Реализация принципов дидактики при изучении экономики на примере "Совокупный спрос и совокупное предложение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.

Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть понятие принципа обучения.

2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.

3. Дать характеристику каждому принципу обучения.

4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22

1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6

1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11

1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12

1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13

1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14

1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15

1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17

1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18

1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19

1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20

2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28

2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23

2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23

2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24

2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25

2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26

2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27

2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28

3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37

3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29

3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая 1 часть.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

     Министерство  сельского хозяйства Республики Казахстан

     Казахский государственный агротехнический  университет

       им. С.Сейфуллина 
 

     Кафедра профессионального обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     на  тему: 

     «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                        Выполнила: Сычевая С.

                           36 гр. КСиПО

          Проверила: Данилова Л.В. 
 
 
 
 
 
 

Астана, 2007 г. 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22

   1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6

   1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11

   1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12

     1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13

     1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14

     1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15

     1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17

     1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18

     1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19

     1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20

2. Реализация  принципов дидактики в ходе  изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28

   2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23

   2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23

   2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24

   2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25

    2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26

   2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27

   2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28

3 Разработка  планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37

   3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29

   3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………………...39

Приложение 
 
 
 
 
 

     Введение 

                      

        История дидактики характеризуется  настойчивым стремлением исследователей  выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников.

       Эта проблема всегда занимала  умы многих выдающихся педагогов  всего мира. Тем не менее, и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу “Педагогика” количество принципов, их формулировки значительно разнятся. Это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие – из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей.

       В современной дидактике общепризнанным является то, что принципы обучения определяются целями воспитания и поэтому имеют исторический характер, должны отражать насущные актуальные потребности общества в области обучения подрастающего поколения. Вследствие этого до сих пор  предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

     Проблемы  дидактических принципов широко разрабатывались в педагогических трудах Я.А.Коменского,  К.Д. Ушинского, Ф.А. Дистерверга.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что дидактические принципы пронизывают все стороны педагогического процесса, в них раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящих перед современной школой  целей и задач обучения, и какими правилами нужно при этом руководствоваться.

         Целью курсовой  работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.

       Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть  понятие принципа обучения.

2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.

3. Дать  характеристику каждому принципу обучения.

4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».

       Предмет исследования – принцип обучения как категория дидактики.    

       Объектом исследования в данной работе является реализация принципов дидактики в ходе преподавания дисциплины экономика на примере темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».

       Гипотеза данной курсовой работы: правильное применение и использование принципов обучения  приведет к полноценному и качественному процессу обучения.

       Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

     1 Принципы как категория  дидактики 

     1.1 Понятие о дидактических  принципах 

     Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как  простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?

     Задача  дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.

     Принципы  обучения возникли на том этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики, обобщением эмпирических факторов успешного обучения. Таким образом, в формулировках дидактических принципов отразился огромный опыт педагогической науки и практики. В настоящее время формулировки принципов обучения кажутся обычными, очевидными, привычными и только исторический анализ их появления может доказать, сколько времени и усилий понадобилось для того, чтобы эти положения были усвоены как необходимые. [1, с.200]

     Принцип (от лат. Principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Словарь определяет принципы процесса обучения как исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности. Требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности. [2, с.138]

     Принципы  обучения, традиционно называемые принципами преподавания, - это наиболее спорная  область дидактики.

     В ее рамках существуют крайне противоположные мнения, часто противоречащие друг другу, а иногда рассматривающие различный предмет исследований.

     В дидактике  можно выделить, по меньшей мере, три значения принципа преподавания.В соответствии с первым значением принцип – это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими – либо процессами.

     Во  втором значении принцип – это  норма поведения, признанная обязательной.

     В третьем значении принцип – это  тезис, выведенный из какой – либо доктрины.

     Первое  понимание принципа вряд ли можно отнести к принципам обучения или преподавания – учения, несмотря на то, что он ему больше

соответствует. Это происходит потому, что в дидактике  как общественной науке проблема формирования научных законов и  их познания остается до сих пор  открытой. Иначе в естественных науках, где, как, например, в физике, очень часто принципы отождествляют с законами. В таком случае дидактике остается выводить принципы обучения из дидактических закономерностей, установление которых уже не представляет таких трудностей, как формулировка законов. Но и здесь возникает проблема: какие закономерности среди многих сотен можно считать приемлемыми для формулировки системы принципов, а также какие сопоставляющие процесса обучения следует учитывать в содержании принципов: цели, содержание, ход деятельности учителей или учащихся (или и тех и других), организацию обучения, или обучения и воспитания, или что – еще?

     Наиболее  радикально эти проблемы решил В. Шевчук. Считая, что существуют только принципы воспитания, поскольку воспитание нельзя отделить от преподавания, он утверждал, что принципы воспитания являются законами, “Если,- писал он, - опираясь на законы воспитательной деятельности, мы формулируем общее указание для воспитания, то получаем принцип воспитания”. Одновременно он считал, что количество принципов ограничивается девятью. Это принципы мотивации, активности, практичности, непосредственности, рецептивности, систематичности, постоянности, групповой принцип и принцип индивидуализации.

     Второе  понимание принципа основано на отождествлении его с интуитивно принятой нормой поведения. Авторы систем принципов преподавания, построенных таким образом, не ищут дидактических закономерностей, а руководствуются интуицией, поиском таких общих норм, которые, по их мнению, должны соблюдаться учителями в их ежедневной работе с учащимися.

     Третье  понимание основано на выводе принципа из принятой доктрины. Он является особенно благодатным для людей, охваченных какой – либо идеей и убежденных, что ее реализация через систему  принципов преподавания приведет к оптимизации работы школы. Надежды на такую оптимизацию связывали, например, с принципами учения Павлова о высшей нервной деятельности, праксиологией Котарбинского и его принципами хорошей работы, кибернетикой Винера, а также с другими доктринами.[1, с.201]

Информация о работе Реализация принципов дидактики при изучении экономики на примере "Совокупный спрос и совокупное предложение"