Развитие субъектной позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение

Описание работы

Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188

Работа содержит 1 файл

развитие субъектной позиции.docx

— 158.90 Кб (Скачать)

 

Оценка уровня развития субъективной позиции студентов была проведена на разных этапах профессионального становления в образовательном процессе вуза с первого по четвертый курс. Следует отметить, что в результате применения комплекса диагностических методик нам удалось не только выявить уровни развития СПС с 1-го по 4-й курсы, но и составить групповые СПС профили, в которых отражаются тенденции развития субъектной позиции на разных этапах профессионального становления в образовательном процессе вуза. Итак, представим полученные нами данные и расчеты по выбранным курсам в таблице 2:

Таблица 2

Результаты  констатирующего эксперимента по уровню развития субъектной позиции студентов (СПС)

Курс 

Уровень развития СПС 

К-во человек на курсе на курсе

 

Низкий

Средний

Высокий

 

 

к-во

%

к-во

%

к-во

%

 

1

5

19

22

81

-

-

27

2

8

33

16

67

-

-

24

3

7

22

11

34

14

44

32

4

-

-

24

73

9

27

33


 

Анализ результатов  исследования уровней развития СПС  показывает, что у испытуемых первого  и второго курса не выявлен  высокий уровень развития СПС. У  преимущественного большинства  испытуемых: 81%(первый курс) и 67%(второй курс) диагностирован средний уровень  развития СПС. Для таких студентов  характерно, положительное отношение  к процессу обучения в вузе и будущей  профессиональной деятельности и учебная  мотивация. В образовательном процессе они демонстрирую свою активность и  инициативность, если уверенны в получении  положительного результата (как правила  высокого рейтингового балла). Признают ценность учебной деятельности и  профессионального выбора. Способны к планированию и организации  собственной деятельности, но не всегда соотносят свои действия с реальными  условиями учебно-профессиональной деятельности. Самооценка неустойчивая, самостоятельность, гармоничность и самокритичность несколько снижены. Поэтому как в ситуациях выбора, так и в учебной деятельности, такие студенты могут испытывать затруднения в принятии самостоятельных решений, допускать ошибки в целеполагании и реализации намеченного. У 19%(первый курс) испытуемых и 22% (второй курс) испытуемых диагностирован низкий уровень развития СПС. Для таких студентов в процессе обучения в вузе характерна пассивная позиция, они не имеют учебно-профессиональной мотивации. Студенты с низким уровнем развития СПС испытывает серьезные трудности в саморегуляции, они не умеют планировать, анализировать и давать адекватную оценку результатам своей учебно-профессиональной деятельности. Не критичны по отношению к себе и другим участникам образовательного процесса. Не умеют соотносить свои действия с реальными условиями учебно-профессиональной деятельности, поэтому в ситуациях выбора не стремятся принимать на себя ответственность. Самооценка неадекватная, у одних студентов она неадекватная. Высокий уровень развития СПС диагностирован у 44% и 27% испытуемых третьего и четвертого курса соответственно. Мы считаем, что выявление испытуемых с высоким уровнем развития СПС исключительно на третьем и четвертом курсах обусловлено особенностями возрастного развития, возраст студентов является сензитивным периодом для профессионально-личностного развития и овладения средствами рефлексивного анализа. У студентов старших курсов уже накоплен определенный субъектный опыт, позитивный опыт самостоятельности, актуализирован механизм самодетерминации и рефлексии. Фактическое отсутствие испытуемых с низким уровнем развития СПС на четвертом курсе свидетельствует о том, что старшекурсники в целом имеют расширенный опыт рефлексии, который накапливается путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами. Кроме того, студенты старших курсов демонстрируют более устойчивое положительное отношение к процессу обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.

На основе полученных результатов нами были составлены групповые Профили развития СПС, в которых отражаются тенденции развития компонентов субъектной позиции на разных этапах профессионального становления в образовательном процессе вуза:

Рис.2. Групповые  Профили развития СПС в выборке  испытуемых на констатирующем эксперименте, в % (n=116)

 

