Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение
Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188
7
деятельности студентов; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.,
База исследования: Красноярский
государственный
1. На первом этапе(1999 —
2000гг.) осуществлялись подбор, изучение
и теоретический анализ
2. На втором этапе (2000
- 2004 гг.) проводилась опытно-
8
проявления субъектной позиции студентов, включающее в себя Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, школы №10 и №140 г. Красноярска, детский дом, летние оздоровительные лагеря «Восток», «Серебряная роса», «Радуга» и др.
3. На третьем этапе
(2004-2005гг.) завершалась опытно-
Научная новизна исследования:
1. Уточнена сущность процесса
становления субъектной
•х позиции, ее трансформация,
значимыми ценностями; эмоционально-чувственное переживание значимости субъектной позиции; проявление субъектной позиции в деятельности и общении; апробирование собственной субъектной позиции в реальном взаимодействии; осуществление рефлексии как сопоставления освоенной субъектной позиции с прежней; преобразование имеющейся субъектной позиции.
2. Разработаны критерии сформированности субъектной позиции студентов педагогического вуза: осознание значимости субъектной позиции
<*4 как личностной и профессиональной ценности; эмоционально-ценностное
отношение к субъектной позиции; готовность к реализации субъектной позиции в деятельности и общении.
3. Обосновано педагогическое
обеспечение становления
9
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные в процессе исследования объективные результаты содержат в себе решение , научной проблемы становления субъектной позиции студентов
педагогического вуза,
что способствует дальнейшему
развитию субъектной
Практическая значимость
исследования заключается в
в системе подготовки
и повышения квалификации
Достоверность и надежность
полученных результатов
На защиту выносятся следующие положения:
1. Становление субъектной
позиции обеспечивается
студентов в целенаправленную деятельность. В процессе которой происходит получение информации о субъектной позиции, ее трансформация, осмысление, соотнесение с личностно значимыми ценностями посредством актуализации знания студентов о субъектной позиции в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин; эмоционально-чувственное переживание значимости субъектной позиции, ее оценка в процессе организационно-деятельностной игры; осуществление
10
рефлексии как сопоставления преобразованной субъектной позиции с прежней в процессе социальной практики.
. 2. Основными критериями
становления субъектной
являются осознание значимости субъектной позиции как личностной и профессиональной ценности; эмоционально-ценностное отношение к значимости субъектной позиции; готовность к реализации субъектной позиции в деятельности и общении.
3. Использование способов актуализации знания студентов о субъектной позиции как их личностной и профессиональной ценности в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин (субъективизация
,- как качественно новый уровень осознанной и активной деятельности
студентов; проблематизация как актуализация достижений личности студента в процессе вузовского образования; проектизация собственного образовательного процесса; эвристизация как создание новой для себя информации, направленной на поиск оригинальных идей и решений по изменению самого себя) на лекционных, семинарских и практических-занятиях обеспечивает осознание значимости субъектной позиции как личностной и профессиональной ценности.
4. Реализация в целостном
учебно-воспитательном
обеспечивает
5. Участие студентов в
социальной практике
Апробация и внедрение
результатов исследования
методических конференциях «Образование и социализация личности в современном обществе», (Красноярск, 2001, 2004), «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии»
11
Красноярск, 2002); на межвузовских
научно-практических конференциях «Проблемы
обновления начальной школы в
условиях модернизации и свободного
развития российского образования»
(Красноярск, 2002), «Теоретические и прикладные
аспекты педагогического
Апробация результатов
исследования и внедрение их
в практику осуществлялись в
процессе организации
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
12
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ , СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§ 1. Состояние исследования
субъектной позиции в психолого-
С переходом к
др)-
Необходимость формирования
субъектной позиции, в том числе
студентов педагогического
В «Концепции Государственной
молодежной политики
13
Подходы к решению названной задачи отражены в исследованиях, посвященных изучению проблемы формирования субъектной позиции, в том , числе будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки
(Г.И. Аксенова, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.)- Авторы опираются на работы С.Н. Гессена, М.А. Данилова, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., определившие теоретические предпосылки развития субъектной позиции будущих учителей.
Рассмотрим категорию «субъектная позиция». Субъектная позиция -словосочетание, включающее понятия «субъектность» и «позиция». Сущность названных понятий можно рассмотреть через их философские, , психологические и педагогические характеристики.
В философии раскрываются
содержательные характеристики
понятий «субъект», «
Субъект определяется
как человек, вступающий в
Субъективность
действительности и себя [164, с.884- 885].
Философские представления о субъектности не оставались неизменными. К примеру, в философии стоицизма субъектность определялось как чувство внутренней свободы, способность отстаивать себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам [71, с. 576.].
Схоласты средневековья
субъектную сущность человека
видели в его стремлении к
нравственному очищению, к совершению
нравственных поступков на
14
В эпоху Возрождения субъект
определялся как активно
В немецкой классической
философии существенно
Классическое определение
субъекта деятельности мы
В философии экзистенциализма
в качестве важных
В российской классической философии проблема субъекта рассматривалась во взаимосвязи с активностью человека, с любовью к жизни, к Богу (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский., B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др.); с естественным стремлением человека к самосовершенствованию (B.C. Соловьев), к свободе (Н.А. Бердяев).
В целом для современной
философии категория « субъект»