Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение
Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188
4. Разработать и апробировать
содержание проблемного
5. Определить результативность
экспериментальной работы
Новизна исследования:
- раскрыто содержание понятия «субъектность» человека (субъектность человека есть его способность к целеообразованию и к целеполаганию, а целе-полагание связано с рефлексивным отбором способов достижения цели, которая, понятийно оформляясь, исчерпывается объектным содержанием);
- конкретизировано научное представление о сущности и содержании понятия «субъектная позиция ученика» (сущность субъектной позиции ученика по отношению к человеку заключается в реализации воспроизводимых им в цели деятельности и взаимодействия отношений-результатов, предвосхищающих «потребное будущее»; характеристиками, содержательно определяющими субъектную позицию ученика, являются долг, инициативность, интерес (к человеку), ответственность, толерантность, проектирование будущих отношений, совместный выбор способов достижения цели, удовлетворенность, способность к компромиссу);
- определены направленность
субъектной позиции учащихся
по отношению к человеку, формы
их взаимодействия с человеком
в этической ситуации и
- осуществлена
Теоретическая значимость
исследования. Результаты исследования
позволят осуществить широкий
поход к решению проблемы
Практическая значимость исследования. Его результаты способствуют со- вершенствованию педагогической деятельности в аспекте развития способности ученика к целеообразованию и к целеполаганию, формирования субъектности ученика как ведущей характеристики его надситуативной активности; определению методов, с помощью которых изучается направленность субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, формы их взаимодействия с человеком в этической ситуации, характеристики, содержательно определяющие субъектную позицию школьников. Разработка и апробация содержания проблемного семинара «Субъектная позиция ученика» вошла в ряд реальных предпосылок обновления процесса повышения педагогической квалификации в образовательных учреждениях различного типа. Разработано и апробировано содержание факультатива «Мир внутри человека - мир вокруг человека», реализована программа межвозрастного клуба «Содружество».
Методологической основой
исследования являются
Источниками исследования
являются фундаментальные
- о человеке как субъекте
деятельности и его
С.Л.Рубинштейн, В.В.Сильвестров, М.Б.Туровский, В.Л.Хайкин, В.С.Швырев, Э.Г.Юдин);
- о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Ю.Н.Кулюткин, В.А.Лекторский, В.А.Лефевр, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухоб-ская, В.С.Швырев, Ю.А.Шрейдер);
- о единстве позиции и направленности личности (К.А.Абульханова-Славская, Г.И.Аксенова, Л.И.Божович, З.И.Васильева, С.Г.Вершловский, И.С.Кон, Л.Н.Лесохина, В.Н.Сагатовский, Т.В.Шадрина).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
- теория ценностей,
- основные положения
- современные концепции гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В.П.Бездухов, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, А.В.Кирьякова, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Мелик-Пашаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, Г.С.Сухобская, Л.И.Фишман, Е.И.Шиянов);
- положения о сущности
целостного педагогического
База исследования. Работа
выполнялась на базе
1 этап (1995 - 1996 гг.). Изучение
педагогической
2 этап (1996 - 2000 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом и осмыслением опыта повышения педагогической квалификации, опыта работы педагогических кадров по формированию субъектной позиции, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, анализировались и систематизировались полученные данные, корректировались содержание, формы и методы ППК учителей в направлении развития способности учащихся к целеполаганию. Выявлены направленность субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, формы их взаимодействия с человеком в этической ситуации, характеристики, содержательно определяющие субъектную позицию школьников. Результатом этого этапа явились разработка и внедрение проблемного семинара «Субъектная позиция ученика», факультатива «Мир внутри человека - мир вокруг человека».
3 этап (2001 - 2002 гг.). Теоретическое
осмысление результатов
ю
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (средние значения, среднее квадратическое отклонение показателей).
Достоверность результатов
исследования обеспечена
Апробация и внедрение
результатов исследования. Результаты
исследования нашли отражение
в статье, в опубликованных материалах
конференций. Они обсуждались
и получили одобрение на
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, позволяющей воспроизводить отношения, заключенные в цели взаимодействия с ним, должно осуществляться в рамках педагогического руководства развитием способности учащихся к целеполаганию. Однако существует противоречие между ориентированностью учителя на формирование способности учащихся к рефлексивному отбору способов достижения цели взаимодействия
и
с человеком и знанием учителем того, как формируется субъектность учащихся, их способность понимать самого себя и другого как себя. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать повышение педагогической квалификации учителей в учебно-воспитательном процессе школы. Принципами ППК учителей, становящимися принципами деятельности учителя по формированию субъектной позиции учащихся, являются: 1) принцип субъект-ности; 2) принцип ориентации учителя на реализацию оценочного и ценностного отношения; 3) принцип ценностной ориентации; 4) принцип золотого * правила нравственности 5) принцип рефлексивной направленности учебно-
воспитательного процесса; 6) принцип реальности; 7) принцип взаимопонимания.
2. Формирование субъектной
позиции учащихся по отношению
к человеку должно быть
1) первое правило - постановка
цели - связано с действиями ученика
по постановке, формированию цели
взаимодействия с человеком.
% дения отношений являются мысленное конструирование цели, ее сравнение с
ранее достигнутой целью;
2) второе правило - целеполагание
- связано с рефлексивным
3) третье правило - достижение
цели - связано с реализацией
12
3. В течение долгого
времени установка по
4. Стратегия деятельности учителя по формированию субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, основанная на внедрении в учебно-воспитательный процесс программы факультатива «Мир внутри человека - мир вокруг человека» и программы межвозрастного клуба «Содружество», становится эффективной тогда, когда научное знание о сущности и содержании субъектной позиции ученика, о характеристиках его субъектности и др. реализуется как в различных организационных формах ППК, позволяющих моделировать деятельность учителя по формированию субъектной позиции учащихся, так и во взаимодействии с учащимися в урочное и во внеурочное время. Совместная деятельность по постановке цели и по целеполаганию не завершается предметным достижением целей, но, оказываясь распространенной за пределы предметных действий, предвосхищает будущие отношения между учителем и учащимися, учеником и человеком.
13
Глава I. Проблема формирования субъектной позиции учащегося в теории и практике образования
1.1. Проблема субъектности человека в философии
Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования субъектной позиции учащихся.
В научной литературе
и исследованиях по проблеме
формирования позиции учащихся
накоплен достаточный
На первый взгляд, нет
необходимости вновь
Исследование проблемы
формирования субъектной
В нашем исследовании
мы основное внимание уделяем
анализу термина «субъектный», являющегося
производным от понятия «