Из рисунка 2 следует, что групповые Профили развития СПС студентов всех курсов без исключения имеют одинаковые область повышения и область понижения. Область повышения приходится на мотивационно-ценностный критерий, а область понижения выражена в деятельностно-регулятивном и рефлексивном критериях СПС. Выявленные тенденции в Профилях развития СПС указывают нам на выраженную учебно-профессиональную мотивацию в профессионально-личностном развитии студентов (особенно у первокурсников и выпускников) на то, что они нацелены на расширение и приобретение субъектного опыта в вузовском обучении. А тенденция снижения в показателях деятельностно-регулятивного и рефлексивного компонентов СПС конкретизирует проблемы развития СПС, которые проявляются в неумении студентов планировать и осуществлять самоконтроль, своевременную корректировку собственной деятельности. Трудности в проявлении активности и инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Неадекватная оценка своих возможностей в рамках образовательного процесса, неспособность понять другого и поставить себя на его место в процессе учебно-профессиональной деятельности. Минимальные показатели в Профилях развития СПС по рефлексивному критерию отмечаются у студентов на всех этапах профессионального становления, на наш взгляд, это может быть обусловлено отсутствием или недостаточностью педагогических условий позволяющих в образовательном процессе вуза пережить осознание субъектом образования своей деятельности, своих возможностей, индивидуальности.

Таким образом, результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут  послужить основой для разработки комплекса педагогических условий  способствующих актуализации развития СПС на разных этапах профессионального  становления в образовательном  процессе вуза.

 

Литература:

  1. 1. Клименко М.В. Дифференциация обучения в вузе и процесс становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов как условие повышения качества образования [Электрон, ресурс]. — Режим доступа: http:// http://jeducation.ru/2 2009/21.html
  2. 2. Ананьев Б. Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л.: Ленинградский ун-т, 1974. – С. 13-20.
  3. 3. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Рефлексно-инновационный процесс: модель и метод изучения // Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. – М, 1990. – С.64-91.

Тема: Педагогические условия  формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе

 

Всего: 208 cтр.

 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ 

С.

Введение 3-13

Глава I. Проблема формирования субъектной позиции учащегося в  теории и практике образования

1.1. Проблема субъектности человека в философии 14-29

1.2. Сущность и содержание  субъектной позиции учащихся 29 - 52

1.3. Изучение субъектной  позиции учащихся 52-72

Глава II. Содержание и организация  экспериментальной работы

по формированию субъектной позиции учащихся

П. 1. Сущность педагогического  руководства формированием 

субъектной позиции учащихся 73-92

II. 2. Организация экспериментальной  работы по формированию 

субъектной позиции учащихся 92 - 140

П. 3. Результативность экспериментальной  работы по формированию

субъектной позиции учащихся по отношению к человеку 140 -160

Заключение 160 - 167

Библиография 168-180

Приложения 181-208

 

Выдержки из работы:

 

Введение 

Социально-экономические  перемены обусловили вполне закономерное возвращение к человеку, деятельность и взаимодействие которого с миром  и с людьми разворачиваются в  режиме диалога с «другим». Попытка  построения открытого, демократического общества связана с решением старой новой задачи: наладить отношения между разными, иногда разными людьми.

 Решение этой задачи  во многом зависит от учителя,  формирующего субъектную позицию  учащихся по отношению к человеку  и ориентирующего их на созидание  и воспроизведение жизни, достойной  человека. Трудности, связанные с достижением данной цели воспитания, обусловлены не столько тем, что воспитание не может и да не должно быть ориентировано на одни и те же образцы (раньше образцы задавались «сверху» и освящали цели и содержание деятельности педагога), сколько с тем, что образцы меняются не только на протяжении одной человеческой жизни, но и даже на протяжении десятилетия. В этой связи актуальной является идея В.В.Сильвестрова о том, что «производство» людей как субъектов деятельности в современную эпоху «должно быть ориентировано на динамично изменяющийся состав орудий, а значит предполагать динамичность формирующихся субъект-объектных отношений», совокупность которых образует в своем единстве свойственную человеку позицию.

 Необходимость формирования  субъектной позиции учащихся  обусловлена не только тенденциями  развития изменяющегося мира, стимулирующими  поиск целей его преобразования, обмен способами целеполагания,  посредством которого осуществляется  проецирование в будущее деятельного  отношения к миру. Появилось понимание  того, что целью разворачивающейся  деятельности человека является  другой человек, с которым он  взаимодействует, а любое отношение  носит целевой характер. Постановка  цели как предполагаемого результата, которого надо достичь, есть  предвосхищение будущих состояний,  а способность к целеполаганию,  проецируемая на объективизацию  в будущем,

 есть способ целеполагания  «потребного будущего». Проецируемое  будущее — конструктивные отношения  между людьми - есть то возможное,  которое должно быть достигнуто. Возможность всегда содержит  в себе противоречие между  постановкой учеником цели взаимодействия  с человеком, которая воспроизводится  вместе с отношением к нему, и следующим за задаванием  цели целепола-ганием, состоящим в рефлексивном отборе способов достижения цели. Разрешение противоречий, как переход из сферы возможного в сферу действительного, происходит в деятельности, в которой реализуется субъектная позиция ученика по отношению к человеку.

