Развитие субъектной позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение

Описание работы

Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188

Работа содержит 1 файл

развитие субъектной позиции.docx

— 158.90 Кб (Скачать)

7

деятельности студентов; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов  исследования.,

 База исследования: Красноярский  государственный педагогический  университет им В.П. Астафьева,  факультет русского языка и  литературы. В опытно-экспериментальной  работе с 1999 года по 2005 год приняли  участие 219 человек, среди которых  90 студентов экспериментальной (2000 — 2005 гг. обучения) и 90 контрольной  групп (1999 - 2004 гг. обучения); 9 преподавателей  вуза, 10 учителей школ, 12 воспитателей  загородных оздоровительных лагерей, 8 воспитателей детского дома  «Надежда» с. Ивановка Ирбейского района. Личное участие соискателя состоит в осуществлении содержательного анализа и обобщения основных теоретических положений становления субъектной позиции студентов; разработке и реализации в процессе опытно-экспериментальной работы педагогического обеспечения становления субъектной позиции студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. Основные этапы исследования.

1. На первом этапе(1999 —  2000гг.) осуществлялись подбор, изучение  и теоретический анализ философской,  психолого-педагогической, социологической  литературы по исследуемой проблеме, анализировалась понятийно-терминологическая система и определялась методология исследования, разрабатывались положения, формулировалась рабочая гипотеза, определялись исходные данные сформированности субъектной позиции студентов экспериментальной и контрольной групп.

2. На втором этапе (2000 - 2004 гг.) проводилась опытно-экспериментальная  работа по формированию субъектной  позиции студентов педагогического  вуза в учебно-воспитательном  процессе: обновлялось содержание  психолого-педагогических дисциплин;  разрабатывалась и реализовывалась  в целостном учебно-воспитательном  процессе педагогического вуза  организационно-деятельно стная игра; организовывалась социальная практика как пространство становления и

8

проявления субъектной позиции  студентов, включающее в себя Красноярский государственный педагогический университет  им. В.П. Астафьева, школы №10 и №140 г. Красноярска, детский дом, летние оздоровительные лагеря «Восток», «Серебряная  роса», «Радуга» и др.

3. На третьем этапе  (2004-2005гг.) завершалась опытно-экспериментальная  работа, проводились анализ и  обобщение результатов исследования, осуществлялось литературное оформление  диссертации.

 Научная новизна исследования:

1. Уточнена сущность процесса  становления субъектной позиции  студентов педагогического вуза: получение информации о субъектной

 •х позиции, ее трансформация,  осмысление, соотнесение ее с личностно

значимыми ценностями; эмоционально-чувственное  переживание значимости субъектной позиции; проявление субъектной позиции  в деятельности и общении; апробирование  собственной субъектной позиции  в реальном взаимодействии; осуществление  рефлексии как сопоставления  освоенной субъектной позиции с  прежней; преобразование имеющейся  субъектной позиции.

2. Разработаны критерии  сформированности субъектной позиции студентов педагогического вуза: осознание значимости субъектной позиции

<*4 как личностной и  профессиональной ценности; эмоционально-ценностное

отношение к субъектной позиции; готовность к реализации субъектной позиции в деятельности и общении.

3. Обосновано педагогическое  обеспечение становления субъектной  позиции студентов педагогического  вуза: актуализация знания студентов  о субъектной позиции в процессе  обновления содержания психолого-педагогических  дисциплин; включение студентов  в организационно-деятельностную игру, способствующую становлению их субъектной позиции; организация социальной практики как пространства обеспечения процесса становления и проявления субъектной позиции студентов педагогического вуза.

9

Теоретическая значимость заключается  в том, что полученные в процессе исследования объективные результаты содержат в себе решение , научной проблемы становления субъектной позиции студентов

 педагогического вуза, что способствует дальнейшему  развитию субъектной направленности  целостного учебно-воспитательного  процесса в педагогическом вузе.

 Практическая значимость  исследования заключается в том,  что полученные результаты могут  быть использованы при составлении  учебно-воспитательных планов и  программ, организации воспитательной  работы, разработке дидактических  и методических материалов в  системе *•* педагогического образования,  в деятельности образовательных  учреждений,

 в системе подготовки  и повышения квалификации педагогических  кадров. Результаты исследования становления субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе, полученные опытно-экспериментальным путем, используются в образовательной практике Красноярского края.

 Достоверность и надежность  полученных результатов обеспечены  методологической обоснованностью  исходных параметров исследования; применением методов, адекватных  его задачам и логике; значительной  ш источниковой базой; репрезентативностью данных.

 На защиту выносятся  следующие положения: 

1. Становление субъектной  позиции обеспечивается включением 

студентов в целенаправленную деятельность. В процессе которой происходит получение информации о субъектной позиции, ее трансформация, осмысление, соотнесение с личностно значимыми ценностями посредством актуализации знания студентов о субъектной позиции в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин; эмоционально-чувственное переживание значимости субъектной позиции, ее оценка в процессе организационно-деятельностной игры; осуществление

10

рефлексии как сопоставления  преобразованной субъектной позиции  с прежней в процессе социальной практики.

. 2. Основными критериями  становления субъектной позиции 

являются осознание значимости субъектной позиции как личностной и профессиональной ценности; эмоционально-ценностное отношение к значимости субъектной позиции; готовность к реализации субъектной позиции в деятельности и общении.

3. Использование способов актуализации знания студентов о субъектной позиции как их личностной и профессиональной ценности в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин (субъективизация

,- как качественно новый  уровень осознанной и активной  деятельности 

студентов; проблематизация как актуализация достижений личности студента в процессе вузовского образования; проектизация собственного образовательного процесса; эвристизация как создание новой для себя информации, направленной на поиск оригинальных идей и решений по изменению самого себя) на лекционных, семинарских и практических-занятиях обеспечивает осознание значимости субъектной позиции как личностной и профессиональной ценности.

