Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

Сложившаяся система воспитанных  и самостоятельно выработанных индивидом  качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т.д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром.

В зависимости от характера  общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность  оказывать большее или меньшее  влияние на факторы его развития.

Одним из важнейших качеств  личности, формируемых социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является характер мировоззрения личности. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и  особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Для личности общество - не просто некоторая внешняя среда. Как член общества личность объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

Одной из ведущих характеристик  личности является ее направленность. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад . Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Формами направленности являются - влечение, желание, стремление, интерес, склонность, мировоззрение, убеждение. Убеждение является высшей формой направленности. Это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Понимание сущности понятия  «личность», ее структуры и основных характеристик позволяет педагогу более объективно оценивать индивидуальные качества личности учащихся - субъектов педагогического воздействия и на этой основе более успешно решать проблему обучения и воспитания учащихся, поиска оптимальных методов и средств воздействия на каждого из воспитуемых. При этом важное значение имеет учет внутреннего мира каждой личности, ее самосознания - как совокупности психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Поведение человека всегда так или иначе сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть. По И. Канту человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое 'Я» нравственному закону.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры  и функций образа «Я» представляет теоретический и практический интерес  в связи с формированием жизненной  позиции личности.

Индивидуальность является лишь одной из сторон личности человека. Поэтому, выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального  подхода к учащимся, который предполагает учет их психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что  индивидуальный подход - это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к обучаемому, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности обучаемого в систему межиндивидуальных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками, соучастниками, приятелями на улице и т.д.

Это требует хорошо налаженного  педагогического общения учеников и учителя. Только при этом условии  педагогу удается выяснить, как «вписывается»  тот или иной обучающийся в коллектив, что побуждает его поступать так или иначе, какие при этом изменения претерпевает личность . При этих условиях реализуется личностный подход.

Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей - мышления, воли, памяти, чувств, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный.

Итак, чтобы понять личность обучаемого, педагог должен рассматривать его в системе отношений со сверстниками, родителями и учителями. Необходимо изучать и группы, в которые он входит, в которых он действует, с которыми он общается, принимает «вклады», осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претерпевая изменения, приняв «вклады» от них.

В центре внимания учителя  должны находиться активность личности и характер ее социально-значимой направленности. И только при условии учета  индивидуальных особенностей (мышления, памяти, воображения, способностей) и характера его поступков и отношений в социуме (в классном коллективе, с родителями, сверстниками и т.п.) можно говорить о личностно-ориентированном обучении и воспитании.

Потребность быть личностью, то есть своей деятельностью производить  значимые для других людей изменения  их интеллектуальной и эмоциональной  сферы, является одной из важнейших  духовных потребностей человека. И  задача каждого педагога - способствовать развитию этой потребности у своих воспитуемых. Гуманистическая психология главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

Задача всех образовательных  учреждений - воспитать активную, творческую, трудолюбивую личность, со сформировавшимися качествами гражданина, любящего свою родину, высоконравственную личность. Сами по себе эти качества не формируются. Овладение этими качествами определяется деятельностью педагога, его взаимоотношениями с учащимися, социальной средой, деятельностью средств массовой информации, микроклиматом в семье и другими факторами. Все эти воздействия необходимо учитывать.

 

Б) Этика парикмахера.

Этика (греч. ethika от ethoc –обычай)

Общие сведения о поведении. Поведение человека—это совокупность поступков совершаемых или при  взаимодействии с социальной средой (обществом).

Поведение человека характеризует  его потребности, вкусы, взгляды, особенности  темперамента и характера, личность в целом.

Поведение можно считать  нравственным, если нравственны все  составляющие его поступки—это зеркало поведения человека.

Поведение человека служит объективным критерием его нравственного  облика.

Мотивы поступков человека в конечном счете появляются не в его словах, а в его делах. Только по поступкам можно судить о морали человека.

Поведение человека как сложное, мимолетное явление включает в свой состав оценку ситуации общения, прогноз  ее развития и выработку ответного  действия.

На поведение человека большое влияние оказывает исполняемые  им в жизни те или иные социальные роли.

     Социальные  роли. Понятие «роль» используется  для описания поведения

личности при выполнении его различных общественных предписаний (функций, программ действий). Социальная роль—это соответствующей принятым нормам способ поведения личности в  зависимости от ее позиции (статуса) в системе межличностных отношений. При исполнении какой—либо социальной роли человек действует по вполне определенной программе, которая может  или содержать в официальных  документах или закрепляется традициями, обычаями. Человек может как сознательную роль, так т несознательно. Исполнение или социальной роли строго контролируется окружающими.

Человек должен хорошо знать, что от него ожидают окружающие, когда он выступает исполнителем той или иной роли.

Работник контактной зоны и клиент—это социальные роли. Грамотное выражение каждой стороной своих ролей способствует культурное взаимоотношений в процессе обслуживания. Обслуживающий персонал и клиенты ожидают друг от друга определенного поведения и предполагают друг от друга наличие определенных качеств.

Важнейшим залогом успешной деятельности и показателем мастерства мастера служит умелое исполнение им своей социальной роли, воплощающейся  в его профессиональном поведении.

Профессиональное поведение  работника контактной зоны. Профессиональное поведение должно выполнять защитную функцию, оберегая нервную систему  мастера от через мерных перегрузок. Работнику контактной зоны следует выработать линию профессионального поведения с учетом своих индивидуально—психологических особенностей.

Профессиональное поведение  работника контактной зоны должно отвечать

следующим требованием.

Доброжелательность и  радушие.

Доброжелательность и  радушие требуют высокой нравственности и душевной учтивости. Доброта подкупает  людей, располагает их друг к другу. В ответ на радушие, теплое отношение  большинства посетителей аналогичным  образом.

Приветливость, вежливость.

Приветливость мастера вызывает у клиента симпатии к нему. Каждого  посетителя следует встречать добрым взглядом и вежливымвопросом: «Чем могу быть полезна».

Вежливость – это норма  общения с посетителем, показатель внимания к нему.

Обходительность, любезность. Обходительность—это уровень нравственного  поведения которая совершается без контроля сознания, в силу привычки. У обходительного работника органично сочетается богатое внутреннее содержания (внутренняя культура) с хорошими манерами достойным с внешним обликом(внешняя культура).

Любезность проявляется  в готовности работника сделать  больше, чем обязан в соответствии с должностными инструкциями.

Сдержанность, тактичность.

Сдержанность—это умение контролировать свое настроение и чувства.

Тактичность—это мера уважения и к другим людям, и к себе. Тактичный  работник может оказать услугу клиентам, не подчеркивая их промахов. Такой  работник умеет почувствовать настроение клиента, особенности его личного  и выбрать наилучшую тактику  обслуживания.

Заботливость. Она появляется прежде всего в добросовестном отношении к делу.

Работник контактной зоны обязан внимательно выслушать клиента, дать при

необходимости полезный совет.

Мастерство. Профессиональное мастерство позволяет работнику  подходить к труду творчески, быть не просто исполнителем, а виртуозом  своего дела. Настоящий специалист сразу поймет: чего хочет клиент, даже если тот не совсем ясно и точно  излагает свои пожелания. Мастер умеет  сочетать современное направление  моды с индивидуальными особенностями  клиент.

Эрудированность. Работник контактной зоны—на предприятии бытового обслуживания. Его профессиональные значения, широта кругозора во многом определяют репутацию не только парикмахерской, но иногда и всей отрасли бытового обслуживания в целом. Ведь о работе того или иного предприятия заказчик нередко судить основываясь лишь на впечатлении о знаниях и умениях парикмахера.

Умение пользоваться улыбкой. Установлению доброжелательных отношений  с клиентом в значительной степени  способствует улыбка работника контактной зоны. Улыбка символ высокой профессиональной культуры приемщика. Улыбка способна успокоить  даже возбужденного клиента.

 

 

В) Профессионально  важные качества личности как основа профессиональной пригодности.

Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные  динамические черты личности, психические  и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих  психических и психомоторных  процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к  человеку какой-либо определенной профессии  и способствующие успешному овладению  этой профессией.

В понимании ПВК существует много различных подходов и многообразие используемых терминов.

По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

Согласно Е.П. Ермолаевой, «ПВК – психологический потенциал  для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое  условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности».

По мнению А.К. Маркова, в  функции ПВК могут выступать  как собственно психические и  личностные, так и биологические  свойства субъекта профессиональной деятельности — соматические, морфологические, нейродинамические  и др.

Ю.В. Котелова рассматривает понятие «профессионально важных признаков» и предлагает отнести к ним психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, а также особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности.

Е.С. Шелепова рассматривает профессионально важные качества (ПВК) как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. Среди них широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности – даже анатомо-морфологические характеристики человека.

М. А. Дмитриева и А.А. Крылов вводят понятие «профессионально важные свойства», к которым относят  следующие: индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия), аттенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения