Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является реализация дидактических принципов обучения в ходе преподавания дисциплины “Экономика” в колледже (ПТШ) на примере темы: “Совокупный спрос и совокупное предложение”.
Для реализации цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие принципа обучения.
2.Изучить соотношение дидактических принципов и дидактических правил.
3. Дать характеристику каждому принципу обучения.
4.Практически реализовать данные принципы в процессе изучения темы «Совокупный спрос и совокупное предложение».
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Принцип как категория дидактики……………………………………………6-22
1.1 Понятие о дидактических принципах………………………………………..6
1.2 Соотношение принципов и правил………………………………………….11
1.3 Система дидактических принципов и правил……………………………..12
1.3.1 Принцип сознательности и активности…………………………………13
1.3.2 Принцип наглядности…………………………………………………….14
1.3.3 Принцип систематичности и последовательности……………………..15
1.3.4 Принцип прочности……………………………………………………...17
1.3.5 Принцип доступности…………… ………………………………………18
1.3.6 Принцип научности……………………………………………………….19
1.3.7 Принцип связи теории и с практикой…………………………………...20
2. Реализация принципов дидактики в ходе изучения экономики темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………………………23-28
2.1 Реализация принципа научности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»…………………………………………………………23
2.2 Применение наглядности при изучении вопросов «Кривая совокупного спроса» и «Кривая совокупного предложения» - способ реализации принципа наглядности……………………………………………………………………… ..23
2.3 Практическое применение принципа сознательности и активности при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие»…………………………24
2.4 Применение принципа прочности в ходе закрепления темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»………………………………………………..25
2.5 Реализация принципа систематичности и последовательности при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...26
2.6 Применение принципа доступности при изучении данной темы…………27
2.7 Важность использования принципа связи теории с практикой при изучении вопроса «Макроэкономическое равновесие…………………………..28
3 Разработка планируемых документов по теме: “Совокупный спрос и совокупное предложение”……………………………………………………...29-37
3.1 Разработка фрагмента перспективно – тематического плана уроков при изучении темы «Совокупный спрос и совокупное предложение»……………...29
3.2 Разработка плана конспекта урока на тему: “Совокупный спрос”……….33
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...39
Правила вытекают из принципов обучения (Приложение А). Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила, не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных).
С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.
Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д. Ушинского: «...Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил,| а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают».
Обычно
правила имеют форму советов-
1.3
Система дидактических
принципов
Дидактические принципы и правила образуют систему, которая определяет строение, направляет и регулирует весь процесс обучения. Из всего многообразия принципов можно выделить несколько основополагающих и образующих систему, в основу которой положены деятельный и управленческий подходы, разработанные в подходах отечественных дидактов М.Н. Скаткина, В.И. Загвязинского, Ю.К. Бабанского и др. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
1.3.1
Принцип сознательности
и активности
Один из главных принципов современной дидактики, согласно которому обучение будет наиболее эффективным тогда, когда учащиеся проявляют высокую сознательную активность в процессе познания, являются субъектами деятельности, когда знания приобретаются путем интенсивной напряженной мыслительной деятельности. Причем именно собственная познавательная активность школьника – важнейший фактор обучения. [2, с.142]
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения:
3.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Помните, что сегодняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.
4.То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
5.Ставьте обучаемых в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.
6.Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
7.Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом.
8.Контролируйте факторы, отвлекающие внимание учащихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.), устраняйте неблагоприятно действующие причины из учебно-воспитательного процесса.
9.Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения.
10.Помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
11.Помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
12.Используйте проблемное обучение, включайте учеников в разрешение проблемных ситуаций.
13.Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, перессказывания и копирования.
14.Мастерство задавать вопросы и выслушивать
ответы — одно из важных условий стимулирования
и поддержания активности. Какой вопрос
— такой ответ, как учитель слушает ученика
— так ученик слушает учителя. [4, с. 448]
1.3.2
Принцип наглядности
обучения
Этот принцип Коменский Я.А. назвал золотым правилом дидактики и считал общедидактическим принципом. Согласно этому принципу обучение необходимо приводить на конкретных образцах, которые учащиеся непосредственно могут воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и тактильных ощущений. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. [2, с.143]
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:
7.Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
8.Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
9.Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.
1.3.3
Принцип систематичности
и последовательности
Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в логическом порядке, который позволит учащимся овладеть действенными знаниями и получить четкую картину окружающего мира. Достичь
этого можно лишь специально организованным обучением без перерывов, нарушения последовательности и логики изложения. [2, с.146] Принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы
научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов,
нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
Этот
принцип реализуется через