Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение
Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188
14
для исследования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе, то есть вне раскрытия ее содержания.
Категориальный анализ понятия «субъектность» позволит не только раскрыть сущность и содержание субъектной позиции ученика по отношению к человеку, но и обосновать способы ее формирования в процессе обучения в школе.
Личностные качества
и свойства человека
Накопленными в процессе
жизнедеятельности свойствами
Субъектность человека, как подчеркивает В.Л.Хайкин, является одной из структурно-образующих антропогенеза: «Субъектность, в принципе, выступает важнейшей характеристикой активности представителя человеческого рода» (217, 78).
Субъектная составляющая имеет большое значение и для определения самого субъекта, которому также присущи и субъективные характеристики.
Осмыслим понятия «
Понятие «субъект»
является как философским, так
и психологическим. В
15
Когда речь идет о субъекте, то, естественно, возникает вопрос: субъектом чего является человек?
Человек формируется и развивается как субъект в процессе жизнедеятельности, в процессе деятельности и общения. При таком подходе к субъекту субъективное «раскрывается не как направленное на самого себя, не внутрь субъекта, а вовне, в действительность» (115, 110).
В своей развитой
форме субъект и субъективное
относятся к человеку, а поскольку
психическое отражение
Понятие «субъективное»
наиболее тесно связано с
В психологии личности
общим понятием, обозначающим различные
характеристики личности (направленность,
привязанность, симпатии, антипатии
и др.), является понятие «
16
Если речь идет исключительно
о субъективных отношениях, то они,
действительно, образуют субъективную
позицию. Если же вести речь об отношениях
как целостной системе «
Несмотря на то что В.Н. Мясищев, раскрывая содержание понятия «отношение», не употребляет термин «субъективный», мы полагаем, что речь идет именно о субъективных отношениях в том смысле, как это понимает Б.Ф.Ломов.
Совокупность субъективных
отношений образует
Если исходить из
того, что направленность как
система отношений, или
17