Развитие субъектной позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение

Описание работы

Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188

Работа содержит 1 файл

развитие субъектной позиции.docx

— 158.90 Кб (Скачать)

4. Разработать и апробировать  содержание проблемного семинара  «Субъектная позиция ученика», факультатива  «Мир внутри человека - мир вокруг  человека».

5. Определить результативность  экспериментальной работы путем  сравнительного анализа результатов  констатирующего и формирующего  эксперимента.

 Новизна исследования:

- раскрыто содержание  понятия «субъектность» человека (субъектность человека есть его способность к целеообразованию и к целеполаганию, а целе-полагание связано с рефлексивным отбором способов достижения цели, которая, понятийно оформляясь, исчерпывается объектным содержанием);

 - конкретизировано научное представление о сущности и содержании понятия «субъектная позиция ученика» (сущность субъектной позиции ученика по отношению к человеку заключается в реализации воспроизводимых им в цели деятельности и взаимодействия отношений-результатов, предвосхищающих «потребное будущее»; характеристиками, содержательно определяющими субъектную позицию ученика, являются долг, инициативность, интерес (к человеку), ответственность, толерантность, проектирование будущих отношений, совместный выбор способов достижения цели, удовлетворенность, способность к компромиссу);

- определены направленность  субъектной позиции учащихся  по отношению к человеку, формы  их взаимодействия с человеком  в этической ситуации и характеристики, содержательно определяющие субъектную  позицию школьников;

- осуществлена экспериментальная  проверка педагогических условий,  соблюдение которых позволяет  формировать субъектную позицию  учащихся.

 Теоретическая значимость  исследования. Результаты исследования  позволят осуществить широкий  поход к решению проблемы становления  конструктивных отношений учащихся  к человеку; расширят научные  представления о роли рефлексивного  ценностного целеполаганию в  целедостигающей деятельности учителя.  Обоснование сущности субъектной  позиции ученика позволит уточнить  научные представления о содержании  цели образования и воспитания  в современной социокультурной  ситуации.

 Практическая значимость  исследования. Его результаты способствуют  со- вершенствованию педагогической деятельности в аспекте развития способности ученика к целеообразованию и к целеполаганию, формирования субъектности ученика как ведущей характеристики его надситуативной активности; определению методов, с помощью которых изучается направленность субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, формы их взаимодействия с человеком в этической ситуации, характеристики, содержательно определяющие субъектную позицию школьников. Разработка и апробация содержания проблемного семинара «Субъектная позиция ученика» вошла в ряд реальных предпосылок обновления процесса повышения педагогической квалификации в образовательных учреждениях различного типа. Разработано и апробировано содержание факультатива «Мир внутри человека - мир вокруг человека», реализована программа межвозрастного клуба «Содружество».

 Методологической основой  исследования являются философские  и психологические теории деятельности, теории и концепции, раскрывающие  проблемы человеческого существования,  учение о рефлексивной природе  сознания человека.

 Источниками исследования  являются фундаментальные положения: 

- о человеке как субъекте  деятельности и его субъектности (К.А.Аб-дульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, Н.С.Злобин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.КМясищев, А.Л.Никифиров, А.В.Петровский, В.А.Петровский,

 С.Л.Рубинштейн, В.В.Сильвестров, М.Б.Туровский, В.Л.Хайкин, В.С.Швырев, Э.Г.Юдин);

- о рефлексивной природе  сознания и мышления человека (Ю.Н.Кулюткин, В.А.Лекторский, В.А.Лефевр, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухоб-ская, В.С.Швырев, Ю.А.Шрейдер);

- о единстве позиции  и направленности личности (К.А.Абульханова-Славская, Г.И.Аксенова, Л.И.Божович, З.И.Васильева, С.Г.Вершловский, И.С.Кон, Л.Н.Лесохина, В.Н.Сагатовский, Т.В.Шадрина).

 Существенное значение  в концептуальном плане имеют: 

- теория ценностей, разработанная  в философско-этических исследованиях  (А.А.Гусейнов, О.М.Бакурадзе, Б.С.Братусь, В.Брожик, В.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, В.Н.Сагатовский, Л.Н.Столович, А.И.Титаренко, М.Б.Туровский);

- основные положения методологии  педагогики и методики исследования (М.Н.Алексеев, Г.В.Воробьев, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.С.Ильин, В.В.Краевский, А.И.Пискунов, В.М.Полонский, М.Н.Скаткин);

- современные концепции  гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В.П.Бездухов, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, А.В.Кирьякова, И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Мелик-Пашаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, Г.С.Сухобская, Л.И.Фишман, Е.И.Шиянов);

- положения о сущности  целостного педагогического процесса  и его обусловленности социальными  и психологическими факторами  (Ю.П.Азаров, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Б.П.Битинас, В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский, В.С.Ильин, В.М.Коротов, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Л.Ф.Спирин, Г.И.Щукина).

 База исследования. Работа  выполнялась на базе общеобразовательной  средней школы № 2 с.Кинель-Черкассы Самарской области. Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1995 - 1996 гг.). Изучение  педагогической действительности, конкретного опыта деятельности  учителей в аспекте осознания  ими роли целедо-стигающей педагогической деятельности в воспитании и обучении учащихся. Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы.

2 этап (1996 - 2000 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом и осмыслением опыта повышения педагогической квалификации, опыта работы педагогических кадров по формированию субъектной позиции, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, анализировались и систематизировались полученные данные, корректировались содержание, формы и методы ППК учителей в направлении развития способности учащихся к целеполаганию. Выявлены направленность субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, формы их взаимодействия с человеком в этической ситуации, характеристики, содержательно определяющие субъектную позицию школьников. Результатом этого этапа явились разработка и внедрение проблемного семинара «Субъектная позиция ученика», факультатива «Мир внутри человека - мир вокруг человека».

3 этап (2001 - 2002 гг.). Теоретическое  осмысление результатов экспериментальной  работы послужило основой для  определения педагогических условий,  способствующих формированию субъектной  позиции учащихся. Эмпирическое  знание, полученное в результате  сравнительного анализа данных  констатирующего эксперимента с  данными формирующего, подвергнуто  теоретическому анализу. Проведено  оформление результатов исследования.

 ю 

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (средние значения, среднее квадратическое отклонение показателей).

 Достоверность результатов  исследования обеспечена обоснованностью  методологии исследования, ее соответствием  поставленной проблеме; его осуществлением  на теоретическом и практическом  уровнях; применением комплекса  методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной  работы; репрезентативностью объема  выборки и значимостью экспериментальных  данных.

 Апробация и внедрение  результатов исследования. Результаты  исследования нашли отражение  в статье, в опубликованных материалах  конференций. Они обсуждались  и получили одобрение на международных  и республиканских научно-практических  конференциях (Санкт-Петербург, Самара). Материалы исследования внедрялись  автором в процессе педагогической  деятельности в качестве учителя  иностранного языка, директора  школы.

 Положения, выносимые  на защиту:

1. Формирование субъектной  позиции учащихся по отношению  к человеку, позволяющей воспроизводить  отношения, заключенные в цели  взаимодействия с ним, должно  осуществляться в рамках педагогического руководства развитием способности учащихся к целеполаганию. Однако существует противоречие между ориентированностью учителя на формирование способности учащихся к рефлексивному отбору способов достижения цели взаимодействия

 и 

с человеком и знанием  учителем того, как формируется субъектность учащихся, их способность понимать самого себя и другого как себя. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать повышение педагогической квалификации учителей в учебно-воспитательном процессе школы. Принципами ППК учителей, становящимися принципами деятельности учителя по формированию субъектной позиции учащихся, являются: 1) принцип субъект-ности; 2) принцип ориентации учителя на реализацию оценочного и ценностного отношения; 3) принцип ценностной ориентации; 4) принцип золотого * правила нравственности 5) принцип рефлексивной направленности учебно-

 воспитательного процесса; 6) принцип реальности; 7) принцип  взаимопонимания. 

2. Формирование субъектной  позиции учащихся по отношению  к человеку должно быть основано  на овладении ими правилами  деятельности, позволяющими прочитывать  содержание взаимодействия с  человеком как проблему и соответственно  осуществлять поиск способов  ее решения:

1) первое правило - постановка  цели - связано с действиями ученика  по постановке, формированию цели  взаимодействия с человеком. Оно  предполагает воспроизведение отношений,  заключенных в цели. Способами  воспроизве-

% дения отношений являются мысленное конструирование цели, ее сравнение с

ранее достигнутой целью;

2) второе правило - целеполагание  - связано с рефлексивным отбором  учащимися способов достижения  цели, предполагающим (отбор) вначале  выявление отклонения от образца,  заключенного в цели (ценность  цели), затем воссоздание поля  взаимодействия с другим человеком  и выявление противоречий между  содержанием цели и понятиями,  его выражающими.

3) третье правило - достижение  цели - связано с реализацией отношений  в деятельности и во взаимодействии  с человеком, то есть с конкретными  действиями и поступками.

12

3. В течение долгого  времени установка по формированию  мотивации учащихся на понимание  другого человека как самого  себя не может быть дополнена  тезисом о важности формирования  субъектной позиции учащихся. Требуется развитие способности учащихся к оценке достигнутых целей взаимодействия с человеком, становящейся (оценка) мотивом установления конструктивных отношений с ним в соответствии с нормативно-аксиологическим содержанием золотого правила нравственности, реализация которого становится основой для взаимопонимания, исключающего возможность безразличия к человеку и преображающего толерантность в заинтересованную готовность учащихся принимать человека как своего-другого и таким, каков он есть на самом деле.

4. Стратегия деятельности учителя по формированию субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, основанная на внедрении в учебно-воспитательный процесс программы факультатива «Мир внутри человека - мир вокруг человека» и программы межвозрастного клуба «Содружество», становится эффективной тогда, когда научное знание о сущности и содержании субъектной позиции ученика, о характеристиках его субъектности и др. реализуется как в различных организационных формах ППК, позволяющих моделировать деятельность учителя по формированию субъектной позиции учащихся, так и во взаимодействии с учащимися в урочное и во внеурочное время. Совместная деятельность по постановке цели и по целеполаганию не завершается предметным достижением целей, но, оказываясь распространенной за пределы предметных действий, предвосхищает будущие отношения между учителем и учащимися, учеником и человеком.

13

Глава I. Проблема формирования субъектной позиции учащегося в  теории и практике образования

1.1. Проблема субъектности человека в философии

Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования субъектной позиции учащихся.

 В научной литературе  и исследованиях по проблеме  формирования позиции учащихся  накоплен достаточный теоретический  и эмпирический материал, необходимый  для уяснения сущности, структуры  и механизмов ее формирования, становления и развития.

 На первый взгляд, нет  необходимости вновь раскрывать  то, что уже обосновано в философской,  психологической и педагогической  литературе. Несмотря на это, мы  считаем необходимым обратиться к проблеме, поскольку проблема формирования субъектной позиции учащихся, как показывает анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, не получила достаточно полного своего обоснования и раскрытия.

 Исследование проблемы  формирования субъектной позиции  учащихся предполагает: 1) обоснование  подходов к исследованию данной  позиции; 2) раскрытие ее сущности  и содержания; 3) определение содержания  и методов ее формирования  в процессе обучения учащихся  в общеобразовательной школе.

 В нашем исследовании  мы основное внимание уделяем  анализу термина «субъектный», являющегося  производным от понятия «субъектность». Это объясняется исключительно тем, что проблема определения сущности и содержания собственно позиции, способов и средств ее формирования в целостном педагогическом процессе достаточно всесторонне теоретически обоснована и экспериментально проверена, а не тем, что понятие «позиция» является фоном

Информация о работе Развитие субъектной позиции