Реализация принципов дидактики при изучении экономики на примере "Совокупный спрос и совокупное предложение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.

Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть понятие принципа обучения.

2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.

3. Дать характеристику каждому принципу обучения.

4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22

1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6

1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11

1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12

1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13

1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14

1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15

1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17

1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18

1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19

1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20

2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28

2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23

2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23

2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24

2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25

2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26

2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27

2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28

3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37

3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29

3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая 1 часть.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

     2)успешно  выполняют различные виды самостоятельной  работы (определение сдвига кривых  совокупного спроса и предложения, устранение макроэкономического неравновесия и т.д.);

     3)умеют  четко и быстро воспроизвести  в памяти определения основных  понятий, формул и т.п.(совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен).

     Реализация  данного принципа позволяет учащимся прочнее запомнить материал и сохранить его в памяти на длительный срок.

      

     2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности

     при изучении темы «Совокупный  спрос и совокупное предложение» 

     Принцип систематичности и последовательности в обучении обуславливается логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями практической и познавательной деятельности учащихся, протекающей в соответствии закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения.

     Систематичность в обучении экономике предполагает соблюдение определенного порядка  в рассмотрении и изучении  фактов и постепенное овладение основными понятиями и положениями всего курса экономики.

     Последовательность  в обучении экономике означает, что обучение идет: от простого к сложному,  от представлений к понятиям,   от известного к неизвестному; от знания к умению, а от него – к навыку.

     Данный  принцип реализуется при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение», представляя собой цепочку последовательных шагов (составление перспективно-тематического плана уроков по данной теме, разбиение темы на конкретные вопросы), каждый из которых дополняет известные учащимся знания и умения разумной дозой новых знаний и умений, которые, в свою очередь, становятся инструментом для приобретения учащимися новых знаний и умений.

     При изложении нового материала на первом и последующих занятиях осуществляются межпредметные связи. Учитель связывает учебный материал с такими предметами, как человек и общество («Рынок и рыночные отношения»), география («Экономика развитых стран»), история («НТР»).

       Каждый урок темы «Совокупный спрос и совокупное предложение» является продолжением предыдущего, т.е. сначала изучаются совокупный спрос и совокупное предложение, а только потом их соотношение на рынке, вследствие чего возникает макроэкономическое равновесие.

     Различая  главное и второстепенное в экономических знаниях и умениях, сформированных в определенной системе, что и определяет реализацию принципа систематичности и последовательности, учащийся всегда сумеет легко воспроизвести то, что забыто, и свободно использовать полученные знания по мере необходимости. 
 

     2.6 Применение принципа доступности при изучении

     данной  темы 

     Учет  возрастных различий и особенностей учащихся находит выражение в  принципе доступности обучения, которое  должно проводиться так, чтобы изучаемый  материал по содержанию и объему был посилен учащимся. Применяемые методы обучения должны соответствовать развитию учащихся, развивать их силы и способности.

     Говоря  о доступности в обучении экономике, не следует понимать этот принцип  как требование максимально облегчить  для школьников процесс овладения ими знаниями и умениями; речь идет о том, что обучение экономике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся данного возраста, не подорвать их веру в свои силы и возможности. Вместе с тем обучение экономике предполагает обязательное преодоление учащимися посильных для них трудностей; в этом случае у школьников возникает уверенность в своих силах и желание добиваться больших результатов.

     Принцип доступности реализуется на каждом уроке темы «Совокупный спрос  и совокупное предложение». При изучении данной темы идёт учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Так, на основе уже известного учащимся понятия «спрос» изучается понятие «совокупного спроса». Это отражает взаимосвязь между известным и неизвестным. Обучение «от лёгкого к трудному» предполагает решение относительно лёгких задач о повышении спроса на рынке, а затем сложных задач на выявление макроэкономического равновесия.  

     2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой

     при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие» 

     Этот  принцип требует гармоничной  связи научных знаний с практикой  повседневной жизни учащихся.

     Реализация  данного принципа при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»  должна идти путем  формирования у учащихся того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Связь обучения с практикой обеспечивается организацией трудового, политехнического и производственного обучения школьников, а также показом преобразований в экономике, политике, науке, культуре в стране и во всем мире.

     Данный  принцип целесообразно применить  при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие», где необходимо связать обучение с практикой, т.е. на конкретном примере показать, как взаимодействуют между собой производители и потребители, каким образом на рынке происходит равновесие, и как в реальной жизни равновесие переходит в неравновесие. Для  устранения этих проблем решаются следующие задачи. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение: чтобы выйти на равновесие, практика показывает, что нужно расширить выпуск продукции, и в экономике будет наблюдаться рост национального продукта. Если же совокупный спрос меньше совокупного предложения, то необходимо сократить производство, вследствие чего предприниматели будут снижать цены, и в итоге национальный продукт будет снижаться. Также рассматриваются рыночные ситуации, в которых предприниматели сокращают производство и продают продукцию по выгодным ценам.

     Важность  данного принципа при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие» заключается в том, что он позволяет учащимся наиболее эффективно и прочно усвоить материал, формирует умение приводить примеры из жизни, что способствует успешности процесса обучения. 
 

     Реализацию  принципов дидактики можно представить  в виде схемы, которая отражает их сущность и практическое применение при изучении темы «Совокупный спрос  и совокупное предложение». (Приложение Б) 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Разработка планируемых документов по теме: «Совокупный спрос и совокупное предложение» 

     3.1 Разработка фрагмента  перспективно-тематического  плана урока по  теме «Совокупный  спрос и совокупное  предложение» 

       Тщательно спланированная учебная  работа преподавателя способствует повышению качества подготовки специалистов. Каждый преподаватель независимо от опыта работы планирует изложение теоретического материала, проведение учебной практики и т.д.

       В плане отражается достижение  науки и техники, современное  направление в совершенствовании подготовки специалистов, творческое применение методов и средств программированного и проблемного обучения.

       План должен предусматривать  необходимые наглядные пособия,  ТСО, оборудования, организацию экскурсий,  проведение урока на производстве и т.д. Объем знаний и умений, который должен получать учащийся в результате изучения предмета, определен программой.

       В программе приводится примерное  распределение учебного времени,  по тематике календарный план  преподавателя должен учитывать  непрерывный научно-технический прогресс, зональные условия учебных заведений, он может быть изменен по решению предметной комиссии. Изменение учебного времени на лабораторно-практические занятия допускается в сторону увеличения в пределах общего числа часов, отведенных на изучение данного предмета. Эти изменения утверждаются завучем. Преподаватель должен продумать систему уроков по разделу: материал распределяется по урокам, определяется роль и место каждого из них в раскрытии содержания, формирования знаний, умений и навыков по разделу, продумать взаимосвязь между отдельными уроками раздела и др. предметами.

               В плане указываются: № урока, дата его проведения, наименование раздела и темы программы; темы урока и их краткое содержание, количество часов; типы уроков и методы обучения, вид самостоятельной работы учащихся на уроке и время на ее выполнение, перечень оборудования и наглядных пособий; задание на дом, основная и дополнительная литература.

           При составлении перспективно-тематического  плана уроков по теме «Совокупный спрос и совокупное предложение» следует учитывать особенности современного развития страны, состояние экономики в республике. Важно отметить изменение спроса и предложения в системе рыночных отношений, определить конкретные принципы функционирования равновесия на рынке. 

 

      

     Перспективно - тематический план уроков по теме «Совокупный спрос и совокупное предложение» 

№ урока Дата Тема и краткое  содержание Количество  час. Тип урока Цели урока Самостоятельная работа на уроке Наглядные пособия и  ТСО Меж-предметные связи Домашнее задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1.03.07 «Совокупные величины»

1. Введение.

2. Совокупная  цена (уровень цен).

 

2 Ком-би-ниро-ван-ный 1.Познакомить  учащихся с совокупными величинами, ввести понятие совокупной цены.

2.Развить мышление, речь, память, интерес к изучаемой  теме.

3.Воспитать ответственность,  самостоятельность, дисциплинированность.

Выписать основные понятия из учебника: рыночная цена, уровень цен, индекс цен.

 («Экономическая теория» Салихова Б.В. §2 стр.423)

  1.История (НТР)

2.География (экономика развитых стран)

3.Человек и  общество (рынок и рыночные отношения).

1.Прочитать  §2 стр.423 («Экономическая теория»  Салихов Б.В.)

2.Прочитать дополнительную  литературу  (Добрынин А.И. «Экономическая теория» с.285) 

2 06.03. 07 «Совокупный спрос»

1. Формы совокупного  спроса.

2. Кривая совокупного  спроса.

3. Ценовые и  неценовые факторы.

2 Ком-бинированный 1.Изучить и  дать научное  обоснование  данных вопросов, ввести понятие  о совокупном спросе, уяснить  влияние ценовых и неценовых факторов на совокупный спрос.

2.Расширить кругозор  знаний по дисциплине, развить  навык строить кривую совокупного  спроса.

3.Воспитать аккуратность, самостоятельность при построении  графиков.

1. Зарисовать  в тетради кривую совокупного спроса, выделив различные участки.

2. Карточка-задание:  определить смещение кривой  AD под влиянием неценовых факторов.

Плакаты:

1. Кривая совокупно-го спроса

2. Неценовые  факторы сдвига кривой АD

3. Карточки-задания

1.Алгебра (система координат)

2.Экономи-ка (развитие стран)

3. Человек и  общество (рынок и рыночные отношения)

1.Глава 17 §1  стр. 286-287 (понятие совокупного спроса  выучить). («Экономи

ческая теория»  Добрынин А.И., Тарасевич Л.С.)

Прочитать дополнительную литературу (Салихов Б.В., с.424-425)

3 08.03. 07 Совокупное  предложение

1. Кривая совокупного  предложения.

2. Неценовые  факторы.

2 Ком-бинированный 1.Ввести понятие  о совокупном предложении, уяснить  влияние неценовых факторов на  совокупное предложение. 

2.Развить мышление, память, речь, умение строить кривую AS.

3.Воспитать самостоятельность,  ответственность и аккуратность при выполнении чертежей.

1.Зарисовать  в тетради кривую совокупного  предложения, выделив различные  участки.

2. Карточка –  задание:

Определить смещение кривой AS под влиянием неценовых факторов (зарисовать в тетради).

Плакаты

1.Кривая совокупно-го предложе-ния.

2. Неценовые  факторы сдвига кривой AS

3. Карточки -задания

1Алгебра (система  координат)

2.География (экономика  развитых стран)

3. Человек и  общество (рынок и рыночные отношения)

Прочитать §17 с.288 -289 «Совокупное предложение» (Экономическая  теория Добрынина А.И.)

Прочитать также  дополнительную литературу (Салихов  Б.В. с.427)

4 13.03. 07 Макроэкономическое  равновесие. 1.Модель «AD-AS».

2.Заключение

2 Ком-бинированный 1Ввести понятие  о макроэкономическом равновесии.

2.Развить экономические  способности, умение графически  изображать модель «AD-AS».

3.Воспитать ответственность,  самостоятельность, аккуратность.

1.Привести пример  макроэкономического равновесия. Плакат

Макроэко-номическое равновесие: модель «AS-AD»

1.Алгебра (система  координат)

2.Геог-рафия  (экономика развитых стран)

3.Человек и  общество (рынок и рыночные отношения).

1. Прочитать  §2 с.428-429 «Макроэкономическое равновесие»  («Экономическая  теория» Салихова Б.В.)
 
 

             Список рекомендуемой литературы:

  1. Экономическая теория. Учебник. 3-е издание. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич.Питер 2005 г.
  2. “Курс экономической теории”, под редакцией Чепурина М.Н., КиселевойЕ.А., “АСА”, Киров 1997г.
  3. “Экономическая теория”. Учебник. Б.В. Салихов. Москва «Данков и К»,2005 г.
  4. “Экономическая теория”, Борисов Е.Ф., М.,1990г.

        4.. В.Г. Плотов Эффективная экономика  2003г. М.

 

     

     3.2 Разработка плана  - конспекта урока  на тему: «Совокупный  спрос и совокупное  предложение» 

       План должен быть всесторонним  и насыщенным, представлять собой  модель либо сценарий урока,  раскрывает его образовательные,  воспитательные, развивающие цели. План указывает методические  приемы, устанавливает межпредметные  связи, отражает связь учебного  материала с жизнью. При составлении плана необходимо учитывать повторение на уроке, проверку знаний и умений, оснащение урока наглядными пособиями, техническими средствами обучения. В нем должны быть указаны затраты времени на отдельные этапы и литература.

     В плане-конспекте урока по данной теме находит отражение функционирования в рыночной экономике различных процессов. Даются основные понятия, относящиеся к данной теме, отражаются формы совокупного спроса, кривая совокупного спроса и факторы, влияющие на совокупный спрос. 

     План - конспект урока

                                                                                                         Дата 06.03.07г.

                                                                                                         Группа №26

                                            Занятие №  2

     Форма занятия – урок

     Тип урока – комбинированный

     Тема: Совокупный спрос 

     Цели  и задачи урока:

  1. Дидактическая – изучить и дать научное обоснование  данных вопросов; ввести понятие о совокупном спросе , уяснить влияние неценовых факторов на совокупный спрос. 
  2. Развивающая – расширить кругозор знаний по дисциплине, развить навык строить кривую совокупного спроса.
  3. Воспитывающая – воспитать аккуратность, самостоятельность при построении графиков.

Информация о работе Реализация принципов дидактики при изучении экономики на примере "Совокупный спрос и совокупное предложение"