Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение
Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188
Оценка уровня развития субъективной позиции студентов была проведена на разных этапах профессионального становления в образовательном процессе вуза с первого по четвертый курс. Следует отметить, что в результате применения комплекса диагностических методик нам удалось не только выявить уровни развития СПС с 1-го по 4-й курсы, но и составить групповые СПС профили, в которых отражаются тенденции развития субъектной позиции на разных этапах профессионального становления в образовательном процессе вуза. Итак, представим полученные нами данные и расчеты по выбранным курсам в таблице 2:
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по уровню развития субъектной позиции студентов (СПС)
Курс |
Уровень развития СПС |
К-во человек на курсе на курсе | |||||
|
Низкий |
Средний |
Высокий |
| |||
|
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
|
1 |
5 |
19 |
22 |
81 |
- |
- |
27 |
2 |
8 |
33 |
16 |
67 |
- |
- |
24 |
3 |
7 |
22 |
11 |
34 |
14 |
44 |
32 |
4 |
- |
- |
24 |
73 |
9 |
27 |
33 |
Анализ результатов исследования уровней развития СПС показывает, что у испытуемых первого и второго курса не выявлен высокий уровень развития СПС. У преимущественного большинства испытуемых: 81%(первый курс) и 67%(второй курс) диагностирован средний уровень развития СПС. Для таких студентов характерно, положительное отношение к процессу обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности и учебная мотивация. В образовательном процессе они демонстрирую свою активность и инициативность, если уверенны в получении положительного результата (как правила высокого рейтингового балла). Признают ценность учебной деятельности и профессионального выбора. Способны к планированию и организации собственной деятельности, но не всегда соотносят свои действия с реальными условиями учебно-профессиональной деятельности. Самооценка неустойчивая, самостоятельность, гармоничность и самокритичность несколько снижены. Поэтому как в ситуациях выбора, так и в учебной деятельности, такие студенты могут испытывать затруднения в принятии самостоятельных решений, допускать ошибки в целеполагании и реализации намеченного. У 19%(первый курс) испытуемых и 22% (второй курс) испытуемых диагностирован низкий уровень развития СПС. Для таких студентов в процессе обучения в вузе характерна пассивная позиция, они не имеют учебно-профессиональной мотивации. Студенты с низким уровнем развития СПС испытывает серьезные трудности в саморегуляции, они не умеют планировать, анализировать и давать адекватную оценку результатам своей учебно-профессиональной деятельности. Не критичны по отношению к себе и другим участникам образовательного процесса. Не умеют соотносить свои действия с реальными условиями учебно-профессиональной деятельности, поэтому в ситуациях выбора не стремятся принимать на себя ответственность. Самооценка неадекватная, у одних студентов она неадекватная. Высокий уровень развития СПС диагностирован у 44% и 27% испытуемых третьего и четвертого курса соответственно. Мы считаем, что выявление испытуемых с высоким уровнем развития СПС исключительно на третьем и четвертом курсах обусловлено особенностями возрастного развития, возраст студентов является сензитивным периодом для профессионально-личностного развития и овладения средствами рефлексивного анализа. У студентов старших курсов уже накоплен определенный субъектный опыт, позитивный опыт самостоятельности, актуализирован механизм самодетерминации и рефлексии. Фактическое отсутствие испытуемых с низким уровнем развития СПС на четвертом курсе свидетельствует о том, что старшекурсники в целом имеют расширенный опыт рефлексии, который накапливается путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами. Кроме того, студенты старших курсов демонстрируют более устойчивое положительное отношение к процессу обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.
