Развитие субъектной позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение

Описание работы

Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188

Работа содержит 1 файл

развитие субъектной позиции.docx

— 158.90 Кб (Скачать)

14

для исследования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе, то есть вне раскрытия  ее содержания.

 Категориальный анализ  понятия «субъектность» позволит не только раскрыть сущность и содержание субъектной позиции ученика по отношению к человеку, но и обосновать способы ее формирования в процессе обучения в школе.

 Личностные качества  и свойства человека формируются  в процессе жизнедеятельности,  проживания в социокультурном  пространстве, овладения опы- том деятельности, культурой.

 Накопленными в процессе  жизнедеятельности свойствами человека  как субъекта деятельности являются  субъективность и субъектность, которые не равнозначны как по своему содержанию, так и по своим функциям.

 Субъектность человека, как подчеркивает В.Л.Хайкин, является одной из структурно-образующих антропогенеза: «Субъектность, в принципе, выступает важнейшей характеристикой активности представителя человеческого рода» (217, 78).

 Субъектная составляющая  имеет большое значение и для  определения самого субъекта, которому  также присущи и субъективные  характеристики.

 Осмыслим понятия «субъектность» и «субъективность» (и производные от них «субъектный», «субъективный»), являющиеся свойствами человека как субъекта деятельности, общения, взаимодействия с миром и с людьми.

 Понятие «субъект»  является как философским, так  и психологическим. В философии  субъектом называется существо, наделенное сознанием, которое  управляет его деятельностью  и поведением. Реальность самого  сознания есть субъективная реальность. Явление, лишенное сознания, и  испытывающее воздействия субъекта, называется объектом, а реальность, не зависящая от сознания, - объективной  реальностью.

15

Когда речь идет о субъекте, то, естественно, возникает вопрос: субъектом чего является человек?

 Человек формируется  и развивается как субъект в процессе жизнедеятельности, в процессе деятельности и общения. При таком подходе к субъекту субъективное «раскрывается не как направленное на самого себя, не внутрь субъекта, а вовне, в действительность» (115, 110).

 В своей развитой  форме субъект и субъективное  относятся к человеку, а поскольку  психическое отражение формируется  и развивается в процессе жизнедеятельности  субъекта, оно не может не быть  субъективным. Когда речь идет  о субъективном характере психических  процессов, то, как подчеркивает  Б.Ф.Ломов, имеется в виду не содержание этих процессов (оно объективно), а форма их протекания (115, 111).

 Понятие «субъективное»  наиболее тесно связано с теорией  познания. В рамках гносеологии  оно рассматривается как существующее  в сознании, свойственное сознанию. Различные психологические дисциплины  исследуют различные проявления  субъективности. Так, например, в  социальной психологии субъективность  раскрывается через анализ личности, личностных отношений, в которые  личность включается системным  образом. Субъективное в рамках  социальной психологии изучается  в плане анализа роли и места  личности в социальных отношениях, то есть ее позиции в обществе, в группе.

 В психологии личности  общим понятием, обозначающим различные  характеристики личности (направленность, привязанность, симпатии, антипатии  и др.), является понятие «субъективные  отношения». В данном случае, как  подчеркивает Б.Ф.Ломов, термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но, прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. Отношения здесь включает момент оценки (115, 245).

16

Если речь идет исключительно  о субъективных отношениях, то они, действительно, образуют субъективную позицию. Если же вести речь об отношениях как целостной системе «индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности с различными сторонами  действительности» (125, 16), то благодаря  им личность «обнаруживает» свою связь  с социумом, с людьми. Соответственно этим отношениям к различным сторонам действительности определяется направленность личности. «В понятие направленность личности, - пишет В.Н.Мясищев, - входят обусловленные всей практикой отношения личности, т.е. ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» (125, 174).

 Несмотря на то что В.Н. Мясищев, раскрывая содержание понятия «отношение», не употребляет термин «субъективный», мы полагаем, что речь идет именно о субъективных отношениях в том смысле, как это понимает Б.Ф.Ломов.

 Совокупность субъективных  отношений образует свойственную  человеку субъективную позицию,  которая реализуется в деятельности, в общении с другими людьми. В связи с рассмотрением проблемы  субъективных отношений и субъективной  позиции интерес для нашего  исследования представляет определение  внутриличностного механизма, который выступает в качестве опосредующего звена деятельной связи личности с миром. В качестве такого внутреннего личностного механизма, который, с одной стороны, определяет деятельность и поведение человека, а с другой - является опосредующим звеном связи человека с миром и с людьми, он выделяет направленность личности и ее мотивы. «Ничего не поймет в поведении человека тот, - писал С.Л. Рубинштейн, -кто не сумеет за внешним поведением вскрыть свойства личности, ее направленность и мотивы, из которых исходит ее поведение» (179, 31).

 Если исходить из  того, что направленность как  система отношений, или субъективных  отношений, является внутриличностным механизмом связи

17


Информация о работе Развитие субъектной позиции