Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов отмечают, что кроме индивидуальных качеств личности таких как отдельные  психические и психомоторные  свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), к ПВК  также относятся физические качества, соответствующие требованиям к  человеку со стороны определенной профессии  и способствующие успешному овладению  этой профессией».

Многие ученые считают, что  ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические  образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические  и личностные качества субъекта, которые  необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально  важных качеств могут выполнять  и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические  и др. К примеру, физическая сила и выносливость — пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

Согласно А. В. Карпову, профессионально  важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности.

Абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем  уровне;

Относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом  высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

Мотивационная готовность к  реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация  может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

Анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами установлено, что  любая деятельность реализуется  на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально  значимой информации. Поэтому принято  говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее  определение ПВК. Профессионально  важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые  необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Для будущих квалифицированных  рабочих и специалистов важнейшим  условием формирования ПВК является правильно организованная еще в  школе, а затем — в учреждениях  начального и среднего профессионального  образования профессиональная ориентация.

Основными направлениями  профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация. Каждое из этих направлений в той или иной степени предполагает изучение профессионально важных свойств личности. Так, профессиональная информация знакомит различные группы населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности.

Сегодня приходится констатировать, что усилия педагогических коллективов  в профориентационной работе, к сожалению, не дают желаемых результатов. Заметно упал интерес учащихся к некогда считавшимся престижными профессиям станочника, строителя, электромонтажника и др. Причины здесь разные, но не последнюю роль играют недостатки в совместной профориентационной работе школы, профессиональных учебных заведений, лицеев и производства, а также слабый учет психофизиологических особенностей учащихся. Один из недостатков — рекламный, зазывающий характер многих из проводимых в общеобразовательной школе и профессиональном лицее мероприятий. Зачастую эти мероприятия ограничиваются агитацией за профессию, показом привлекательных сторон тех или иных специальностей. При этом многие вопросы профориентационной консультации остаются без ответа. В чем заключается сложность той или иной профессии? Каковы психофизические требования, предъявляемые к ней? В чем заключаются требования к общим и специальным способностям человека, избравшего ту или иную специальность? Ведь часто бывает, что в профессиональном лицее новичок либо разочаровывается в своей профессии из-за несовпадения своих представлений о ней с фактическим характером и содержанием труда, либо психофизические данные и состояние здоровья молодого рабочего оказываются противопоказанными избранной профессии или специальности. На практике это, как правило, ведет к смене профессии, в результате чего и молодые люди, и общество в целом несут моральные и материальные издержки. Устранить эти недостатки можно в первую очередь с помощью правильно поставленной профессиональной консультации.

Консультация имеет рекомендательный характер. В процессе ее фиксируется  соответствие состояния здоровья молодых  людей профессиональным требованиям, уровню психологической готовности индивида к освоению этой профессии. С целью учета профессиональных противопоказаний и определения профессии, наиболее соответствующей личным способностям и интересам человека, проводится профессиональный отбор и профессиональный подбор.

Профессиональный отбор  — это определение степени  профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями. Различают  четыре аспекта профессионального  отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Медицинский профессиональный отбор  производится на основе медицинских  процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков. Психологический отбор реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Такой отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Профессиональный подбор — это предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих  его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской  диагностики. Человеку подбирают профессию, профессиональную сферу и те специальности, которые более всего соответствуют  его индивидуально-психологическим  особенностям для полноценной реализации своего потенциала в трудовой деятельности.

В профессиональных учебных  заведениях профессиональный отбор  и профессиональный подбор выступают  в качестве особой формы трудовой экспертизы. Следует иметь в виду, что для качественного проведения как первой, так и второй формы  экспертизы основными задачами являются:

Предотвратить поступление  человека на работу, к которой у  него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);

Отобрать для работы в  данной профессии наиболее работоспособных  людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без  ущерба для здоровья;

Определить, к какому виду труда тот или иной человек  наиболее способен, чтобы рекомендовать  ему тот или иной вид деятельности.

Если в профессиональном отборе в основном решаются первые две задачи, а третья задача выполняется  в интересах двух первых, то при  профессиональном подборе основной задачей является третья из указанных выше.

Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов — объективных  и субъективных. Объективный фактор — это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии  к труду человека и наличие  у него определенных свойств и  особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально  значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного  работника задатки, способности, мотивация  и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально  важные качества личности, которые  формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием  профессионально важных качеств  развивается и профессиональное мышление человека, формируется его  профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями  профессионального поведения и  образа жизни в целом.

Учет профессионально  важных качеств личности, психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных  способностей позволяет подбирать  такие виды деятельности и характер труда, которые наиболее соответствуют  специалисту-профессионалу. Например, для наладчиков токарных автоматов  и полуавтоматов требуется высокий порог зрительного различения. В работе водителя транспортных средств и операторов станков с программным управлением важна скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника — легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер и т. п.

Российские ученые Е. А. Климов, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицин и Б. М. Теплов, разносторонне изучив такой феномен, как «индивидуальный стиль деятельности», пришли к выводу, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Под индивидуальным стилем деятельности здесь понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Так, представителям инертного типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач. Монотонную работу чаще всего выполняют обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием внешнего торможения. Представители же подвижных типов темперамента обладают противоположными чертами.

На основе выявления свойств  темперамента и особенностей характера  определяют профессиональную пригодность  человека к той или иной деятельности. Например, зная характерологические  особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной  возбудимости и впечатлительности, скорости принятия решений, быстроты смены  настроений и т. п.), необходимо подбирать  такие виды деятельности, которые  человеку наиболее соответствуют.

Темперамент оказывает влияние  и на формирование индивидуального  стиля деятельности учащихся профессиональных лицеев и колледжей. По данным И. В. Дубровиной [15], одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие — быстро, но не всегда правильно, третьи — медленно и правильно, четвертые  — медленно и с ошибками. Представители  медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени  на подготовительную работу (сбор и  обдумывание материала, написание  черновиков и т. п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента учащихся, их индивидуальных различий.

У инертных учащихся познавательные действия, связанные с инструктажем, влияют на исполнительские действия в большей степени, чем у подвижных.

Подвижные учащиеся отводят  гораздо меньше времени на знакомство с техническим схемами, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и  поверхностно, немедленно приступая  к исполнительским действиям. В  ходе обработки деталей они реже, чем инертные, сверяются с схемами.

Инертные проявляют склонность заранее приготовить и разложить  инструменты, подготовить материал, который может пригодиться во время работы, старательно подбирают, соответствующий данному заданию, и т. п. Такие действия занимают у  учащихся значительное время. Противоположная  картина наблюдается у подвижных. Не тратя времени на подготовку соответствующих инструментов и материалов, они достают их и пользуются ими, когда возникает конкретная потребность.

В ходе исполнительских действий у подвижных учащихся преобладают  ориентировочно-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовительные действия, по сравнению с инертными. При обработке деталей подвижные часто прибегают к прикидке «на глазок», что приводит к снижению точности и аккуратности работы. Инертные, наоборот, часто останавливаются станок для измерения, благодаря чему быстрее обнаруживают дефекты в обработке.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения