Развитие субъектной позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение

Описание работы

Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188

Работа содержит 1 файл

развитие субъектной позиции.docx

— 158.90 Кб (Скачать)

14

для исследования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе, то есть вне раскрытия  ее содержания.

 Категориальный анализ  понятия «субъектность» позволит не только раскрыть сущность и содержание субъектной позиции ученика по отношению к человеку, но и обосновать способы ее формирования в процессе обучения в школе.

 Личностные качества  и свойства человека формируются  в процессе жизнедеятельности,  проживания в социокультурном  пространстве, овладения опы- том деятельности, культурой.

 Накопленными в процессе  жизнедеятельности свойствами человека  как субъекта деятельности являются  субъективность и субъектность, которые не равнозначны как по своему содержанию, так и по своим функциям.

 Субъектность человека, как подчеркивает В.Л.Хайкин, является одной из структурно-образующих антропогенеза: «Субъектность, в принципе, выступает важнейшей характеристикой активности представителя человеческого рода» (217, 78).

 Субъектная составляющая  имеет большое значение и для  определения самого субъекта, которому  также присущи и субъективные  характеристики.

 Осмыслим понятия «субъектность» и «субъективность» (и производные от них «субъектный», «субъективный»), являющиеся свойствами человека как субъекта деятельности, общения, взаимодействия с миром и с людьми.

 Понятие «субъект»  является как философским, так  и психологическим. В философии  субъектом называется существо, наделенное сознанием, которое  управляет его деятельностью  и поведением. Реальность самого  сознания есть субъективная реальность. Явление, лишенное сознания, и  испытывающее воздействия субъекта, называется объектом, а реальность, не зависящая от сознания, - объективной  реальностью.

15

Когда речь идет о субъекте, то, естественно, возникает вопрос: субъектом чего является человек?

 Человек формируется  и развивается как субъект в процессе жизнедеятельности, в процессе деятельности и общения. При таком подходе к субъекту субъективное «раскрывается не как направленное на самого себя, не внутрь субъекта, а вовне, в действительность» (115, 110).

 В своей развитой  форме субъект и субъективное  относятся к человеку, а поскольку  психическое отражение формируется  и развивается в процессе жизнедеятельности  субъекта, оно не может не быть  субъективным. Когда речь идет  о субъективном характере психических  процессов, то, как подчеркивает  Б.Ф.Ломов, имеется в виду не содержание этих процессов (оно объективно), а форма их протекания (115, 111).

 Понятие «субъективное»  наиболее тесно связано с теорией  познания. В рамках гносеологии  оно рассматривается как существующее  в сознании, свойственное сознанию. Различные психологические дисциплины  исследуют различные проявления  субъективности. Так, например, в  социальной психологии субъективность  раскрывается через анализ личности, личностных отношений, в которые  личность включается системным  образом. Субъективное в рамках  социальной психологии изучается  в плане анализа роли и места  личности в социальных отношениях, то есть ее позиции в обществе, в группе.

 В психологии личности  общим понятием, обозначающим различные  характеристики личности (направленность, привязанность, симпатии, антипатии  и др.), является понятие «субъективные  отношения». В данном случае, как  подчеркивает Б.Ф.Ломов, термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но, прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. Отношения здесь включает момент оценки (115, 245).

16

Если речь идет исключительно  о субъективных отношениях, то они, действительно, образуют субъективную позицию. Если же вести речь об отношениях как целостной системе «индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности с различными сторонами  действительности» (125, 16), то благодаря  им личность «обнаруживает» свою связь  с социумом, с людьми. Соответственно этим отношениям к различным сторонам действительности определяется направленность личности. «В понятие направленность личности, - пишет В.Н.Мясищев, - входят обусловленные всей практикой отношения личности, т.е. ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» (125, 174).

 Несмотря на то что В.Н. Мясищев, раскрывая содержание понятия «отношение», не употребляет термин «субъективный», мы полагаем, что речь идет именно о субъективных отношениях в том смысле, как это понимает Б.Ф.Ломов.

