Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап
Подвижные отличаются от инертных быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются более успешно, равномерно и плавно инертными учащимися. Обратная картина наблюдается при выполнении быстрых движений.
Указанные выше группы резко
различаются и по степени изменяемости
исполнительских действий. Инертные
учащиеся в ходе шестичасовых занятий
редко отходят от своих станков
и делают это лишь тогда, когда
этого требует выполняемое
Выявленные различия в исполнении действий учащихся, скорее всего, обусловлены тем, что инертные компенсируют свои ограниченные возможности более развитой и систематической ориентировочно-познавательной деятельностью, начинающейся ранее, чем моторная деятельность.
Свойства темперамента играют
важную роль и в процессе сработанности
и совместимости людей в
Выявлен и так называемый равновесный тип личности. По показателям двухфакторной модели интроверсии — экстраверсии и нейротизма Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке, близкой или равной 12 по обоим показателям). У личности такого типа уровни возбуждения и торможения средние, уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и меланхоликов). Они живут настоящим, «здесь и сейчас». Отличительная черта этого типа — осторожность.
1.2 Психологические
особенности учащихся
Особенности психического развития в подростковом возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком жизненно важную задачу осуществить профессиональное самоопределение.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть профессионально решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — аффективный центр жизни подростка.
Считается, что
к пятнадцати — шестнадцати
годам общие умственные
В последние
годы в психологии растет
Проблема поиска
смысла своего существования,
определения жизненных целей
важна для сохранения
Основная тенденция развития
профориентационной профконсультационной
работы с подростками и юношами — всемерное
содействие пробуждению собственной активности
молодого человека. Специалисты в этой
области делают попытки уйти от традиционной
диагностико-рекомендательной схемы профконсультации,
когда подростка сначала обследуют с помощью
разнообразных диагностических методик,
а затем, после анализа полученных данных,
профконсультант выдает клиенту рекомендацию,
в лучшём случае — несколько вариантов
таких рекомендаций. Психолого-педагогическая
помощь школьнику в профессиональном
самоопределении должна быть направлена
на создание условий для самостоятельного
решения проблем с помощью специальных
методов.
Подростковый
возраст — исторически
Главный конституирующий
момент социальной ситуации
После тревог и метаний отрочества, когда индивид отдален от взрослой жизни своей связанностью со школой и семьей, в том числе и материальной зависимостью от последней, отсутствием реальных гражданских прав и обязанностей, в подростковом возрасте уже присутствуют реальные черты Взрослой жизни. Психологически это освобождает индивида от неопределенности отрочества, с одной стороны, ослабляет напряженность поля личностного выбора, а с другой — сохраняет эту напряженность, переводя ее из плана переживания и воображения в план реальных действий, реальных планов. Это отличие отрочества от подросткового возраста делает новый шаг и в сознании себя представителем определенного поколения, ибо чувство подростковой общности начинает уступать место содержательной рефлексии на способ жизни и действия - свои и сверстников - в поисках своей содержательной идентичности уже на пороге следующей возрастной эпохи - Молодости.
Должны ли
в воспитании учитываться
1.3 Особенности формирования и развития систем производственного обучения в России.
В современную эпоху образование является одним из важных элементов социальной инфраструктуры развитых стран мира. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют ту исключительность, которая была присуща им раньше. В новейших отраслях производства обнаруживаются тенденции к сближению труда значительного числа рабочих и инженерно-технического персонала. Меняется и содержание самого понятия квалифицированный рабочий. В прошлом под высокой квалификацией понимались, прежде всего, доведенные до высокой степени совершенства узкопрофессиональные навыки ремесленного типа; они накапливались и передавались по наследству, от отца к сыну. В настоящее время развиваются отрасли производства, не имеющие никакой генетической связи с ремеслом.
Поэтому на предприятиях с
современным оборудованием
Все это обнаруживает несостоятельность традиционных представлений; складывается принципиально новое понимание роли человеческого фактора в современном производстве. Исторический опыт свидетельствует о том, что научно-технический прогресс движется не количеством работников, а качеством их профессиональной обученности и общеобразовательной подготовки.
Поэтому вопросы повышения
уровня подготовки кадров
В последнее десятилетие неоднократно предпринимались попытки конкретно определить и количественно выразить степень экономической эффективности обучения профессии, и на этой основе предложить меры, реализация которых повысила бы коэффициент полезного действия системы образования.
С постепенным ходом развития
человечества возрастает сложность
душевного и умственного склада
личности. Действие данной закономерности
предопределяет инновационные подходы
как принцип и функцию
Необходимость реализации инновационного подхода в обучении и воспитании учащихся, должна предусматривать целостную личность учащегося с её эмоциональной и духовной сферой. Б. С. Гершунский писал: «Приходится признавать, что личностно – ориентированные ценности образования, которым столь большое внимание уделялось в религиозных, философских и педагогических работах ученых и мыслителей дореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, гипертрофированны. Вполне естественно, что эти концепции отражали общие политические и идеологические установки социалистической и коммунистической ориентации, которые, несмотря на внешний камуфляж привлекательных лозунгов, деклараций (типа «все во имя человека», «все во благо человека»), в своей глубинной основе носили антигуманистический характер. Они игнорировали, по существу, саму ценность человека, вынужденного подчинять собственные интересы государственным и общественным интересам, конформистски приспосабливаться к господствующей моноидеологии и внешней социально - экономической среде. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного «винтика» государственного общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для общества последствиями».
Системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития форм организации профессионального образования в России. В этой связи, считается уместным, проанализировать пути их совершенствования, уделив особое внимание на постоянно существующую необходимость не только в обучении, но и обновлении обучения.
Анализ исторического развития форм организации практического обучения показал, что долгое время индивидуальная форма организации обучения (ремесленное ученичество, предметная, операционная, операционно-комплексная системы, и др.) являлась приоритетной. Появление новых систем обучения приводило, в зависимости от потребностей общества, к ускоренной подготовке «частичного рабочего», резкому сокращению содержания обучения и, несмотря на некоторые положительные стороны, было направлено на овладение физической стороной труда, без учета умственных компонентов трудового процесса. Индивидуально-групповая форма обучения постепенно вытесняла индивидуальную но, по сути, это была та же, но совмещенная по месту и времени индивидуальная форма.
Следует отметить, что развитие
практического обучения в России
всегда было связано с ростом и
укреплением городских
В переломном для русского государства XVIII веке, с началом экономических реформ и преобразований, совершенствуется и «школьное дело». Создаются первые стационарные профшколы, в которых сочетаются элементы общей и ремесленной подготовки. Установившийся в длительном историческом развитии порядок приобретения профессии, когда ремесло, навыки передавались от отца к сыну, уже не мог удовлетворять растущую потребность развивающегося хозяйства. Долгое время ремесленное ученичество, как образец неприкрытой эксплуатации подростков, являлось главным направлением развития профессионального образования.
Великий русский учёный М.В. Ломоносов, сподвижник Петра Первого В.Н. Татищев, экономист И.Т. Посошников осознавали и указывали на необходимость планомерной специальной подготовки мастеров и «рабочих людей». В 17 веке создаются горные школы, ремесленная школа повышенного типа, горные училища. Но всё же основное пополнение рабочих проводилось за счёт индивидуального ученичества.