Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.
3.Организация и проведение педагогического эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ
1.1Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.
А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии
Б) Этика парикмахера
В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности
1.2 Особенности формирования производственного обучения
1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Активные методы обучения
А) История возникновения активных методов обучения
Б) Дидактические предпосылки
В)Принципы построения образовательного процесса активного типа
2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.
2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных методов
Глава 3. Опытно поисковая часть.
3.1Констатирующий этап
3.2Формирующий этап
3.3Контрольный этап

Работа содержит 1 файл

надин.docx

— 249.14 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ

1.1Понятия личности, этика  парикмахера и профессионально  важные качества.

А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии

Б) Этика парикмахера

В)Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности

1.2 Особенности формирования производственного обучения

1.3Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.

2 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО  ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В  ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    2.1 Активные методы обучения

А) История возникновения  активных методов обучения

Б) Дидактические предпосылки

В)Принципы построения образовательного процесса активного типа

     2.2 Форма организации обучения с использованием активных методов обучения.

     2.3Разработка плана урока производственного обучения с использованием активных  методов

Глава 3. Опытно поисковая часть.

3.1Констатирующий этап

3.2Формирующий этап

3.3Контрольный этап

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учитель не может состояться без любви к детям и своей профессии. Самый хороший специалист, лишенный этих качеств, будет плохим педагогом. Педагогическая работа основывается на знаниях возрастных особенностей детей и закономерностей их развития. При этом – педагогу необходимо хорошо знать не только учащихся, с которыми он работает но возрастную психологию учащегося. Только в этом случае будет соблюдаться преемственность в их обучении и воспитании. От учителя технологии требуется, чтобы он владел педагогическим мастерством: умел ясно убедительно, хорошо литературным языком объяснить теоретический материал, владел методикой инструктирования учащихся, умел показать трудовые действия и приемы, которыми они будут овладевать, правильно корректировать самостоятельную работу учащихся, уверенно чувствовал себя на уроках, получал моральное удовольствие от своего труда.

Приходя в учебное учреждение и начиная новую жизнь, учащийся приносит с собой определенный запас  своих творческих  возможностей и качеств. Основы этого замечательного человеческого явления формируются еще задолго до поступления в колледж, институт. 

Для четкого понимания  данной темы важно иметь представление  о процессе производственного обучения,  знать что такое профессионально важные качества, знать что такое активные методы обучения, знать психологические особенности учащихся, а так же уметь составлять и применять на практике планы — конспектов.

     Актуальность  этой темы определяется самим  названием – «Развитие профессионально  важных качеств будущих парикмахеров  на уроках производственного обучения». Работа парикмахера полна сложных ситуаций и внезапных обстоятельств, в которых он вынужден принимать то или иное решение, что является неотъемлемой частью его деятельности. Педагогу производственного обучения важно сформировать, развить и воспитать профессионально важные качества будущего специалиста, которые лягут в основу его деятельности и помогут принять правильное решение в любой ситуации.

 Цель исследования – Разработать и провести систему уроков производственного обучения с использованием активных методов обучения для развития профессионально важных качеств парикмахера

Объект исследования –  процесс производственного обучения.

Предмет исследования – профессионально важные качества личности будущего парикмахера .

  Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую и  методическую  литературу.

2.Разработать модели деятельности педагога по повышению уровня усвоения материала и развитию профессионально важных качеств.

3.Организация и проведение  педагогического эксперимента.

Методы исследования: В  ходе исследования в соответствии с  его целями и задачами применялись  теоретические и эмпирические методы:

- теоретические - изучение, отбор и систематизация педагогических, психологических и философских  материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз  по результатам исследования, выстраивание  учебного процесса;

- эмпирические - наблюдение, мониторинг, констатирующий, сравнительный и формирующий эксперимент;

- диагностический - анкетирование,  беседа, тестирование, рейтинг;

- математические методы  обобщения результатов исследования, количественные и качественные  показатели личностных особенностей  студентов с применением графического  представления данных.

     Практическая значимость педагогического исследования составляет: Повышение эффективности образовательного процесса и мотивов учебной деятельности, а также развитие профессионально важных качеств на уроках производственного обучения с применением активных методов.

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции обучения, их различие обусловлено разными представлениями ученых — исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

Гипотеза: Если на уроках производственного обучения использовать активные методы обучения для развития ПВК можно добиться результата:

1.Быстро восстановить  пробелы в знании 

2.Схематически представить  образ и модернизировать его

3.Закрепить практические  знания

4.Воспроизвести и отработать профессионально важные качества для работника в сфере услуг 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ

1.1 Понятия личности, этика парикмахера и профессионально важные качества.

А) Понятие личности в философии, педагогике и психологии.

Понятие личности - сложное понятие; оно является предметом исследования психологии, педагогики, философии, социологии, антропологии и ряда других наук. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова 1985 г. издания на с. 281 дается следующее его определение:

«Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, качеств».

В «Психологическом словаре» (издание 1986 г.) дается следующее определение этого понятия. «Личность - термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, или общности».

В психологических теориях  личности, по выражению А.Н. Леонтьева, -наблюдаются смешения и противопоставления различных подходов к исследованию личности. Однако имеются общие положения о личности, принимаемые с теми или иными оговорками всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами»

Личность «определяется  природой» самих порождающих  его отношений: это специфические  для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей  предметной деятельности».

При этом подчеркивается, что  при всем многообразии форм и видов  деятельности общественные отношения  предполагают сознательное регулирование, то есть сознание, а на известных  этапах развития также и самосознание.

По С.Л. Рубинштейну, «личность  есть относительно поздний продукт  общественно-исторического и онтогенетического  развития человека» . В этой интерпретации отсутствует указание на существенные признаки понятия «личность». В нем речь лишь о происхождении, генезис личности.

В словаре «Психология» 1990г. издания личность определяется так:

«Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В нем рассматриваются характеристики личности: активность как стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, и направленность как устойчивая доминирующая система мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека. Личность характеризуется также степенью осознанности своих отношений к действительности (отношения, установка). Развитая личность обладает развитым самосознанием.

В словаре-справочнике «Психология» М.Н. Дьяченко и Л.А. Канды-бовича «личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями».

 Разъясняется, что термин «личность» используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, обладающий сознанием; 2. Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Подчеркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся»

Появясь на свет, как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью» . Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только внешне не похожего на других, но и так, как они действующего, мыслящего, ...включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личность не может быть без индивида. Индивид, выросший вне  человеческого общества, не является личностью. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как  личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления  при включении индивида в совместную деятельность с людьми.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие  от других людей.

Индивидуальность проявляется  в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах  познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, в способностях), индивидуальном стиле деятельности и т.д.». Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Понятие «личность» и «индивид» не тождественны, но личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество.

 В структуру личности  входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях .

А.В. Петровский в учебнике «Общая психология» дает следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

В «Курсе лекций по общей  психологии» подчеркивается, что  личность -это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, во всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается...

Охарактеризовать личность можно, только увидев ее в системе  межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности, потому что  вне коллектива, вне группы, вне  человеческих обществ личности в  ее деятельной социальной сущности нет.

В «Философском словаре» (М.: Изд-во политической литературы, 1986) на с. 238-239 дается следующее определение понятия личности:

«Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений..»

Определяющими факторами  развития личности (ее существенным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. Итак, в одних определениях понятия «личность» в качестве родового понятия выступает «субъект», в других - «индивид», в третьих - термин, обозначающий человеческого индивида, в четвертых - как «системное качество индивида», индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Считается, что наиболее емким, раскрывающим современное содержание данного понятия, является определение, данное в «Философском словаре»: «Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социо-культурных и морально-волевых качеств человека». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, ее сознание, перерабатывается, осознается и применяется ею в практической деятельности.

Информация о работе Развитие профессионально важных качеств парикмахера на уроках производственного обучения