 Совокупность субъективных  отношений образует свойственную  человеку субъективную позицию,  которая реализуется в деятельности, в общении с другими людьми. В связи с рассмотрением проблемы  субъективных отношений и субъективной  позиции интерес для нашего  исследования представляет определение  внутриличностного механизма, который выступает в качестве опосредующего звена деятельной связи личности с миром. В качестве такого внутреннего личностного механизма, который, с одной стороны, определяет деятельность и поведение человека, а с другой - является опосредующим звеном связи человека с миром и с людьми, он выделяет направленность личности и ее мотивы. «Ничего не поймет в поведении человека тот, - писал С.Л. Рубинштейн, -кто не сумеет за внешним поведением вскрыть свойства личности, ее направленность и мотивы, из которых исходит ее поведение» (179, 31).

 Если исходить из  того, что направленность как  система отношений, или субъективных  отношений, является внутриличностным механизмом связи

17

 

Тема: Становление субъектной позиции студентов педагогического  вуза в учебно-воспитательном процессе

 

Всего: 161 cтр.

 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ Введение...3

Глава I. Становление субъектной позиции студента педагогического  вуза в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

 § 1. Состояние исследования  субъектной позиции в психолого-педагогической  литературе...12

 § 2. Теоретические подходы  к решению проблемы становления  субъектной позиции студента  в учебно- воспитательном процессе педагогического вуза...29

 §3. Изучение и анализ  сформированности субъектной позиции студента педагогического вуза...50

 Выводы по первой  главе...69

Глава И. Педагогическое обеспечение  становления субъектной позиции  студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе

 § 1, Актуализация знания  студентов о субъектной позиции  в процессе обновления содержания  психолого- педагогических дисциплин...74

 §.2. Включение студентов  в организационно - деятельностную игру, способствующую становлению субъектной позиции...87

 §3. Организация социальной  практики как пространства обеспечения  процесса становления и проявления  субъектной позиции студентов  педагогического вуза...111

 Выводы по второй  главе...134

Заключение...136

Литература...141

Приложение...161

3

 

Выдержки из работы:

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования. Экономические и социальные изменения  в российском обществе требуют качественно  новых подходов к подготовке учителя, способного к активной и эффективной  жизнедеятельности, обладающего творческим мышлением, умеющего самостоятельно принимать  решения и нести за них ответственность. •

 «Концепция модернизации  образования Российской Федерации», материалы Болонской декларации  актуализируют задачу формирования  специалиста, способного преобразовать  профессиональную деятельность, руководствуясь  субъектной позицией, то есть  усиливается субъективная сторона  подготовки.

 Определяющей тенденцией  подготовки студента педагогического  вуза, в связи с этим, становится  раскрытие его творческого потенциала, активизация жизненной позиции  в учебно-воспитательном процессе  педагогического вуза.

 В психолого-педагогических  исследованиях заложены теоретические  предпосылки для решения задач становления субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе.

 Базовыми методологическими  ориентирами послужили 

фундаментальные идеи становления  личности студента педагогического  вуза как субъекта (К.А. Абульханова, Г.И. Аксенова, В.И. Слободчиков, Н.В. Чекалева, Л.А. Шипилина и др.).

 Особое место в осмыслении  теоретических основ подготовки  студентов педагогического вуза  занимает концепция высшего педагогического  образования, разработанная под  руководством В.А. Сластенина. Определяющими для настоящего исследования являются идеи целостности, полисубъектности и открытости

 педагогического процесса  в вузе (Б.Т. Лихачев, Н.Е. Мажар,  А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, Т.И. Шамова, М.И. Шилова и др.). В работах О.А. Абдулиной, Е.В. Бондаревской, Т.Н. Мальковской, Г.Н. Прозументовой,

4

В.В. Серикова и др. раскрыты подходы к решению проблемы становления субъектной позиции студентов педагогического вуза.

 В современных исследованиях обращается особое внимание на развитие субъектного потенциала личности студента в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза (Ю.В. Бабанский, 3. И. Васильева, М.А.Данилов, Э.Ф. Зеер, А.С. Лебедев, A.M. Трещев и др.); обеспечение возможностей для личностно-профессионального роста, самоопределения, саморазвития, самореализации студентов в воспитательном пространстве вуза (А.В. Мудрик, Н. Б. Крылова, И.Ф. Исаев и др.); на признание самоценной личности студентов и ее стремления к самообразованию в соответствии с ценностными приоритетами отечественного образования (СИ. Архангельский, В. А. Ситаров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); на изменение глубинных смысловых образований личности, являющихся содержательным основанием субъектной позиции личности студента педагогического вуза (Г.С. Абрамова, Е.П. Белозерцев, А.Д. Леонтьев, Ю.В. Сенько и др.).

 Анализ научных исследований  по проблеме становления субъектной  позиции студентов педагогического  вуза в учебно-воспитательном  процессе позволил выявить противоречия  между возросшей потребностью  общества в подготовке личности  специалиста как активного субъекта  деятельности, и недостаточно выраженной  ориентацией учебно-воспитательного  процесса педагогического вуза  на становление субъектной позиции  студентов; между наличием информации, раскрывающей философское, психологическое  представление о личности как  субъекте социального бытия в  содержании дисциплин психолого-педагогического  цикла и ее невостребованностыо в реальном образовательном процессе педвуза; между личностной потребностью студентов в самоизучении, самоорганизации, самообразовании и отсутствием условий для их осуществления в сложившейся практике подготовки студентов в вузе.

5

Указанные противоречия актуализируют  проблему педагогического обеспечения становления субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе, имеющую самостоятельное научное, теоретическое и практическое значение и поэтому была избрана тема исследования «Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе».

 Цель исследования: обосновать  и опытно-экспериментальным путем  проверить эффективность педагогического  обеспечения становления , субъектной позиции студентов педагогического вуза.

 Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в  f w педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение становления субъектной позиции студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза.

 В основу исследования  положена гипотеза, согласно которой  становление субъектной позиции  студентов будет обеспечено, если  в учебно-воспитательном процессе  педагогического вуза:

 — актуализировать  знание студентов о субъектной  позиции в процессе обновления  содержания психолого-педагогических  дисциплин;

 щ — включить студентов  в организационно-деятельно стную игру,

способствующую становлению субъектной позиции;

- организовать социальную  практику как пространство обеспечения  процесса становления и проявления  субъектной позиции студентов  педагогического вуза.

 Цель, объект, предмет  исследования предопределили необходимость  постановки и решения следующих  задач:

1. Изучить состояние проблемы  становления субъектной позиции  в психолого-педагогической литературе.

2. Разработать критерии  и изучить состояние сформированности субъектной позиции студентов педагогического вуза.

6

3. Определить и реализовать  в процессе изучения психолого-педагогических  дисциплин способы актуализации  знания студентов о субъектной  позиции.

4. Разработать содержание  организационно-деятельностной игры и реализовать ее в целостном учебно-воспитательном процессе педагогического вуза.

5. Организовать социальную  практику студентов педагогического  вуза как пространство обеспечения  процесса становления и проявления  их субъектной позиции.

 Методологическую основу  исследования составляют идеи  полисубъектной педагогики (К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.); учение о личности как субъекте ценностного освоения действительности (В.Г. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Г.И. Чижакова и др.); теория деятельности, раскрывающая механизмы проявления субъектности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

 В основу разработки научной концепции исследования положены идеи развития субъектного потенциала личности (СИ. Осипова, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.); самоактуализации личности как опосредованной форме активности (Г.И. Аксенова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, И.И. Завадская, Т. Н. Мальковская, А. Маслоу, А.В. Мудрик и др.).

 Для решения поставленных  задач в исследовании применялся  комплекс методов исследования. Теоретические — анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; изучение нормативно-программной документации, методических пособий; эмпирические — педагогический эксперимент, включенное наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, беседы, самооценка, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов

Информация о работе Развитие субъектной позиции