Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение
Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188
В психологии «субъект»
определяется как носитель
15
своего поведения, самоизменяться, самосовершенствоваться [64, с.414]. Позиция субъекта характеризуется как готовность к осуществлению деятельности, направленность которой отражает ценностные ориентиры личности, определяющие позицию субъекта [32, с69.].
В психологической науке разработана концепция человека как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн); подчеркивается значимость внутренней детерминации субъекта в процессе осуществления им предметной деятельности (А.Н. Леонтьев); делается акцент на значимости основных видов социальной деятельности (труд, общение, познание), посредством которых осуществляется интериоризация внешних действий и экстеоризация внешней жизни человека (Б.Г. Ананьев). По отношению к категории «личность» понятие «субъект» определяется как более широкое, раскрывающее единство природных, социальных, индивидуальных качеств человека. Личность человека при этом определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности [5, с.201]. По утверждению К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского и др. внимание к изучению субъектной проблематики в психологии усилилось в конце 80-ых годов XX века, причем проблема развития субъектности, субъектной позиции личности рассматриваются во взаимосвязи с проблемами ее саморазвития, самоформирования, самосовершенствования на основе внутренних стимулов и побуждений (А.В. Брушлинский).
В педагогике понимание
субъектной позиции также
Г.И. Аксенова считает,
что стать субъектом
16
Р.Ш. Акбашева рассматривает субъектную позицию как профессиональное, личностное качество педагога, способствующего , успешной реализации целей профессиональной деятельности [8, с.7].
СИ. Осипова в качестве
основных характеристик
Н.Т. Громкова понятие «субъектная позиция» рассматривает как единство и целостность позиций индивида (биологические характеристики), личности (социальные характеристики), человека (духовные характеристики) [54, с.228-234].
/^ Е.В. Андриенко субъектную
позицию учителя определяет
профессиональную зрелость, когда «личность учителя, преобразуя педагогическую деятельность, привносит в нее нечто свое, присущее только ей» [16, с.37].
Под субъектами образовательной деятельности в педагогике понимаются лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития образования (образовательной политики, содержания, направленности, организации), результативность которого во многом определяется их (4 собственной позицией, пониманием значимости образования как базовой
ценности человека.
Изучается субъектная позиция'учащихся (Е.Г. Королева, С.И.Осипова, В.В. Сериков и др.); педагогов (Р.Ш. Акбашева., В.Н. Лебедев и др.); студентов педагогических вузов (Г.И. Аксенова, Е.К. Дворянкина, В.А. Сластенин и др.).
Остановимся более
подробно на работах,
В Словаре русского
языка СИ. Ожегова слово позиция
обозначает положение,
17
В Словаре-справочнике по педагогической психологии под редакцией М.В. Гамезо дается следующее пояснение: «Позиция личности как субъекта - общественного поведения и ^многообразных социальных деятельностей
представляет собой
сложную систему отношений,
По мнению В.Н. Маркина, позиция рассматривается в
«идеологизированном виде» и переносится в целом ряде исследований на понятие «жизненная позиция». Поэтому под ней понимают систему взглядов человека на жизнь и свое место в ней, основные ценности личности, которые fu определяют ее ориентацию в жизни (В.Т. Ефимов, СМ. Косолапов,
Э.В. Струков и др.).
К.А. Абульханова утверждает, что жизненный путь личности является вторичным ценностным образованием и процессом, который личность создает и осуществляет в порядке объективации, самовыражения. Жизненные отношения, жизненные перспективы, жизненная позиция - это действительность, которая существует и воспроизводится личностью и она имеет ценность для личности [5, с.284]. Такая позиция детерминирует будущее личности. Если у человека будет отсутствовать выработанная (р позиция, то он может быстро исчерпать свои возможности, попадая в зоны
жизни, насыщенные
Проведенный A.M. Трещевым анализ работ позволил исследования^ посвященные изучению феномена позиции личности, условно разделить на две группы. К первой исследователь отнес работы, изучающие положение личности в группе. Ко второй - те, где позиция предстает как интегральное и внутриличностное образование, то есть изучается внутренняя позиция [171]. г Понимание позиции через отношение личности усиливает ее
субъектный характер,
так как отношения
Тема: Педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе
Всего: 208 cтр.
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение 3-13
Глава I. Проблема формирования субъектной позиции учащегося в теории и практике образования
1.1. Проблема субъектности человека в философии 14-29
1.2. Сущность и содержание субъектной позиции учащихся 29 - 52
1.3. Изучение субъектной позиции учащихся 52-72
Глава II. Содержание и организация экспериментальной работы
по формированию субъектной позиции учащихся
П. 1. Сущность педагогического руководства формированием
субъектной позиции учащихся 73-92
II. 2. Организация экспериментальной работы по формированию
субъектной позиции учащихся 92 - 140
П. 3. Результативность экспериментальной работы по формированию
субъектной позиции учащихся по отношению к человеку 140 -160
Заключение 160 - 167
Библиография 168-180
Приложения 181-208
Выдержки из работы:
Введение
Социально-экономические перемены обусловили вполне закономерное возвращение к человеку, деятельность и взаимодействие которого с миром и с людьми разворачиваются в режиме диалога с «другим». Попытка построения открытого, демократического общества связана с решением старой новой задачи: наладить отношения между разными, иногда разными людьми.
Решение этой задачи
во многом зависит от учителя,
формирующего субъектную
Необходимость формирования
субъектной позиции учащихся
обусловлена не только
есть способ целеполагания
«потребного будущего».
В отечественных работах,
посвященных проблеме
В отечественной научной
литературе по проблеме
соб реализации ценностного отношения», «субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре» (А.Г.Гогоберидзе).
Анализ педагогической
литературы и изучение
Объект исследования -
нравственно-ориентированный
Предмет исследования
- формирование субъектной
Цель исследования - разработка
практико-ориентированной
Гипотеза исследования.
Субъектная позиция учащихся
по отношению к человеку есть
воспроизведение и реализация
субъектных отношений,
Мы исходим из того,
что формирование субъектной
позиции учащихся по отношению
к человеку возможно, если они
опосредуют отношения, в
включаются под руководством
учителя. Это становится
Поэтому формирование субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе предполагает:
- моделирование педагогической
деятельности, воссоздающей процесс
формирования субъектной
- полагание учителем цели
деятельности учащихся и
- развитие способности учащихся к рефлексивному ценностному целеполаганию, расширяющему и углубляющему их отношения к человеку, в которых проявляются личностные свойства, содержательно определяющие субъектную позицию учащихся;
- оценку учащимися достигнутых
целей совместной деятельности (отношения-результаты),
другого и его действий, себя
и своих действий, становящуюся (оценка)
мотивом для реализации
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «субъектность» человека.
2. Конкретизировать научное
представление о сущности и
содержании понятия «
3. Определить направленность субъектной позиции учащихся по отношению к человеку, формы их взаимодействия с человеком в проблемной, этической ситуации, качества учащихся, проявляемые в реализуемой ими позиции, и
характеристики, содержательно
определяющие субъектную