Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)


                          

 

           

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

                                     



 

 


 

 

 

   

 

   Рис. № 2. Трехблочная  типовая структура занятия производственного  обучения.

самостоятельного выполнения учащимися упражнений. Это дает возможность  подобрать темп усвоения материала  для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, известн6ых мастеру. Кроме того, в зависимости  от действий учащегося у мастера  есть возможность при необходимости  вернуться к любой части учебно-инструктивного материала.

Терпеливый повтор показа правильного выполнения приемов  работы, учет типичных затруднений  и своевременный приход для оказания учащимся помощи – основа целевых  обходов мастера на занятиях по таким  темам.

В планах проведения занятий, в которых по программе предусмотрено  освоение трудовых приемов или операций, особое внимание уделяется разработке вводного инструктажа. Понятно, что  каждый раз он учитывает своеобразие  материала, но его содержание может  быть примерно следующим:  ознакомление учащихся с содержанием предстоящей  учебной работы и ее значением  для овладения изучаемой специальностью; объяснение, какие знания из изученного ранее теоретического материала  будут востребованы при работе (при  необходимости -  их повторение); демонстрация применяемых при выполнении инструментов, материалов, приспособлений и т.п. с  объяснением специфических моментов (способов подготовки к работе, правил установки, закрепления и т.п.); показ  и разъяснение особенностей выполнения того или иного приема операции  (со строгим соблюдением рекомендованной методики демонстрации); концентрация внимания учащихся на возможных причинах, которые могут привести к ошибкам, неправильному результату, поломке, браку и т.п.; ознакомление учащихся с техникой безопасности, предупреждение об опасных зонах, о необходимости рациональной организации рабочего места.

Особое значение на занятиях отводят этапу самостоятельной  работы учащихся, мастер руководит  этой работой в порядке текущего инструктажа.

 Практически – это  целевые обходы работающих учащихся, при которых мастер внимательно  наблюдает за соблюдением каждых  данных ранее установок. Целевыми  обходы называются потому, что  каждый из них может преследовать  контроль правильности выполнения  конкретных действий.

Например, мастер проверяет, правильно ли организовали учащиеся свои рабочие места, соблюдаются  ли указания по технике безопасности. При этом он старается не «разбрасываться», не отвлекаться от намеченной цели. Конечно – если не появились обстоятельства, требующие его экстренного вмешательства.

рабочие места, соблюдаются  ли указания по технике безопасности. При этом он старается не «разбрасываться», не отвлекаться от намеченной цели. Конечно – если не появились обстоятельства, требующие его экстренного вмешательства.

Последующие обходы  могут  быть  произведены с самыми  разными целями, но есть несколько  правил их проведения, выработанных практикой.

Во-первых, внимательно приглядываясь  к действиям каждого, без необходимости  не вмешиваться в работу учащихся.

Во-вторых, при обнаружении  ошибки учащегося не следует сразу  же ее объяснять и самому исправлять. Гораздо эффективнее, если путем  совместного анализа (с легкой подсказкой мастера) учащийся сам выявит причину  и сам исправит неправильные действия.

В-третьих, ни в коем случае не следует при обнаружении неправильных действий проявлять раздражительность, упрекать в непонятливости и т.п. Это не дает ничего, кроме напряженности  во взаимоотношениях. В то же время  терпеливое и доброжелательное отношение, показывающее, что, несмотря на допущенную ошибку, учащийся способен  справиться с заданием, сохраняет у того веру в свои силы, интерес и увлеченность в работе.

Если значительная часть  учащихся совершает одинаковые неправильные действия – необходим дополнительный коллективный (групповой) инструктаж. Так как здесь очевидна вина мастера (недостаточно умелый вводный инструктаж), то просто повтор – нецелесообразен! Необходимо продумать и найти  другой, более продуктивный вариант  объяснения.

Последние обходы обычно преследуют цели приемки и оценки выполненных  учащимися объектов (при операционных работах), что необходимо для последующего поведения итогов занятия.    После окончания работы учащиеся убирают свои рабочие места, сдают  готовые или незавершенные изделия, неиспользованные материалы, полученные ранее инструменты и технологическую  документацию, а дежурные производят уборку всей мастерской.

Заключительный инструктаж обычно проводят в виде активной беседы. На нем очень важно подобрать  верную тональность подведения итогов, где должно проявиться отсутствие личных пристрастий мастера – нет

 «любимчиков» и «аутсайдеров».  Наиболее верным будет сдержанная похвала лучшим учащимся, выражение удовлетворение успехами всех старавшихся, пусть и допустивших небольшие упущения. Тем же, кто не справился с заданием в полной мере, следует доходчиво пояснить, в чем заключалась ошибка, выразив уверенность, что в следующий раз успех будет достигнуть.

Законченные работы следует  оценивать и объяснять учащимся, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке деятельности учащегося  мастер исходит, прежде всего, из качества выполненной работы. На этих этапах учебы отрицательные оценки лишены смысла, они просто нецелесообразны. Это  подтверждает психология труда.

Во время заключительного  инструктажа мастер может давать задание на дом. 

 

 

 

3 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент  проводился Ирбитском политехникуме. В эксперименте участвовали: автор, учащиеся группы ПХ-10 (27 человек)

Цель педагогического эксперимента заключается в оценке эффективности применения активных методов обучения в развитие профессионально важных качеств  по разделу «химическая завивка и методы накрутки волос на бигуди» и определение их влияния на уровень усвоения материала учащимся.

