельность, |
1.Привести пример
макроэкономического |
Плакат
Макроэко-номическое равновесие: модель «AS-AD» |
1.Алгебра (система
координат)
2.Геог-рафия (экономика развитых стран) 3.Человек и общество (рынок и рыночные отношения). |
1. Прочитать
§2 с.428-429 «Макроэкономическое |
Список рекомендуемой
4.. В.Г. Плотов Эффективная
3.2
Разработка плана
- конспекта урока
на тему: «Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
План должен быть всесторонним
и насыщенным, представлять собой
модель либо сценарий урока,
раскрывает его
В
плане-конспекте урока по данной теме
находит отражение функционирования в
рыночной экономике различных процессов.
Даются основные понятия, относящиеся
к данной теме, отражаются формы совокупного
спроса, кривая совокупного спроса и факторы,
влияющие на совокупный спрос.
План - конспект урока
Форма занятия – урок
Тип урока – комбинированный
Тема: Совокупный спрос
Цели и задачи урока: