Развитие субъектной позиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:52, сочинение

Описание работы

Современные общественные условия создают подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъектной позицией. Во взаимодействии личности и общества центр сметается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодей-ствия, занимая активную субъектную позицию или принимая себя в качестве объекта манипуляций со стороны различных социальных структур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКА... 17
1.1. Методолого-теоретические подходы к проблеме исследования субъектной позиции личности... 17
1.2. Развитие субъектной позиции личности в зарубежной
и отечественной психологии... 37
1.3. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника... 52
Выводы но первой главе...82
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА... 91
2.1. Программа исследования и развития субъектной позиции первоклассника... 91
2.2. Анализ динамики развития субъектной позиции первоклассника... 113
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию субъектной позиции первоклассников... 154
Выводы по второй главе... 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ... 188

Работа содержит 1 файл

развитие субъектной позиции.docx

— 158.90 Кб (Скачать)

 В психологии «субъект»  определяется как носитель активности  в том или ином виде деятельности. Субъект может проявить инициативу  и самостоятельность, принять  и реализовать решение, оценить  последствия

15

своего поведения, самоизменяться, самосовершенствоваться [64, с.414]. Позиция субъекта характеризуется как готовность к осуществлению деятельности, направленность которой отражает ценностные ориентиры личности, определяющие позицию субъекта [32, с69.].

 В психологической науке разработана концепция человека как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн); подчеркивается значимость внутренней детерминации субъекта в процессе осуществления им предметной деятельности (А.Н. Леонтьев); делается акцент на значимости основных видов социальной деятельности (труд, общение, познание), посредством которых осуществляется интериоризация внешних действий и экстеоризация внешней жизни человека (Б.Г. Ананьев). По отношению к категории «личность» понятие «субъект» определяется как более широкое, раскрывающее единство природных, социальных, индивидуальных качеств человека. Личность человека при этом определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности [5, с.201]. По утверждению К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, В.А. Петровского и др. внимание к изучению субъектной проблематики в психологии усилилось в конце 80-ых годов XX века, причем проблема развития субъектности, субъектной позиции личности рассматриваются во взаимосвязи с проблемами ее саморазвития, самоформирования, самосовершенствования на основе внутренних стимулов и побуждений (А.В. Брушлинский).

 В педагогике понимание  субъектной позиции также связывается  с наделением индивида такими  качествами как активность, самостоятельность,  свобода и способность творчески  осуществлять специфические формы  жизнедеятельности (Р.Ш. Акбашева, С.И.Осипова.).

 Г.И. Аксенова считает,  что стать субъектом деятельности, - значит освоить ее, быть способным  к ее осуществлению и творческому  преобразованию.

16

Р.Ш. Акбашева рассматривает субъектную позицию как профессиональное, личностное качество педагога, способствующего , успешной реализации целей профессиональной деятельности [8, с.7].

 СИ. Осипова в качестве  основных характеристик субъектной  позиции называет инициативность, самостоятельность, активность в  самовыражении[125, с.6-7].

 Н.Т. Громкова понятие «субъектная позиция» рассматривает как единство и целостность позиций индивида (биологические характеристики), личности (социальные характеристики), человека (духовные характеристики) [54, с.228-234].

/^ Е.В. Андриенко субъектную  позицию учителя определяет как  его 

профессиональную зрелость, когда «личность учителя, преобразуя педагогическую деятельность, привносит  в нее нечто свое, присущее только ей» [16, с.37].

 Под субъектами образовательной деятельности в педагогике понимаются лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития образования (образовательной политики, содержания, направленности, организации), результативность которого во многом определяется их (4 собственной позицией, пониманием значимости образования как базовой

 ценности человека.

Изучается субъектная позиция'учащихся (Е.Г. Королева, С.И.Осипова, В.В. Сериков и др.); педагогов (Р.Ш. Акбашева., В.Н. Лебедев и др.); студентов педагогических вузов (Г.И. Аксенова, Е.К. Дворянкина, В.А. Сластенин и др.).

 Остановимся более  подробно на работах, раскрывающих  подходы к изучению сущности  субъектной позиции.

 В Словаре русского  языка СИ. Ожегова слово позиция  обозначает положение, расположение [123, с. 538].

17

В Словаре-справочнике по педагогической психологии под редакцией  М.В. Гамезо дается следующее пояснение: «Позиция личности как субъекта - общественного поведения и ^многообразных социальных деятельностей

 представляет собой  сложную систему отношений, установок  и мотивов личности, которыми  она руководствуется в своей  деятельности, целей и ценностей,  на которые направлена эта  деятельность» [162, с.77].

 По мнению В.Н. Маркина,  позиция рассматривается в

«идеологизированном виде» и переносится в целом ряде исследований на понятие «жизненная позиция». Поэтому под ней понимают систему взглядов человека на жизнь и свое место в ней, основные ценности личности, которые fu определяют ее ориентацию в жизни (В.Т. Ефимов, СМ. Косолапов,

 Э.В. Струков и др.).

К.А. Абульханова утверждает, что жизненный путь личности является вторичным ценностным образованием и процессом, который личность создает и осуществляет в порядке объективации, самовыражения. Жизненные отношения, жизненные перспективы, жизненная позиция - это действительность, которая существует и воспроизводится личностью и она имеет ценность для личности [5, с.284]. Такая позиция детерминирует будущее личности. Если у человека будет отсутствовать выработанная (р позиция, то он может быстро исчерпать свои возможности, попадая в зоны

 жизни, насыщенные трудностями,  противоречиями.

Проведенный A.M. Трещевым анализ работ позволил исследования^ посвященные  изучению феномена позиции личности, условно разделить на две группы. К первой исследователь отнес  работы, изучающие положение личности в группе. Ко второй - те, где позиция предстает как интегральное и внутриличностное образование, то есть изучается внутренняя позиция [171]. г Понимание позиции через отношение личности усиливает ее

 субъектный характер, так как отношения подразумевают  не только объективную связь  личности с окружением, а, прежде  всего, ее субъектную позицию  в этом окружении, что и составляет  ядро личности. Такая точка

 

 

Тема: Педагогические условия  формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе

 

Всего: 208 cтр.

 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ 

С.

Введение 3-13

Глава I. Проблема формирования субъектной позиции учащегося в  теории и практике образования

1.1. Проблема субъектности человека в философии 14-29

1.2. Сущность и содержание  субъектной позиции учащихся 29 - 52

1.3. Изучение субъектной  позиции учащихся 52-72

Глава II. Содержание и организация  экспериментальной работы

по формированию субъектной позиции учащихся

П. 1. Сущность педагогического  руководства формированием 

субъектной позиции учащихся 73-92

II. 2. Организация экспериментальной  работы по формированию 

субъектной позиции учащихся 92 - 140

П. 3. Результативность экспериментальной  работы по формированию

субъектной позиции учащихся по отношению к человеку 140 -160

Заключение 160 - 167

Библиография 168-180

Приложения 181-208

 

Выдержки из работы:

 

Введение 

Социально-экономические  перемены обусловили вполне закономерное возвращение к человеку, деятельность и взаимодействие которого с миром  и с людьми разворачиваются в  режиме диалога с «другим». Попытка  построения открытого, демократического общества связана с решением старой новой задачи: наладить отношения между разными, иногда разными людьми.

 Решение этой задачи  во многом зависит от учителя,  формирующего субъектную позицию  учащихся по отношению к человеку  и ориентирующего их на созидание  и воспроизведение жизни, достойной  человека. Трудности, связанные с достижением данной цели воспитания, обусловлены не столько тем, что воспитание не может и да не должно быть ориентировано на одни и те же образцы (раньше образцы задавались «сверху» и освящали цели и содержание деятельности педагога), сколько с тем, что образцы меняются не только на протяжении одной человеческой жизни, но и даже на протяжении десятилетия. В этой связи актуальной является идея В.В.Сильвестрова о том, что «производство» людей как субъектов деятельности в современную эпоху «должно быть ориентировано на динамично изменяющийся состав орудий, а значит предполагать динамичность формирующихся субъект-объектных отношений», совокупность которых образует в своем единстве свойственную человеку позицию.

 Необходимость формирования  субъектной позиции учащихся  обусловлена не только тенденциями  развития изменяющегося мира, стимулирующими  поиск целей его преобразования, обмен способами целеполагания,  посредством которого осуществляется  проецирование в будущее деятельного  отношения к миру. Появилось понимание  того, что целью разворачивающейся  деятельности человека является  другой человек, с которым он  взаимодействует, а любое отношение  носит целевой характер. Постановка  цели как предполагаемого результата, которого надо достичь, есть  предвосхищение будущих состояний,  а способность к целеполаганию,  проецируемая на объективизацию  в будущем,

 есть способ целеполагания  «потребного будущего». Проецируемое  будущее — конструктивные отношения  между людьми - есть то возможное,  которое должно быть достигнуто. Возможность всегда содержит  в себе противоречие между  постановкой учеником цели взаимодействия  с человеком, которая воспроизводится  вместе с отношением к нему, и следующим за задаванием  цели целепола-ганием, состоящим в рефлексивном отборе способов достижения цели. Разрешение противоречий, как переход из сферы возможного в сферу действительного, происходит в деятельности, в которой реализуется субъектная позиция ученика по отношению к человеку.

 В отечественных работах,  посвященных проблеме формирования  позиции учащихся, мы находим  ответы на вопросы: «Что такое  позиция?» (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, И.С.Кон); «Что находится в ее основаниях?» (Г.И.Аксенова, В.Н.Аниськин, О.К.Позднякова); «Что побуждает человека реализовывать позицию?» (С.Г.Вершловский, Л.Н.Лесохина, Т.В.Шадрина). Не менее важно найти ответ вопрос: «Во имя и ради кого ученик реализует свою позицию?». Ответ на данный вопрос находится в плоскости субъектной позиции.

 В отечественной научной  литературе по проблеме субъектности человека выделяют философский, психологический и педагогический уровни анализа. На философском уровне обосновывается, что «целеполагание определяет позицию человека во взаимодействии с объектом как субъектную» (М.Б.Туровский). На психологическом уровне обосновывается, что «главным составным моментом, элементом, носителем активности является субъектная позиция, субъектное отношение», а «ответственность, инициативность, удовлетворенность, самовыражение, творчество, проектирование будущего, познавательный интерес и т.д., по существу, раскрывают содержательное определение субъектной позиции человека в человеческой активности» (В.Л.Хайкин). На педагогическом уровне раскрывается, что «субъектная позиция - особый спо-

 соб реализации ценностного отношения», «субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре» (А.Г.Гогоберидзе).

 Анализ педагогической  литературы и изучение реальной  педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости  научной разработки понятия «субъектная  позиция ученика», осмысление сущности  этого явления в рамках педагогической  науки осуществляется без привлечения  понятия «субъектность» и производного от него термина «субъектный». Анализ научной литературы по проблеме позиции показывает, что вопросы, связанные с формированием субъектной позиции ученика по отношению к человеку, не были предметом специального исследования. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании, а также стремление указать один из способов разрешения указанного противоречия определяют актуальность нашего исследования и его проблему: каковы педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать субъектную позицию учащихся по отношению к человеку в процессе обучения в общеобразовательной школе.

 Объект исследования - нравственно-ориентированный процесс  обучения в общеобразовательной  школе.

 Предмет исследования - формирование субъектной позиции  учащихся по отношению к человеку  как аспект педагогической деятельности.

 Цель исследования - разработка  практико-ориентированной концепции  формирования субъектной позиции  учащихся по отношению к человеку  и ее теоретико-методологическое  обоснование.

 Гипотеза исследования. Субъектная позиция учащихся  по отношению к человеку есть  воспроизведение и реализация  субъектных отношений, заключенных  в цели деятельности и взаимодействия  с человеком.

 Мы исходим из того, что формирование субъектной  позиции учащихся по отношению  к человеку возможно, если они  опосредуют отношения, в которые

 включаются под руководством  учителя. Это становится реальностью,  если субъектность учителя имеет конкретную практическую точку приложения -субъектность ученика. (Субъектность учителя состоит в принципе воспроизводимого им ученичества).

 Поэтому формирование  субъектной позиции учащихся  в процессе обучения в школе  предполагает:

- моделирование педагогической  деятельности, воссоздающей процесс  формирования субъектной позиции  учащихся через развитие у  них способности к постановке  цели взаимодействия с человеком,  к целеполаганию;

- полагание учителем цели  деятельности учащихся и совместный  рефлексивный отбор способов  ее достижения, базирующееся на нормативно-аксиологическом содержании золотого правила нравственности;

 - развитие способности учащихся к рефлексивному ценностному целеполаганию, расширяющему и углубляющему их отношения к человеку, в которых проявляются личностные свойства, содержательно определяющие субъектную позицию учащихся;

- оценку учащимися достигнутых  целей совместной деятельности (отношения-результаты), другого и его действий, себя  и своих действий, становящуюся (оценка) мотивом для реализации золотого  правила, которое задает некий  стандарт для всех.

 Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание  понятия «субъектность» человека.

2. Конкретизировать научное  представление о сущности и  содержании понятия «субъектная  позиция ученика».

3. Определить направленность  субъектной позиции учащихся  по отношению к человеку, формы  их взаимодействия с человеком  в проблемной, этической ситуации, качества учащихся, проявляемые  в реализуемой ими позиции,  и

 характеристики, содержательно  определяющие субъектную позицию  школьников.

Информация о работе Развитие субъектной позиции