Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

Подвижные отличаются от инертных быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются более успешно, равномерно и плавно инертными учащимися. Обратная картина наблюдается при выполнении быстрых движений.

Указанные выше группы резко  различаются и по степени изменяемости исполнительских действий. Инертные учащиеся в ходе шестичасовых занятий  редко отходят от своих станков  и делают это лишь тогда, когда  этого требует выполняемое задание. Они неохотно меняют режим обработки, частоту оборотов и т. д., с неохотой переделывают неправильно выполненную  деталь. Подвижные учащиеся часто  останавливают свои станки, прерывая работу, подходят к своим товарищам.

Выявленные различия в  исполнении действий учащихся, скорее всего, обусловлены тем, что инертные компенсируют свои ограниченные возможности  более развитой и систематической  ориентировочно-познавательной деятельностью, начинающейся ранее, чем моторная деятельность.

Свойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности  и совместимости людей в совместной деятельности. Как показал Н. Н. Обозов, наибольшая совместимость достигается  в звеньях и бригадах на производстве, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику — с  меланхоликом, а меланхолику —  с флегматиком.

Выявлен и так называемый равновесный тип личности. По показателям  двухфакторной модели интроверсии  — экстраверсии и нейротизма Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке, близкой или равной 12 по обоим показателям). У личности такого типа уровни возбуждения и торможения средние, уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и меланхоликов). Они живут настоящим, «здесь и сейчас». Отличительная черта этого типа — осторожность.

 

1.2 Психологические  особенности учащихся подросткового  возраста

Особенности психического развития в подростковом возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в  том, что общество ставит перед молодым  человеком жизненно важную задачу осуществить  профессиональное самоопределение.

     Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть профессионально решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — аффективный центр жизни подростка.

    Считается, что  к пятнадцати — шестнадцати  годам общие умственные способности  уже сформированы, однако на протяжении  подросткового возраста они продолжают  совершенствоваться. Подростки овладевают  сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат,  их умственная деятельность становится  более устойчивой и эффективной,  приближаясь в этом отношении  к деятельности взрослых. Специфика  подросткового возраста — быстрое  развитие специальных способностей, напрямую связанных с выбираемой  профессиональной областью. Дифференциация  направленности интересов делает  структуру умственной деятельности  подростка гораздо более сложной  и индивидуальной, чем в более младших возрастах.

    В последние  годы в психологии растет интерес  к проблемам целеполагания, выработки человеком стратегии своей жизни, развития временной перспективы.

    Проблема поиска  смысла своего существования,  определения жизненных целей  важна для сохранения психического  и психологического здоровья  подростка.  
    Основная тенденция развития профориентационной профконсультационной работы с подростками и юношами — всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытки уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка сначала обследуют с помощью разнообразных диагностических методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдает клиенту рекомендацию, в лучшём случае — несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов.

    Подростковый  возраст — исторически наиболее  поздно сформировавшийся период  в череде предшествующих взрослости  возрастов, необходимость которого  диктуется усложнением жизни,  теми высокими требованиями, которые  современные развитье общества  предъявляют к уровню профессионального  образования и личностной зрелости  своих взрослых членов. Вследствие  этого подростковый возраст не  является полностью сложившимся,  молодые люди 15-17 лет могут оказываться  в совершенно различных социальных ситуациях развития. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.

    Главный конституирующий  момент социальной ситуации развития  в подростковом возрасте составляет  то, что подросток стоит на  пороге вступления в самостоятельную  жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности, превращаются в аффективный центр жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы человека.

    После тревог и метаний отрочества, когда индивид отдален от взрослой жизни своей связанностью со школой и семьей, в том числе и материальной зависимостью от последней, отсутствием реальных гражданских прав и обязанностей, в подростковом возрасте уже присутствуют реальные черты Взрослой жизни. Психологически это освобождает индивида от неопределенности отрочества, с одной стороны, ослабляет напряженность поля личностного выбора, а с другой — сохраняет эту напряженность, переводя ее из плана переживания и воображения в план реальных действий, реальных планов. Это отличие отрочества от подросткового возраста делает новый шаг и в сознании себя представителем определенного поколения, ибо чувство подростковой общности начинает уступать место содержательной рефлексии на способ жизни и действия - свои и сверстников - в поисках своей содержательной идентичности уже на пороге следующей возрастной эпохи - Молодости.

     Должны ли  в воспитании учитываться индивидуальные  особенности? Воспитание должно  максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный  подход  КПК важный  принцип педагогики заключается  в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании  черт его личности и условий  жизни. Успех воспитания зависит  от множества факторов, где не  последнюю роль играют отношения  между воспитанником и педагогом.  Исходя из этого, воспитание  можно определить как продуманную  во всех деталях модель совместной  деятельности, содержащую систему  научно обоснованных приемов  и методик, способствующих установлению  таких отношений между воспитателем  и воспитанниками, при которых  оптимально достигаются конкретные  воспитательные цели.

 

 

1.3 Особенности формирования и развития систем производственного обучения в России.

 В современную эпоху образование является одним из важных элементов социальной инфраструктуры развитых стран мира. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют ту исключительность, которая была присуща им раньше. В новейших отраслях производства обнаруживаются тенденции к сближению труда значительного числа рабочих и инженерно-технического персонала. Меняется и содержание самого понятия квалифицированный рабочий. В прошлом под высокой квалификацией понимались, прежде всего, доведенные до высокой степени совершенства узкопрофессиональные навыки ремесленного типа; они накапливались и передавались по наследству, от отца к сыну. В настоящее время развиваются отрасли производства, не имеющие никакой генетической связи с ремеслом.

Поэтому на предприятиях с  современным оборудованием высокая  квалификация рабочего предполагает овладение значительным кругом знаний. В результате размываются жесткие границы между физическим и умственным трудом.

Все это обнаруживает несостоятельность  традиционных представлений; складывается принципиально новое понимание  роли человеческого фактора в  современном производстве. Исторический опыт свидетельствует о том, что научно-технический прогресс движется не количеством работников, а качеством их профессиональной обученности и общеобразовательной подготовки.

 Поэтому вопросы повышения  уровня подготовки кадров являются  важной составной частью планов  модернизации производства и  создания новых технологий.

В последнее десятилетие  неоднократно предпринимались попытки  конкретно определить и количественно  выразить степень экономической  эффективности обучения профессии, и на этой основе предложить меры, реализация которых повысила бы коэффициент полезного действия системы образования.

С постепенным ходом развития человечества возрастает сложность  душевного и умственного склада личности. Действие данной закономерности предопределяет инновационные подходы  как принцип и функцию построения систем обучения. В этом отношении, сами инновационные процессы выступают закономерностью в развитии образования. Исторический опыт свидетельствует о том, что в социально - экономическом развитии выигрывают те страны и нации, которые создают лучшие, наиболее эффективные системы профессионального образования.

Необходимость реализации инновационного подхода в обучении и воспитании учащихся, должна предусматривать целостную  личность учащегося с её эмоциональной  и духовной сферой. Б. С. Гершунский писал: «Приходится признавать, что личностно – ориентированные ценности образования, которым столь большое внимание уделялось в религиозных, философских и педагогических работах ученых и мыслителей дореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, гипертрофированны. Вполне естественно, что эти концепции отражали общие политические и идеологические установки социалистической и коммунистической ориентации, которые, несмотря на внешний камуфляж привлекательных лозунгов, деклараций (типа «все во имя человека», «все во благо человека»), в своей глубинной основе носили антигуманистический характер. Они игнорировали, по существу, саму ценность человека, вынужденного подчинять собственные интересы государственным и общественным интересам, конформистски приспосабливаться к господствующей моноидеологии и внешней социально - экономической среде. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного «винтика» государственного общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для общества последствиями».

Системы производственного  обучения в определенной степени  характеризует и иллюстрирует историю  развития форм организации профессионального  образования в России. В этой связи, считается уместным, проанализировать пути их совершенствования, уделив особое внимание на постоянно существующую необходимость не только в обучении, но и обновлении обучения.

Анализ исторического  развития форм организации практического  обучения показал, что долгое время  индивидуальная форма организации  обучения (ремесленное ученичество, предметная, операционная, операционно-комплексная  системы, и др.) являлась приоритетной. Появление новых систем обучения приводило, в зависимости от потребностей общества, к ускоренной подготовке «частичного рабочего», резкому  сокращению содержания обучения и, несмотря на некоторые положительные стороны, было направлено на овладение физической стороной труда, без учета умственных компонентов трудового процесса. Индивидуально-групповая форма обучения постепенно вытесняла индивидуальную но, по сути, это была та же, но совмещенная по месту и времени индивидуальная форма.

Следует отметить, что развитие практического обучения в России всегда было связано с ростом и  укреплением городских поселений, торговых и промысловых центров. Постепенный рост производственных изделий из металла, дерева и кожи обусловил развитие в XI-XII веках ремесленного ученичества. Профессиональные школы, где ученики обучались «рукомеслу»  появились одновременно с первыми  образовательными школами в Киеве, Суздале. Наряду с мастерами грамоты (первыми учителями) возникла профессия  искусника - мастерового человека для обучения ремеслу.

В переломном для русского государства XVIII веке, с началом экономических  реформ и преобразований, совершенствуется и «школьное дело». Создаются  первые стационарные профшколы, в которых  сочетаются элементы общей и ремесленной  подготовки. Установившийся в длительном историческом развитии порядок приобретения профессии, когда ремесло, навыки передавались от отца к сыну, уже не мог удовлетворять  растущую потребность развивающегося хозяйства. Долгое время ремесленное  ученичество, как образец неприкрытой  эксплуатации подростков, являлось главным  направлением развития профессионального образования.

Великий русский учёный М.В. Ломоносов, сподвижник Петра Первого  В.Н. Татищев, экономист И.Т. Посошников осознавали и указывали на необходимость планомерной специальной подготовки мастеров и «рабочих людей». В 17 веке создаются горные школы, ремесленная школа повышенного типа, горные училища. Но всё же основное пополнение рабочих проводилось за счёт индивидуального ученичества.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения