Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

Для того, чтобы не погасить активность, учитель не должен:

 • превращать дискуссию  в контрольный опрос учащихся;

• давать оценки суждениям  по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение;

• подавлять аудиторию;

•  занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы;

•  помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным  действующим лицом является ученик: нужно ждать активности от него, а не от самого учителя, который выступает в роли консультанта, руководителя дискуссии и ее более компетентного, но равноправного участника.

Во время проведения «круглого  стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу учителя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые  приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

 

 

2.3 Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных  методов

Продуманная разработка плана  проведения урока производственного  обучения  имеет большое значение для достижения успеха в работе.

В зависимости от содержания программного материала каждый урок имеет свои особенности  и не может  строиться по установленному шаблону. Но существуют общие требования к  занятию производственного обучения любой профессии, которые следует  соблюдать.

К таковым относят:

- органическое единство  воспитания и обучения;

- достижение конкретных  учебных целей; 

- построение производственного  обучения в соответствии с  программой при активном и сознательном усвоении учащимися знаний, умений и навыков по изучаемой специальности;

- применение разнообразных  методов обучения с соблюдением  принципов 

индивидуального подхода  к учащимся для достижения уровней  подготовки, предусмотренных квалификационной характеристикой.

              Действия мастера связанные с  текущей подготовкой к конкретному  занятию представлены на   рисунке  № 1

                                                            

                                                       Определение цели и содержание урока

 

    Содержание                     Объекты труда,                          Знания                         Учебно-

нового материала                которые будут                         по теории,            воспитательные                 подлежащего                         выполнятся                          которые надо         цели, решаемые усвоению уч-ся                      учащимися                         актуализировать              на уроке     

     на уроке                                                                             на уроке


 

                                           Материально – техническое обеспечение занятий

 

 Подготовка оборудования,            Подготовка необходимой                    Подбор наглядных материалов, инструментов,          технической и технологической           пособий, включая

принадлежностей   и                              документации                            электронные изделия, ТСО.  приспособлений          


 

 

                                                         Методическая подготовка

 

 

    Отбор для данного        Определение        Просмотр  программы       Составление  плана

    занятия рациональ-           формы                  методической и тех-           проведения и

   ного сочетания                 организации          нической литературы          конспекта урока

    методов обучения              работы


 

   Рис. № 1. Системная  подготовка мастера производственного  обучения

При подготовке к занятию,  мастеру, прежде всего,  необходимо определить цели и задачи.

Цель в учебном процессе – это конкретная учебно-воспитательная задача, требующая решения совместно  с учащимися.

Для определения цели, нужно  уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться учащиеся в ходе урока, какие качества личности могут быть сформированы у них  вследствие направленного педагогического  процесса. Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют

образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательные задачи понимаются как общее интеллектуальное развитие будущего рабочего, формирование и  расширение его представлений о  достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.

 Примерные  формулировки  образовательных задач:

- дать начальное представление  (дать первичное представление  о…);

- обеспечить усвоение…;

- сформировать (продолжить  формирование)…;

- закрепить; 

- обобщить (или систематизировать)  следующие научные знания, производственные  понятия…;

- расширить следующие  специальные производственные представления…;

- углубить (закрепить) следующие  технические знания о… и т.д.

Мастер может расширено  толковать образовательные задачи, логично увязывая их с тем, как  преподается теоретический или  практический материал.

Воспитательные задачи призваны сформировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые могут  и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На занятиях производственного обучения создаются особо благоприятные  условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Занятия в мастерских позволяют развивать у учащихся восприимчивость ко всему новому в нашей жизни, желание соучаствовать в освоении техники будущего и одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.

Примерные варианты формулировок воспитательных задач:

а) совершенствовать:

- идейно-мировозренческое,

- правовое,

- экономическое,

- нравственное,

- эстетическое,

- экологическое воспитание  учащихся;

б) продолжить формирование – активной жизненной позиции,

- осознанной потребности  в труде,

- творческого начала,

- понимание значения мобильности  профессиональных значений;

в) прививать

- чувство полноправного  и ответственного хозяина,

- критическое отношение  к существующим технологиям, желание  рационализировать процесс  и  т.д.

г) воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающие задачи предполагают формирование профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что  атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность наставника и  учеников образуют благоприятные условия  для формирования трудового мастерства, выработки сознательного отношения  к труду.

Примерные формулировки развивающих  задач, следующие:

а) развивать у будущих  производственников умение

- выделят главное в  проблеме…,

- делать обобщение, выводы,

- ставить вопросы,

- формулировать задачи,

- формулировать ответы,

- принимать самостоятельные  решения,

- контролировать проблемные  ситуации, задачи и т.п.,

- применять имеющиеся  знания на практике и т.п.;

б) развивать у учащихся профессиональные интересы к…;

в) содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т. д.)

г) содействовать развитию следующих специальных способностей.

При планировании учебно-воспитательных целей к занятию следует  четко  их обозначать.

Если цель – воспитательная, она может разумно воздействовать на мировоззрение, целенаправленно  формируя экологические, экономические  и другие преставления и принципы будущего члена общества.

Если цель – образовательная, то она должна расширять представления  учащихся о производственных процессах, современных технологиях, технике  сегодняшнего дня, имеющим отношение  к изучаемым разделам программы.

Если цель – развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность профессиональной подготовки, это качество в решающей степени  определяет ее педагогическую ценность.

В пункте плана: «Межпредметные и внутрипредметные связи», должно быть записано конкретно: «черчение (условные обозначения шероховатости поверхности)» или   « материаловедение (определение содержания углерода по условному обозначению марки стали)».

Мастер должен указывать  в плане и наглядные пособия  не «вообще» (например, «Таблицы по курсу»), а конкретно: плакат «Устройство  магнитного пускателя типа ПМЕ», практикум  электромонтера, раздел «Эксплуатация  электрооборудования», тема «Техническое обслуживание реле типа ТРН».

В плане   необходимо   отражать    методическую и   техническую литературу, которая  использовалась при подготовке к  уроку,   причем    первым проставляется    нормативный  документ – рабочая программа  обучения.

Несмотря на применение разнообразных  дидактических методов – объективно существуют установившиеся этапы занятий. На большинстве видов уроков производственного  обучения можно создавать структуру  занятия, апробированную многолетним  опытом  системы начального профессионального  образования, это трехблочная типовая  структура занятия. Она приведена  на рисунке № 2. 

Согласно этой структуре  можно составить один из вариантов  плана занятия мастера производственного  обучения. Здесь нужно пояснить несколько  моментов при составлении плана  урока.

Если занятия проводятся с учащимися, которые уже усвоили  основные приемы работы, то вводный  инструктаж может дополнительно  включать: показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения задания; демонстрацию применения новаторских  инструментов и технологии передовых  методов труда. При отработке  технологических операций, особенно на начальных этапах обучения, целесообразно  ознакомление на вводном инструктаже  с правилами пользования письменными  инструкционными материалами (картами).

Тогда у каждого учащегося  появляется возможность выполнить  заданную работу, самостоятельно контролируя  правильность соблюдения ее последовательности и вырабатывая при этом навыки критического отношения к собственной  деятельности – практику самоконтроля.  Главная особенность проведения уроков по темам, связанным с изучением  примеров или операций, заключается  в «растяжении» вводного инструктажа  на всё занятие. Вводный инструктаж, проводимый, как правило, в начале урока, даже если у мастера сложилось  представление, что « все поняли», должно повторяться в индивидуальном варианте во время 

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения