Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

Ход урока

1. Вводный инструктаж:

Цель вводного инструктажа – подготовка к предстоящей учебной производственной деятельности

1.1 Для проверки теоретической и практической подготовки обучающимся было предложено разбиться группе на два человека и у нас получились мини группы, каждой группе были предложены вопросы на тему « химическая завивка различными методами накрутки на бигуди»

Группам были представлены следующие вопросы на листе формата  А4

- рассказать,  как правильно  сделать диагностику волос объяснить почему вы выбрали такую схему накрутки, 

-как  правильно подобрать  состав для химической завивки и процессы химической завивки

- Какие бы вы дали рекомендации, по уходу за волосами после химической завивки

1.2  распределение  практических  работ 

Были представлены различные  схемы  накрутки волос на выбор и была задача выбрать подходящую накрутку  в зависимости от  структуры волос и желаемого эффекта.

2. Текущий инструктаж:

Цель текущего инструктажа  – контроль за правильностью выполнения  учебно – производственных работ. Работу на текущем инструктаже в каждой малой группе строю по полной схеме, где нет препятствий для свободного межличностного общения учащегося, каждый из которых может совершенно свободно взаимодействовать со всеми другими. Однако при работе в группе могут возникать сложности по работе, так как там есть учащиеся, обладающий повышенной контактностью, информированностью, хорошо понимающий данную тему и вся работа складывается через него(центральное звено). Поэтому группе предложена работа по радикальной схеме.

          Работа на текущем инструктаже складывается из целевых обходов (ЦО)

1ЦО – проводится для  контроля начала работы

2ЦО – для проверки  организации рабочих мест  учащихся

3ЦО – проверка соблюдения  техники безопасности 

4ЦО – проверка  последовательности  и правильности операций при  накрутке  на бигуди, проработка  «подразумеваемым»  составом.

5ЦО – проводится контроль  химической завивки

Проводится защита  своих  работ: Ответы на  заранее поставленные вопросы

3.Заключительный  инструктаж

Цель заключительного  инструктажа – подведение итогов выполнения учебно-производственных работ.

После завершения работы внутри групп, начинается работа  по подведению итогового группового задания.

Выставление оценок по результатам  практической работы. Анализ ошибок и  их причины.

          Вывод: В ходе проведения  данного урока выявлено: что при применении активных  методов обучения эффективно развиваются ПВК: Умение вести диалог, терпение, креативность, уверенность в себе итд. Так же повысилась заинтересованность, готовность включиться в работу, самостоятельность в решении предложенных учебных задач

          Почти все студенты получили  положительные оценки за исключением  тех кто посещал пары редко.

 

3.3Контрольный этап экспериментальной работы.

Цель: Выявить эффективность использования активных методов обучения для развития ПВК.

Задача:1)Провести сравнительный анализ.

Для того чтобы оценить  эффективность методики, повышения  эффективности обучения студентов, необходимо было выявить, повысилась ли мотивация у учащихся, изменились ли уровни обученности в экспериментальной группе. С этой целью была проведена повторная диагностика.

Обработка результатов анкетирования  показывает, что в группе ПХ-10 на первом  3  человека, на втором уровне находится 5 человек, на третьем уровне 10 человек, на четвёртом уровне 9 человек.(Приложение)

Также был проведён аналогичный  тест на выявление уровня обученности студентов по разделу: «химическая завивка и методы накрутки волос на бигуди» (Приложение)

Обработка результатов теста  показывает, что на  «отрицательную» 0 человек, «удовлетворительно» написали 3 человека, на «хорошо» 12 человек, на «отлично» 12 человек(Приложение)

Вывод: Входе проведения педагогического эксперимента гипотеза выдвинутая в введение подтвердилась, а именно: если на уроках производственного обучения использовать активные методы обучения то можно добиться результата:

-быстро восстановить  пробелы в знании

-на практике отработка  и развитие всех профессионально важных качеств

- закрепить практические  знания

-развить ПВК

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной  и  методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод  о том, что технология активного  обучения – это такая организация  учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его  деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой  познавательной задачи.

Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие  каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и  направлена на развитие профессионально важных качеств для парикмахера, осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым учеником.

Преимущество всех рассмотренных  мной методов технологии активного  обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно  повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и учителя  массу положительных эмоций и  переживаний.

Проведен анализ литературы, который показал, что профессионально  важные качества в целом понимаются как совокупность психологических  качеств личности, а так же целый  ряд физических и физиологических  качеств человека, которые определяют успешность профессиональной деятельности. Для каждой деятельности комплекс профессионально  важных качеств специфичен по составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними.

Профессиональная деятельность парикмахера связана с постоянным эмоциональным напряжением, физическими и психическими нагрузками. В связи с особенностями профессиональной деятельности парикмахер должен обладать целым комплексом ПВК: как ответственность, креативность, художественный вкус, терпение, стрессоустойчивость, коммуникабельность, тактичность, аккуратность, обаяние, эмоциональная стабильность,  адекватная самооценка. Кроме этого для эффективной работы должны быть на достаточно высоком уровне развиты умственные способности, техническое мышление, память, внимание.