4. Реализация в целостном  учебно-воспитательном процессе  ш организационно-деятельностной игры как активной коммуникативной среды

 обеспечивает взаимообогащение  субъектных позиций студентов  как ценностных.

5. Участие студентов в  социальной практике обеспечивает  деятельыостную экстериоризацию субъектной позиции посредством выполнения ими социальных ролей.

 Апробация и внедрение  результатов исследования осуществлялись , посредством выступлений на региональных научно-практических и

 методических конференциях «Образование и социализация личности в современном обществе», (Красноярск, 2001, 2004), «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии»

11

Красноярск, 2002); на межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы  обновления начальной школы в  условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002), «Теоретические и прикладные аспекты педагогического образования» (Лесосибирск, 2003); обсуждения материалов результатов исследования на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования, публикаций статей и тезисов по проблеме исследования в научных сборниках.

 Апробация результатов  исследования и внедрение их  в практику осуществлялись в  процессе организации воспитательной  работы, преподавания методики русского  языка на факультете русского  языка и литературы, Красноярского  государственного педагогического  университета им. В.П. Астафьева.

 Структура и объем  работы. Диссертация состоит из  введения, двух глав, заключения, библиографического  списка, приложений.

12

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ , СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УЧЕБНО-

 ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

§ 1. Состояние исследования субъектной позиции в психолого-педагогической литературе

 С переходом к гуманистической  парадигме акцентируется внимание  на проблеме человека, развитии  субъектных характеристик как  составляющих его субъектной  позиции. Субъектная позиция личности изучается философией, психологией, педагогикой (Н.А. Бердяев, Н.Я. Грот, А.Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Шиетов и

 др)-

Необходимость формирования субъектной позиции, в том числе  студентов педагогического вуза, определяется ценностными ориентирами  общества, предъявляющего требования к личности учителя как носителю, транслятору ценностей, субъекту, передающему  в процессе осуществления образовательной  деятельности гуманистические ценности и формирующему ценностный опыт школьников.

 В «Концепции Государственной  молодежной политики Российской  Федерации» подчеркивается, что  в настоящее время значительно  снизилось проявление субъектной  позиции, происходит разрушение  духовных и нравственных ценностей  молодых людей. «Молодежь не  является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими  социально-экономическими условиями» [97, с.6]. Ориентация на данную тенденцию  ставит перед педагогическими  вузами задачу формирования субъектной  позиции студентов как социальной  группы в реализации собственных,  государственных и общественных  интересов.

13

Подходы к решению названной  задачи отражены в исследованиях, посвященных  изучению проблемы формирования субъектной позиции, в том , числе будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки

(Г.И. Аксенова, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.)- Авторы опираются на работы С.Н. Гессена, М.А. Данилова, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., определившие теоретические предпосылки развития субъектной позиции будущих учителей.

 Рассмотрим категорию  «субъектная позиция». Субъектная  позиция -словосочетание, включающее понятия «субъектность» и «позиция». Сущность названных понятий можно рассмотреть через их философские, , психологические и педагогические характеристики.

 В философии раскрываются  содержательные характеристики  понятий «субъект», «субъективность», «субъектность».

 Субъект определяется  как человек, вступающий в контакт  с миром, изменяющий предметную  обстановку бытия и самого  себя.

 Субъективность рассматривается  как аспект деятельности человека  в психологическом и духовно-мыслительном  планах, реализации качеств человека  в своей причастности бытию,  реализации самобытности. Субъектность при этом характеризуется как качество личности 'ф проявляющееся через активность, направленную на изменение окружающей

 действительности и  себя [164, с.884- 885].

Философские представления  о субъектности не оставались неизменными. К примеру, в философии стоицизма субъектность определялось как чувство внутренней свободы, способность отстаивать себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам [71, с. 576.].

 Схоласты средневековья  субъектную сущность человека  видели в его стремлении к  нравственному очищению, к совершению  нравственных поступков на основе  уважения естественного порядка  в личной жизни и в обществе [71, с.79-81]

14

В эпоху Возрождения субъект  определялся как активно творящий, преобразующий, в том числе, собственную  природу (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский и др.).

 В немецкой классической  философии существенно изменилось  представление о субъектности человека. И. Кант выдвинул идею свободы человека. Для И.Канта мир свободы базируется на моральном законе, выраженном в виде требования — человек должен, (от категорического императива). Свободный поступок индивида основан на преодолении эгоистического интереса и следовании всеобщему моральному закону. В философии И. Канта человек предстает самоценным субъектом деятельности [80, с.166-168].

 Классическое определение  субъекта деятельности мы находим  у Г.В.Ф. Гегеля: «Мышление, представляемое  как субъект, есть мыслящее  существо; простым выражением для  обозначения существующего субъекта  как мыслящего служит «Я» [50, с.51].

 В философии экзистенциализма  в качестве важных характеристик  субъектности выступает стремление к самосовершенствованию своей личности (С. Кьеркегор); к самоопределению, творчеству (М. Хайдеггер).

 В российской классической философии проблема субъекта рассматривалась во взаимосвязи с активностью человека, с любовью к жизни, к Богу (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский., B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др.); с естественным стремлением человека к самосовершенствованию (B.C. Соловьев), к свободе (Н.А. Бердяев).

 В целом для современной  философии категория « субъект»  является фундаментальной. Субъект  рассматривается как носитель  субстанциональных свойств и  характеристик, активности; как автор  действий, способный к целеполаганию  [124].

Информация о работе Развитие субъектной позиции