На основе полученных результатов нами были составлены групповые Профили развития СПС, в которых отражаются тенденции развития компонентов субъектной позиции на разных этапах профессионального становления в образовательном процессе вуза:
Рис.2. Групповые Профили развития СПС в выборке испытуемых на констатирующем эксперименте, в % (n=116)
Из рисунка 2 следует, что групповые Профили развития СПС студентов всех курсов без исключения имеют одинаковые область повышения и область понижения. Область повышения приходится на мотивационно-ценностный критерий, а область понижения выражена в деятельностно-регулятивном и рефлексивном критериях СПС. Выявленные тенденции в Профилях развития СПС указывают нам на выраженную учебно-профессиональную мотивацию в профессионально-личностном развитии студентов (особенно у первокурсников и выпускников) на то, что они нацелены на расширение и приобретение субъектного опыта в вузовском обучении. А тенденция снижения в показателях деятельностно-регулятивного и рефлексивного компонентов СПС конкретизирует проблемы развития СПС, которые проявляются в неумении студентов планировать и осуществлять самоконтроль, своевременную корректировку собственной деятельности. Трудности в проявлении активности и инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Неадекватная оценка своих возможностей в рамках образовательного процесса, неспособность понять другого и поставить себя на его место в процессе учебно-профессиональной деятельности. Минимальные показатели в Профилях развития СПС по рефлексивному критерию отмечаются у студентов на всех этапах профессионального становления, на наш взгляд, это может быть обусловлено отсутствием или недостаточностью педагогических условий позволяющих в образовательном процессе вуза пережить осознание субъектом образования своей деятельности, своих возможностей, индивидуальности.
Таким
образом, результаты, полученные в ходе
эмпирического исследования, могут
послужить основой для
Литература:
Тема: Педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе
Всего: 208 cтр.
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение 3-13
Глава I. Проблема формирования субъектной позиции учащегося в теории и практике образования
1.1. Проблема субъектности человека в философии 14-29
1.2. Сущность и содержание субъектной позиции учащихся 29 - 52
1.3. Изучение субъектной позиции учащихся 52-72
Глава II. Содержание и организация экспериментальной работы
по формированию субъектной позиции учащихся
П. 1. Сущность педагогического руководства формированием
субъектной позиции учащихся 73-92
II. 2. Организация экспериментальной работы по формированию
субъектной позиции учащихся 92 - 140
П. 3. Результативность экспериментальной работы по формированию
субъектной позиции учащихся по отношению к человеку 140 -160
Заключение 160 - 167
Библиография 168-180
Приложения 181-208
Выдержки из работы:
Введение
Социально-экономические перемены обусловили вполне закономерное возвращение к человеку, деятельность и взаимодействие которого с миром и с людьми разворачиваются в режиме диалога с «другим». Попытка построения открытого, демократического общества связана с решением старой новой задачи: наладить отношения между разными, иногда разными людьми.
Решение этой задачи
во многом зависит от учителя,
формирующего субъектную
Необходимость формирования
субъектной позиции учащихся
обусловлена не только
есть способ целеполагания
«потребного будущего».
В отечественных работах,
посвященных проблеме
В отечественной научной
литературе по проблеме
соб реализации ценностного отношения», «субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре» (А.Г.Гогоберидзе).
Анализ педагогической
литературы и изучение
Объект исследования -
нравственно-ориентированный
Предмет исследования
- формирование субъектной
Цель исследования - разработка
практико-ориентированной
Гипотеза исследования.
Субъектная позиция учащихся
по отношению к человеку есть
воспроизведение и реализация
субъектных отношений,
Мы исходим из того,
что формирование субъектной
позиции учащихся по отношению
к человеку возможно, если они
опосредуют отношения, в
включаются под руководством
учителя. Это становится
Поэтому формирование субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе предполагает:
- моделирование педагогической
деятельности, воссоздающей процесс
формирования субъектной
- полагание учителем цели
деятельности учащихся и
- развитие способности учащихся к рефлексивному ценностному целеполаганию, расширяющему и углубляющему их отношения к человеку, в которых проявляются личностные свойства, содержательно определяющие субъектную позицию учащихся;
- оценку учащимися достигнутых
целей совместной деятельности (отношения-результаты),
другого и его действий, себя
и своих действий, становящуюся (оценка)
мотивом для реализации
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «субъектность» человека.
2. Конкретизировать научное
представление о сущности и
содержании понятия «
3. Определить направленность субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, формы их взаимодействия с человеком в проблемной, этической ситуации, качества учащихся, проявляемые в реализуемой ими позиции, и
характеристики, содержательно
определяющие субъектную