Активные методы обучения – это совокупность способов и  приемов, вызывающих качественные и  количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи  с возрастом и под влиянием среды,  а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий  и собственного опыта ребенка.

Активные методы выполняют  направляющую, обогащающую, систематизирующую  роль в умственном развитии, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям обучаемого.

Преследуя образовательные  цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность, влияют на умственное развитие.

Апробация показала эффективное  влияние активных методов обучения на развитие ПВК.

Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Обучающие развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность.

Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует  максимально использовать активные методыц, для развития профессионально важных качеств личности.

Отличительная особенность  развития образования в мире в  настоящее время – повышенное внимание правительств большинства  стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О  конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование  один из важнейших национальных проектов, который поставил бывший президент В.В. Путин перед правительством и учителями 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.

2.Аронов М.Ф. Формирование  основ профессионального мастерства. Минск,  1994.

3.Атутов Н.В. Технология  и современное образование. М.;Педагогика.1996.№2 

3.Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985

4.Балаев А.А. Активные  методы обучения. М., 1986

5.Бабышев С.Я. Производственная  педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.

6.Басова Н.В. Педагогика  и практическая психология. Ростов  на Дону, 2000 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика,1995.336 c

7.Вербицкий А.А. Деловая  игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа»  №3 1982

8.Гибш И.А. Активность  учащихся как условие необходимое  для повышения Давыдов В.В. Проблемы развивающего образования: М.: Педагогика,1986. 186 с.

качества обучения. М., 1961

9.Дьяченко М.И. Кандыбович Л А. Психология: Словарь-справочник. - М.:000, ХЭЛСОН, 1998.

10.Занков Л.В. Развитие  учащихся в процессе обучения  М.: Высшая школа. 1988 г.

11.Комплексная деловая  игра. Под ред. Абрамова И.Г.  и др. // «Мысль» М., 1991

12.Кириллова Г.Д. Теория  и практика урока в условия  развивающего обучения. М., 1980

13.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ланда Л.Н. Алгоритминизация в обучении в обучении. М.: Просвещение,1996. 523 с.

14.Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 1998

15.Майоров А. Н. Теория  и практика создания тестов  для системы образования: Как  выбирать, создавать и использовать  тесты для целей образования.  М: Интеллект-Центр, 2002.

16.Махмутов М.И. Современный  урок. – М.; Педагогика, 1985. 

17.Петровский А.В/Общая психология - М.: Просвещение, 1995

18.Платов В.Я. Деловые  игры: разработка, организация, проведение. М., 1991

19.Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994

20.Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва – Новосибирск, 2000 Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.:Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.1996.-432 с.: ил. – ISBN 5-09-007344-9

Педагогическая Энциклопедия: В 4 т. М.: Сов. энцикл., 1964. Т.2. 848 с.

21.Рубинштейн СЛ. Основы  общей психологии. - М., 1940. 

22.Рудик Г.А. Игровые  ситуации на уроках специальных  предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.

23.Сейтешев А.Г. Пути  профессионального становления  учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г. 

Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных  предметов в средних ПТУ. М.: Высш. Шк.,1987. 128 с.

Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. М.: Высш. Шк., 1981.208 с.

Эрганова Н.Е. Методики профессионального обучения: Учеб. Пособие. 3-е изд.,испр. и доп.-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та,2004.-/46-48/

Эрганова Н.Е. Основы методики профессинального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург:Изд-во Урал. гос.  проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.

24.http://ru. wikipedia.org/wiki/ 
 

 

Приложение 1

Тест. По разделу Химическая завивка

1.Какая завивка является  самой распространённой

А) Горизонтальная

Б) Вертикальная

В) Звезда

2. на какие волосы делается  химическая завивка

А) Чистые

Б) Грязные 

3.Толщина пряди при  накручивании не должна превышать:

А) Диаметр пальца

Б) Толщину пряди

В) Диаметр коклюшки

4.Ширина пряди при накручивании  не должна превышать 

А) Диаметр коклюшки

Б) Ширину пряди

В) Рабочую поверхность  коклюши

5.Какую форму среза  имеет кудрявый волос

А) Круглую форму

Б)Квадратную форму

В)Овальную Форму

5. Какой pH показатель у щелочного состава

А) pH 8,5-9,5

Б) pH 5-7

В) pH 12-13

6.Выберите распространённые  способы выполнения химической  завивки

А)Прямой и непрямой способ

Б) Параллельный

В) Комбинированный

7.Когда нельзя делать  химическую завивку

А) Утром

Б) На голодны желудок, Повышенное или пониженное артериальное давление

В) Зимой

8.Через, сколько дней  можно мыть голову после химической  завивки

А) Через 2-3 дня

Б) Через 5-6 дней

В) Сразу

9.Когда можно красится после химической завивки

А) В этот же день

Б) Через 2 недели

В) Через месяц

10. После какого красителя не стоит делать завивку

А) Красителя первой группы

Б)Красителя третей и второй группы

В) Красителя четвёртой  группы

11.При воздействии дополнительного  тела время выдержки:

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения