Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап
Таким образом, констатирующий этап эксперимента показал, что педагоги не в полной мере используют активные методы обучения, мотивация учащихся в изучении предмета технологии парикмахерских работ. Уровень обученности у большинства необходимо повысить. Следует развить интерес учащихся к обучению с помощью активных методов.
При проведение «Теппинг теста» было выявлено среди учащихся 5 человек - выпуклого типа, 9 ровного типа,9 человек нисходящего типа и 4 человека промежуточного типа.
Проведение социометрии показало: симпатии между членами группы, и решение следующих задач:
а) измерение степени сплочённости – разобщенности в группе
б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые)
в) обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальным лидером
Звёзды(3),Предпочитаемые(13),П
Следующим шагом было проведение теста «Матрица выбора профессии» он проводился с целью:
-Предотвратить поступление человека на работу, к которой имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным) этот пункт подходит и для нашей группы т.к обучающимися 15-17 лет они ещё могут поменять профессию не уходя из образовательного учреждения;
-Отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;
-Определить, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен по его профессионально важным качествам, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности.
Итоги теста показывают:
- что всего 14 человек
входят в группу « Человек-
-остальные попали в
такие группы как:Человек-
3.2 Формирующий этап исследования
Цель: Внедрение и реализация методики применения активных методов обучения на уроках производственного обучения для лучшего усвоения материала и развития ПВК.
В ходе проведения данного этапа на занятиях в экспериментальном классе применялись активные методы, описанные во второй главе исследования.
Ниже приведены планы конспекты занятий, в ходе которых использовались данные методы.
Проектирование уроков производственного обучения.
№1 План – конспект
урока производственного
Группа ПХ-10
Тема: «Обобщение сведений о химической завивке»:
Цели урока:
-Обобщить знания, полученные учащимися.
-Повторение ранее пройденного
материала и использование
Задачи урока:
Образовательная:
-Повторение основных понятий и химических реакций по данной теме;
-Углубление самостоятельного изучения отдельных тем;
-Учащиеся самостоятельно проводят урок и сами делают вывод по пройденной теме;
Воспитательная:
-Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, рационально использовать своё время, соблюдать строго все правила безопасности.
-Стремление к повышению уровня профессионального мастерства.
Развивающая:
- Развить умение творчески
мыслить, способность к
- Умение выступать перед большим классом.
-Способствовать развитию ПВК (эстетический вкус, творческое воображение, аккуратность, доброжелательность, хорошо развить коммуникативные способности, точность и скорость движений, концентрированное внимание, терпеливость)
- Развит познавательный
интерес к профессии,
Время урока ПО: 4 часов
Вид урока: Практическая работа-сказка - Обобщающий урок-дискуссия
Форма организации работы: Фронтальная, индивидуальная (по необходимости)
Тип урока: В зависимости от форм организации деятельности учащихся: урок формирования практических умений и закрепление пройденного материала.
Методы:
а) объяснительно-иллюстративные (объяснение, демонстрация)
б) репродуктивный - воспроизведение работы мастера
3) По источникам знаний:
а) словесный (объяснение, рассказ)
б) наглядный – презентация, плакаты
в) практические упражнения
4) По дидактическим целям – метод формирования УН и применение полученных знаний
Средства обучения: Речь мастера, плакаты с реакцией, шампунь вода, МТО: Аудитория, рабочее место, пеньюар, фартук, монитор
Ход урока:
Методика подготовки учащихся:
В ходе изучения данной темы
в конце каждого занятия
Алгоритм методики:
- За неделю до урока учащимся давалось домашнее задание.
- Делились на группы.
Организация урока:
- Выделить 4 группы учащихся по 4-5 человек, которые напишут сказки, а так же группам даются различные темы:
-Первая группа - рассказывает как появилась химия.
-Вторая - об общих сведениях о химической завивке.
-Третья - технология химической завивки.
-Четвертая - варианты накручивания волос при выполнение химической завивки.
В сказках главными героями выступает химическая завивка. Учащиеся должны продемонстрировать, как она воздействует на волосы – «химическая реакция в волосе», нарисовать на листе ватмана Физико-химические процессы происходящие в волосе при химической завивке, каждую реакцию в отдельности прорисовать. Рядом следует подписать название стадии. Не обязательно, чтобы это были стандартные химические символы. Пусть обучающиеся покажут, с чем у них ассоциируются данные вещества, например кислород можно обозначить пузырьком, а железо – роботом. Каждая группа подготавливает информацию о инновациях в химической завивке.
-Еще 4 желающих должны будут, продемонстрировать какие есть препараты, инструменты и приспособления для химической завивки, которые покажут какие составы и для каких волос.
-Один учащийся готовит презентацию, в которой распишет основные процедуры химической завивки и каждый шаг проиллюстрирует, а также показывает обучающее видео.
Проведение урока:
- Заранее подготавливаются препараты;
-Устанавливается оборудование для просмотра презентаций;
-В начале урока
еще раз кратко
- Каждая группа рассказывает сказку «о химической завивке»
Первая группа учеников рассказывает, как появилась химия. Параллельно показывается презентация, в которой отражены данные (кто изобрёл, какие были первые аппараты и препараты)
-Один из учеников показывает классическую накрутку.
-По такой же схеме рассказывают вторая, только об общих сведениях химической завивки.
-Третья - технология химической завивки.
-Четвертая группа варианты накручивания волос при выполнение химической завивки.
-В конце занятия группа делает вывод, что такое химическая завивка.
- Не мешая обучающимся проводить занятие, вмешательство только если есть какие-то неточности или если учащиеся не смогли правильно расставить акценты в своем выступлении. В конце занятия обучающихся нужно обязательно похвалить, которые проявили инициативу, отметить яркие, креативные, оригинальные презентации и сказки, так же следует отметить недостатки, неточности в выступлениях.
Этапы урока Время/мин |
Деятельность мастера |
Деятельность учащихся |
Методы и методические приёмы |
Средство обучения |
Цель выполнения |
Организационный момент 10 мин |
-приветствие обучающихся: Здравствуйте я рада вас здесь всех приветствовать. для начала проверим посещаемость. Итак, …(оглашаю список). -выявление отсутствующих -заполнение журнала -проверка внешнего вида -организация внимания и готовности, обучающихся к уроку |
-приветствие мастера -доклад дежурных -восприятие информации |
Словесный диалог |
Организация внимания обучающихся | |
Вводный инструктаж-30мин |
Уважаемые студенты сегодня с вами необычный урок. -Сообщение темы «Урок сказка» -Ознакомление с целями -Мотивация деятельности обучающихся: мы будем закреплять знания о химической завивке ведь если мы не будем знать всех химических процессов, то никогда из нас не получится высококвалифированного специалиста. -закрепление требований гигиены и безопасности -сообщение времени, критерии оценок (приложение№) |
-восприятие Информации -ответы на вопросы -организация рабочего места |
-Словесная объяснительная беседа воспроизведение знаний, приёмов, инструктирования |
-инструкционно-технологические карты -мини плакаты |
-Обеспечение связи данного урока с предыдущими и последующими уроками П/О и Т/О -формирование у учащихся прочных ЗУН |
Текущий инструктаж (основной этап 3 часа. |
- мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ -наблюдение -Инструктирование -оценивание |
самоконтроль технологических требований безопасности и гигиены -Выступление учащихся |
-разноуровневые учебно-производственные задания
|
-инструктивно технологические карты -мини плакаты -парикмахерское бельё -материалы -инструменты - аппаратуры для просмотра презентаций |
-закрепить знания выполнениия отдельных технологические приёмов выполнения химической завивки |
Заключительный этап - 30мин |
-сообщение о достигнутых целей урока -анализ выполнение отдельных процессов химической завивки и методов -разборка типичных ошибок -анализ выполнения требований гигиены и безопасности -сообщение оценок -сообщение темы следующего урока -объяснение домашнего задания: распределение ролей для следующего урока |
-самоанализ урока ПО Операций химической завивки
-уборка рабочих мест |
-подведение итогов урока -поощрение(оценка) |
-журнал |
-определение индивидуальных заданий для обучающих к следующему уроку |
Вывод: В ходе проведения данного этапа выявлено: что при применении активных методов обучения эффективно развиваются ПВК: Умение вести диалог, терпение, креативность, уверенность в себе итд. Так же повысилась заинтериссованонность, готовность включиться в работу, самостоятельность в решении предложенных учебных задач.
№2 План – конспект урока производственного обучения
Группа ПХ-10
Тема: Химическая завивка. «Суд химической завивки все (+) и (-)»
Цели урока:
-Обобщить знания, полученные учащимися
-Повторение ранее пройденного
материала и использование
Задачи урока:
Образовательная:
-Повторение основных понятий и химических реакций по данной теме;
-Углубление самостоятельного изучения отдельных тем;
-Учащиеся самостоятельно проводят урок и сами делают вывод по пройденной теме;
Воспитательная:
-Воспитывать бережное отношение к инструментам, материалам, рационально использовать своё время, соблюдать строго все правила безопасности.
- Стремление к повышению уровня профессионального мастерства.
Развивающая:
- Развить умение творчески
мыслить, способность к
- Умение выступать перед большим классом.
-Способствовать развитию ПВК (эстетический вкус, творческое воображение, аккуратность, доброжелательность, хорошо развить коммуникативные способности, точность и скорость движений, концентрированное внимание, терпеливость
- Развит познавательный
интерес к профессии,
Время урока ПО: 4 часов
Вид урока: Ролевые игры
Форма организации работы: Фронтальная, индивидуальная (по необходимости)
Тип урока: В зависимости от форм организации деятельности учащихся: урок формирования практических умений и закрепление пройденного материала, а также изучение нового материала.
Методы:
а) объяснительно-иллюстративные (объяснение, демонстрация)