 В отечественных работах,  посвященных проблеме формирования  позиции учащихся, мы находим  ответы на вопросы: «Что такое  позиция?» (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, И.С.Кон); «Что находится в ее основаниях?» (Г.И.Аксенова, В.Н.Аниськин, О.К.Позднякова); «Что побуждает человека реализовывать позицию?» (С.Г.Вершловский, Л.Н.Лесохина, Т.В.Шадрина). Не менее важно найти ответ вопрос: «Во имя и ради кого ученик реализует свою позицию?». Ответ на данный вопрос находится в плоскости субъектной позиции.

 В отечественной научной  литературе по проблеме субъектности человека выделяют философский, психологический и педагогический уровни анализа. На философском уровне обосновывается, что «целеполагание определяет позицию человека во взаимодействии с объектом как субъектную» (М.Б.Туровский). На психологическом уровне обосновывается, что «главным составным моментом, элементом, носителем активности является субъектная позиция, субъектное отношение», а «ответственность, инициативность, удовлетворенность, самовыражение, творчество, проектирование будущего, познавательный интерес и т.д., по существу, раскрывают содержательное определение субъектной позиции человека в человеческой активности» (В.Л.Хайкин). На педагогическом уровне раскрывается, что «субъектная позиция - особый спо-

 соб реализации ценностного отношения», «субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре» (А.Г.Гогоберидзе).

 Анализ педагогической  литературы и изучение реальной  педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости  научной разработки понятия «субъектная  позиция ученика», осмысление сущности  этого явления в рамках педагогической  науки осуществляется без привлечения  понятия «субъектность» и производного от него термина «субъектный». Анализ научной литературы по проблеме позиции показывает, что вопросы, связанные с формированием субъектной позиции ученика по отношению к человеку, не были предметом специального исследования. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании, а также стремление указать один из способов разрешения указанного противоречия определяют актуальность нашего исследования и его проблему: каковы педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать субъектную позицию учащихся по отношению к человеку в процессе обучения в общеобразовательной школе.

 Объект исследования - нравственно-ориентированный процесс  обучения в общеобразовательной  школе.

 Предмет исследования - формирование субъектной позиции  учащихся по отношению к человеку  как аспект педагогической деятельности.

 Цель исследования - разработка  практико-ориентированной концепции  формирования субъектной позиции  учащихся по отношению к человеку  и ее теоретико-методологическое  обоснование.

 Гипотеза исследования. Субъектная позиция учащихся  по отношению к человеку есть  воспроизведение и реализация  субъектных отношений, заключенных  в цели деятельности и взаимодействия  с человеком.

 Мы исходим из того, что формирование субъектной  позиции учащихся по отношению  к человеку возможно, если они  опосредуют отношения, в которые

 включаются под руководством  учителя. Это становится реальностью,  если субъектность учителя имеет конкретную практическую точку приложения -субъектность ученика. (Субъектность учителя состоит в принципе воспроизводимого им ученичества).

 Поэтому формирование  субъектной позиции учащихся  в процессе обучения в школе  предполагает:

- моделирование педагогической  деятельности, воссоздающей процесс  формирования субъектной позиции  учащихся через развитие у  них способности к постановке  цели взаимодействия с человеком,  к целеполаганию;

- полагание учителем цели  деятельности учащихся и совместный  рефлексивный отбор способов  ее достижения, базирующееся на нормативно-аксиологическом содержании золотого правила нравственности;

 - развитие способности учащихся к рефлексивному ценностному целеполаганию, расширяющему и углубляющему их отношения к человеку, в которых проявляются личностные свойства, содержательно определяющие субъектную позицию учащихся;

- оценку учащимися достигнутых  целей совместной деятельности (отношения-результаты), другого и его действий, себя  и своих действий, становящуюся (оценка) мотивом для реализации золотого  правила, которое задает некий  стандарт для всех.

 Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание  понятия «субъектность» человека.

2. Конкретизировать научное  представление о сущности и  содержании понятия «субъектная  позиция ученика».

3. Определить направленность  субъектной позиции учащихся  по отношению к человеку, формы  их взаимодействия с человеком  в проблемной, этической ситуации, качества учащихся, проявляемые  в реализуемой ими позиции,  и

 характеристики, содержательно  определяющие субъектную позицию  школьников.

Информация о работе Развитие субъектной позиции