Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что педагоги не в полной мере используют активные методы обучения, мотивация учащихся в изучении  предмета технологии парикмахерских работ. Уровень обученности  у большинства необходимо повысить. Следует развить интерес учащихся к обучению с помощью активных методов.

При проведение «Теппинг теста»  было выявлено среди учащихся 5 человек - выпуклого типа, 9 ровного типа,9 человек нисходящего типа и 4 человека промежуточного типа.

Проведение социометрии  показало: симпатии между членами  группы, и решение следующих задач:

а) измерение степени сплочённости – разобщенности в группе

б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам  симпатии антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые)

в) обнаружение внутригрупповых  сплочённых образований во главе  с неформальным лидером

Звёзды(3),Предпочитаемые(13),Пренебрегаемые(7),Изолированные (4)из этого можно сделать следующие выводы группа не очень дружная, разделившаяся на маленькие группы.

Следующим шагом было проведение теста «Матрица выбора профессии» он проводился с целью:

-Предотвратить поступление человека на работу, к которой имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным) этот пункт подходит и для нашей группы  т.к обучающимися 15-17 лет они ещё могут поменять профессию не уходя из образовательного учреждения;

-Отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;

-Определить, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен по его профессионально важным качествам, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности.

Итоги теста показывают:

- что всего 14 человек  входят в группу « Человек-Обслуживане»,

-остальные попали в  такие группы как:Человек-Творчество, Человек Исследование, Человек-Защита, Искусство-Образования, Производство-Финансы и т.д.

 

3.2 Формирующий  этап исследования

Цель: Внедрение и реализация  методики применения активных методов  обучения на уроках производственного  обучения для лучшего усвоения материала  и развития ПВК.

В ходе проведения данного  этапа на занятиях в экспериментальном  классе применялись активные методы, описанные во второй главе исследования.

Ниже приведены планы  конспекты занятий, в ходе которых  использовались данные методы.

Проектирование  уроков производственного обучения.

№1 План – конспект урока производственного обучения

Группа ПХ-10

Тема: «Обобщение сведений о химической завивке»:

Цели урока:

-Обобщить знания, полученные  учащимися.

-Повторение ранее пройденного  материала и использование полученных знаний для развития профессионально важных качеств.

Задачи урока:

Образовательная:

-Повторение основных  понятий и химических реакций  по данной теме;

-Углубление самостоятельного  изучения отдельных тем;

-Учащиеся самостоятельно  проводят урок и сами делают  вывод по пройденной теме;

Воспитательная:

-Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, рационально использовать своё время, соблюдать строго все правила безопасности.

-Стремление к повышению уровня профессионального мастерства.

Развивающая:

- Развить умение творчески  мыслить, способность к ассоциациям;

- Умение выступать перед  большим классом.

-Способствовать развитию  ПВК (эстетический вкус, творческое воображение, аккуратность, доброжелательность, хорошо развить коммуникативные способности, точность и скорость движений, концентрированное внимание, терпеливость)

- Развит познавательный  интерес к профессии, способность  анализировать и осмысливать  выполняемую работу, творческое  и пространственное мышление.

Время урока ПО: 4 часов

Вид урока: Практическая работа-сказка - Обобщающий урок-дискуссия  

Форма организации  работы: Фронтальная, индивидуальная (по необходимости)

Тип урока: В зависимости от форм организации деятельности учащихся: урок формирования практических умений и закрепление пройденного материала.

Методы:

  1. По уровню познавательной деятельности учащихся:  активные – работа учащихся (в текущем инструктаже)
  2. По уровню включения в продуктивную творческую деятельность:

а) объяснительно-иллюстративные (объяснение, демонстрация)

б) репродуктивный - воспроизведение работы  мастера

  3)   По источникам  знаний:

а) словесный (объяснение, рассказ)

б) наглядный – презентация, плакаты

в) практические упражнения

  4)  По дидактическим  целям – метод формирования  УН и применение полученных  знаний

  Средства обучения: Речь мастера, плакаты с реакцией, шампунь вода, МТО: Аудитория, рабочее место, пеньюар, фартук, монитор

 

Ход урока:

Методика подготовки учащихся:

В ходе изучения данной темы в конце каждого занятия делается вывод о процессе химической завивки.  Учащимся объясняются цели данного  урока. По желанию учащиеся выбирают то, что они будут подготавливать. Ученикам, которые не поняли данную тему или не успевают по данному  предмету, делается помощь.

Алгоритм методики:

- За неделю до урока учащимся давалось домашнее задание.

- Делились на группы.

Организация урока:

- Выделить 4 группы учащихся  по 4-5 человек, которые напишут  сказки, а так же группам даются  различные темы:

-Первая группа - рассказывает  как появилась химия.

-Вторая - об общих сведениях о химической завивке.

-Третья - технология химической завивки.

-Четвертая - варианты накручивания волос при выполнение химической завивки.

В сказках главными героями  выступает химическая завивка. Учащиеся должны продемонстрировать, как она  воздействует на волосы – «химическая реакция в волосе», нарисовать на листе ватмана Физико-химические процессы происходящие в волосе при химической завивке, каждую реакцию в отдельности прорисовать. Рядом следует подписать название стадии. Не обязательно, чтобы это были стандартные химические символы. Пусть обучающиеся покажут, с чем у них ассоциируются данные вещества, например кислород можно обозначить пузырьком, а железо – роботом. Каждая группа подготавливает информацию о инновациях в химической завивке.

-Еще 4 желающих должны  будут, продемонстрировать какие есть препараты, инструменты и приспособления для химической завивки, которые покажут какие составы и для каких волос.

-Один учащийся готовит  презентацию, в которой распишет основные процедуры химической завивки и  каждый шаг проиллюстрирует, а также    показывает обучающее видео.

Проведение урока:

- Заранее подготавливаются  препараты;

-Устанавливается оборудование  для просмотра презентаций;

-В начале урока   еще раз кратко проговариваются  цели и задачи данного урока,  рассказывается о ходе занятия.

- Каждая группа рассказывает  сказку «о химической завивке»

Первая группа учеников рассказывает,  как появилась химия. Параллельно показывается презентация, в которой отражены данные (кто изобрёл, какие были первые аппараты и препараты)

-Один из учеников показывает  классическую накрутку.

-По такой же схеме  рассказывают вторая, только об общих сведениях  химической завивки.

-Третья - технология химической завивки.

-Четвертая группа варианты накручивания волос при выполнение химической завивки.

-В конце занятия группа  делает вывод,  что такое химическая завивка.

- Не мешая обучающимся проводить занятие, вмешательство только если есть какие-то неточности или если учащиеся не смогли правильно расставить акценты в своем выступлении. В конце занятия обучающихся нужно обязательно похвалить, которые проявили инициативу, отметить яркие, креативные, оригинальные презентации и сказки, так же следует отметить недостатки, неточности в выступлениях.

Этапы урока

Время/мин

Деятельность  мастера

Деятельность

учащихся

Методы и методические приёмы

Средство обучения

Цель выполнения

Организационный момент

10 мин

-приветствие обучающихся: Здравствуйте я рада вас здесь всех приветствовать. для начала проверим посещаемость.

Итак, …(оглашаю список).

-выявление отсутствующих

-заполнение журнала

-проверка внешнего вида

-организация внимания  и готовности, обучающихся к уроку

-приветствие мастера

-доклад дежурных

-восприятие информации

Словесный диалог

 

Организация внимания обучающихся

Вводный инструктаж-30мин

Уважаемые студенты  сегодня с вами необычный урок.

-Сообщение темы «Урок  сказка»

-Ознакомление с целями

-Мотивация деятельности  обучающихся: мы будем закреплять знания о химической завивке ведь если мы не будем знать всех  химических процессов, то никогда из нас не  получится высококвалифированного  специалиста.

-закрепление требований  гигиены и безопасности

-сообщение времени, критерии  оценок (приложение№)

-восприятие

Информации

-ответы на вопросы 

-организация рабочего  места

-Словесная объяснительная беседа воспроизведение знаний, приёмов, инструктирования

-инструкционно-технологические карты

-мини плакаты

-Обеспечение связи данного урока с предыдущими и последующими уроками П/О и Т/О

-формирование у учащихся  прочных ЗУН

Текущий инструктаж (основной этап 3 часа.

- мотивация обучающихся по

видам учебно-производственных работ

-наблюдение

-Инструктирование

-оценивание 

самоконтроль технологических  требований безопасности и гигиены

-Выступление учащихся

-разноуровневые учебно-производственные задания

 

-инструктивно технологические  карты 

-мини плакаты

-парикмахерское бельё

-материалы

-инструменты  

- аппаратуры для просмотра презентаций

-закрепить знания выполнениия отдельных технологические приёмов выполнения химической завивки

Заключительный этап

- 30мин

-сообщение о достигнутых целей урока

-анализ выполнение отдельных   процессов химической завивки  и методов

-разборка типичных ошибок

-анализ выполнения требований  гигиены и безопасности

-сообщение оценок

-сообщение темы следующего  урока

-объяснение домашнего  задания: распределение ролей для следующего урока

-самоанализ урока ПО

Операций химической завивки

 

-уборка рабочих мест

-подведение итогов урока

-поощрение(оценка)

-журнал

-определение индивидуальных  заданий для обучающих к следующему уроку


 

Вывод: В ходе проведения  данного этапа выявлено: что при  применении активных  методов обучения эффективно развиваются ПВК: Умение вести диалог, терпение, креативность, уверенность в себе итд. Так же повысилась заинтериссованонность, готовность включиться в работу, самостоятельность в решении предложенных учебных задач.

 

 №2 План – конспект урока производственного обучения

Группа ПХ-10

Тема: Химическая завивка. «Суд химической завивки все (+) и (-)»

Цели урока:

-Обобщить знания, полученные  учащимися 

-Повторение ранее пройденного  материала и использование полученных  знаний для развития ПВК

Задачи урока:

Образовательная:

-Повторение основных  понятий и химических реакций  по данной теме;

-Углубление самостоятельного  изучения отдельных тем;

-Учащиеся самостоятельно  проводят урок и сами делают  вывод по пройденной теме;

Воспитательная:

-Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, рационально использовать своё время, соблюдать строго все правила безопасности.

- Стремление к повышению уровня профессионального мастерства.

Развивающая:

- Развить умение творчески  мыслить, способность к ассоциациям;

- Умение выступать перед  большим классом.

-Способствовать развитию  ПВК (эстетический вкус, творческое воображение, аккуратность, доброжелательность, хорошо развить коммуникативные способности, точность и скорость движений, концентрированное внимание, терпеливость

- Развит познавательный  интерес к профессии, способность  анализировать и осмысливать  выполняемую работу, творческое  и пространственное мышление.

Время урока ПО: 4 часов

Вид урока: Ролевые игры

Форма организации  работы: Фронтальная, индивидуальная (по необходимости)

Тип урока: В зависимости от форм организации деятельности учащихся: урок формирования практических умений и закрепление пройденного материала, а также изучение нового материала.

Методы:

  1. По уровню познавательной деятельности учащихся:  активные – работа учащихся (в текущем инструктаже)
  2. По уровню включения в продуктивную творческую деятельность:

а) объяснительно-иллюстративные (объяснение, демонстрация)

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения