Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение
Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188
14
для исследования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе, то есть вне раскрытия ее содержания.
Категориальный анализ понятия «субъектность» позволит не только раскрыть сущность и содержание субъектной позиции ученика по отношению к человеку, но и обосновать способы ее формирования в процессе обучения в школе.
Личностные качества
и свойства человека
Накопленными в процессе
жизнедеятельности свойствами
Субъектность человека, как подчеркивает В.Л.Хайкин, является одной из структурно-образующих антропогенеза: «Субъектность, в принципе, выступает важнейшей характеристикой активности представителя человеческого рода» (217, 78).
Субъектная составляющая имеет большое значение и для определения самого субъекта, которому также присущи и субъективные характеристики.
Осмыслим понятия «
Понятие «субъект»
является как философским, так
и психологическим. В
15
Когда речь идет о субъекте, то, естественно, возникает вопрос: субъектом чего является человек?
Человек формируется и развивается как субъект в процессе жизнедеятельности, в процессе деятельности и общения. При таком подходе к субъекту субъективное «раскрывается не как направленное на самого себя, не внутрь субъекта, а вовне, в действительность» (115, 110).
В своей развитой
форме субъект и субъективное
относятся к человеку, а поскольку
психическое отражение
Понятие «субъективное»
наиболее тесно связано с
В психологии личности
общим понятием, обозначающим различные
характеристики личности (направленность,
привязанность, симпатии, антипатии
и др.), является понятие «
16
Если речь идет исключительно
о субъективных отношениях, то они,
действительно, образуют субъективную
позицию. Если же вести речь об отношениях
как целостной системе «
Несмотря на то что В.Н. Мясищев, раскрывая содержание понятия «отношение», не употребляет термин «субъективный», мы полагаем, что речь идет именно о субъективных отношениях в том смысле, как это понимает Б.Ф.Ломов.
Совокупность субъективных
отношений образует
Если исходить из
того, что направленность как
система отношений, или
17
Тема: Становление субъектной
позиции студентов
Всего: 161 cтр.
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ Введение...3
Глава I. Становление субъектной позиции студента педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
§ 1. Состояние исследования
субъектной позиции в
§ 2. Теоретические подходы
к решению проблемы
§3. Изучение и анализ сформированности субъектной позиции студента педагогического вуза...50
Выводы по первой главе...69
Глава И. Педагогическое обеспечение становления субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе
§ 1, Актуализация знания
студентов о субъектной
§.2. Включение студентов в организационно - деятельностную игру, способствующую становлению субъектной позиции...87
§3. Организация социальной
практики как пространства
Выводы по второй главе...134
Заключение...136
Литература...141
Приложение...161
3
Выдержки из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Экономические и социальные изменения в российском обществе требуют качественно новых подходов к подготовке учителя, способного к активной и эффективной жизнедеятельности, обладающего творческим мышлением, умеющего самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. •
«Концепция модернизации
образования Российской
Определяющей тенденцией
подготовки студента
В психолого-педагогических
исследованиях заложены
Базовыми методологическими ориентирами послужили
фундаментальные идеи становления личности студента педагогического вуза как субъекта (К.А. Абульханова, Г.И. Аксенова, В.И. Слободчиков, Н.В. Чекалева, Л.А. Шипилина и др.).
Особое место в осмыслении
теоретических основ
педагогического процесса в вузе (Б.Т. Лихачев, Н.Е. Мажар, А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, Т.И. Шамова, М.И. Шилова и др.). В работах О.А. Абдулиной, Е.В. Бондаревской, Т.Н. Мальковской, Г.Н. Прозументовой,
4
В.В. Серикова и др. раскрыты подходы к решению проблемы становления субъектной позиции студентов педагогического вуза.
В современных исследованиях обращается особое внимание на развитие субъектного потенциала личности студента в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза (Ю.В. Бабанский, 3. И. Васильева, М.А.Данилов, Э.Ф. Зеер, А.С. Лебедев, A.M. Трещев и др.); обеспечение возможностей для личностно-профессионального роста, самоопределения, саморазвития, самореализации студентов в воспитательном пространстве вуза (А.В. Мудрик, Н. Б. Крылова, И.Ф. Исаев и др.); на признание самоценной личности студентов и ее стремления к самообразованию в соответствии с ценностными приоритетами отечественного образования (СИ. Архангельский, В. А. Ситаров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); на изменение глубинных смысловых образований личности, являющихся содержательным основанием субъектной позиции личности студента педагогического вуза (Г.С. Абрамова, Е.П. Белозерцев, А.Д. Леонтьев, Ю.В. Сенько и др.).
Анализ научных исследований
по проблеме становления
5
Указанные противоречия актуализируют проблему педагогического обеспечения становления субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе, имеющую самостоятельное научное, теоретическое и практическое значение и поэтому была избрана тема исследования «Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в учебно-воспитательном процессе».
Цель исследования: обосновать
и опытно-экспериментальным
Объект исследования:
учебно-воспитательный процесс
Предмет исследования: педагогическое
обеспечение становления
В основу исследования
положена гипотеза, согласно которой
становление субъектной
— актуализировать
знание студентов о субъектной
позиции в процессе обновления
содержания психолого-
щ — включить студентов в организационно-деятельно стную игру,
способствующую становлению субъектной позиции;
- организовать социальную
практику как пространство
Цель, объект, предмет
исследования предопределили
1. Изучить состояние проблемы
становления субъектной
2. Разработать критерии
и изучить состояние
6
3. Определить и реализовать
в процессе изучения психолого-
4. Разработать содержание организационно-деятельностной игры и реализовать ее в целостном учебно-воспитательном процессе педагогического вуза.
5. Организовать социальную
практику студентов
Методологическую основу исследования составляют идеи полисубъектной педагогики (К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.); учение о личности как субъекте ценностного освоения действительности (В.Г. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Г.И. Чижакова и др.); теория деятельности, раскрывающая механизмы проявления субъектности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
В основу разработки научной концепции исследования положены идеи развития субъектного потенциала личности (СИ. Осипова, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.); самоактуализации личности как опосредованной форме активности (Г.И. Аксенова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, И.И. Завадская, Т. Н. Мальковская, А. Маслоу, А.В. Мудрик и др.).
Для решения поставленных
задач в исследовании