Задачи эксперимента:

  1. Определение начального уровня усвоения материала учащимися.
  2. Анализ влияния средств активного обучения на эффективность обучения и развития профессионально важных качеств при изучении раздела «химическая завивка и методы накрутки волос на бигуди»
  3. Разработать и реализовать методику применения активных методов обучения с целью развития ПВК.
  4. Провести сравнительный анализ
  5. Определить правильно ли выбрали студенты профессию

 

Собственно экспериментирование  проходило в три этапа:

Первый этап - констатирующий, на котором проводилось исследование  уровня мотивации к учению, выявились уровни усвоения материала. Подготавливались и разрабатывались анкеты для учащихся, а также проектировались занятия по разделу «Химическая завивка и методы накрутки волос на бигуди» с использованием активных методов обучения.

Второй этап – формирующий, или обучающий, на котором реализуется выбранная методика.

Третий этап – контрольно-оценочной, целью которого является обобщение и анализ полученных данных по двум предыдущим этапам

 

3.1. Констатирующий  этап экспериментальной работы.

Цель:

- Определить исходный уровень усвоения материала учащимися. (Приложение 1)

- Провести «Теппинг тест» (Приложение 2)

Цель: Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям. (Приложение 2)

- Проведение «Социометрии» (Приложение 3)

Задачи:

-Определить формы и методы обучения на уроках  технологии парикмахерских работ и в образовательном учреждении. (Приложение 4)

-Выявить использование методов активного обучения в образовательном учреждение на уроках производственного обучения парикмахерских услуг.

-Обосновать возможности активных методов обучения на уроках  ПО парикмахерских работ.

-Определить правильно ли выбрали профессию по имеющимся ПВК (Приложение 5)

Цель: Установить применяют ли методы активного обучение  в образовательном учреждении для Развития ПВК.

 В ходе наблюдения  было выявлено, что педагоги редко  используют методы активного  обучения для развития профессионально  важных качеств. Средства применяются   в неполном объёме, что значительно  понижает уровень усвоения материала учащимися и малое развитее профессионально важных качеств.

Беседа с педагогом. (Приложение 4)

Цель: Выявить как педагог заинтересовывает студентов и какие методики используют.

 В ходе беседы было  выявлено, что посещаемость учащихся  на уроках ПО не высокая. Большинство учащихся активно работают только под строгим контролем педагога, от этого плохая успеваемость у студентов. Учатся лишь 50% на хорошо и отлично, что свидетельствует о их частичной заинтересованности в предмете.

 На данном этапе проводилась диагностика мотивов учебной деятельности учащихся группы по методике О.С Гребенюка (Приложение 6)

Данная методика диагностирует  отношение учащихся к учебной  деятельности. Мотивация учения представляет собой систему целей личности, её потребностей, побуждающих учащихся к активному пополнению своих  знаний, овладению и умениями, сознательному  отношению к профессиональной  деятельности. Отражая единство двух деятельностей: познавательной и профессиональной, мотивация учения направлена на профессиональную деятельность как ведущую.

Мотивацию учения характеризуют  следующие важнейшие признаки: Направленность  на общественные отношения, на содержание обучения, на способы и приёмы учения, на познавательную деятельности, на взаимоотношения  людей, на оценку самого себя. Мотивация  характеризуется интенсивностью, устойчивостью, переключаемостью, степенью торможения личностью отрицательных побуждений. Поскольку разные компоненты у разных учащихся выражаются по-разному, можно  выделить в целях диагностики  четыре уровня развития мотивации.

Первый (низкий) уровень: Характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Положительные мотивы учения и труда ситуативные, кратковременны, заключаются в интересе к знаниям эмпирического прикладного характера. В труде обучаемый видит способ удовлетворения только своих материальных потребностей. Личность не ориентирована на социально значимые  ценности. Функционируют мотивы  избежание неудобств, дискомфорта (вынужден учиться, т.к этого требуют родители, преподаватели), узко личностные(желание как-то устроиться в жизни).

Второй уровень: Характерен тем, что обучаемые осознают важность изучения общеобразовательных предметов для своей профессии. По составу мотивация общеобразовательных предметов для своей профессии. По составу мотивация полнее,  в одних случаях проявляются мотивы узколичного плана, в других - интерес, в третьих – актуализирует долг, ответственность. Важность учения и труда осознаётся, но абстрактна. К деятельности привлекают занимательные игровые методы.

Третий уровень: Характерен усилением долга, познавательного интереса, мотивации учения, самообразования, труда. На вершине иерархии мотивов – ценность получения образования, профессии. Обучаемый осознаёт  своё место в коллективе. Начинает функционировать ориентация на сочетание своих действий с другими, на отношение личных  и общественных интересов.

Четвёртый уровень: отличает глубокое осознание необходимости, нужности знаний, как по образовательным, так и по профессионально-техническим дисциплинам, глубокое убеждение в назначении человека быть тружеником, общественным деятелем, всесторонне развитым человеком. В деятельности  по самовоспитанию гармонично сочетается личное и общественное.

Разумеется уровни мотивации даны очень условно. У реальных обучаемых всегда имеется значительно больше оттенков, богаче сочетание целей, мотивов потребностей.

Обработка результатов анкетирования  показывают, что в группе ПХ-10 на первом 6 человек, на втором уровне мотивации  учащихся находится 11 человек, на третьем  уровне 6 человек, на четвёртом уровне  4 человека. Тем самым учащиеся показали  достаточно низкий  уровень мотивации, но всё таки на четвёртом и четвёртом  уровне находится 10 учащихся и необходимо  повысить эту цифру.(Приложение )

Так же был разработан тест на выявлении уровня обученности студентов по разделу «химическая завивка и методы накрутки волос на бигуди» (Приложение)

 Обработка результатов показывает, что на «отрицательно» написали: 3 человека, «удовлетворительно» 10 человек, на «хорошо» 10 человек, на «отлично» 4 человека. Студенты показали довольно низкие результаты.(Приложение)

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения