Развитие познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Содержание

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курс1.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

3. Корчемлюк О.М.      Задания для развития памяти и внимания на уроках

   математики// Начальная школа   1994 №8

4. Н.Я.  Виленкин. Метод последовательных приближений. М.: «Наука», 1968.

5. Е.Г.  Козлова. Сказки и подсказки.  М.: МИРОС, 1994.

6. XXIII Всероссийская  математическая олимпиада школьников. М.:

   Методическая комиссия РМОШ, 1997.

7. Педагогика. под ред. Щукиной. М: 1966

8. Сорокин  П.И. Занимательные задачи по  математике в начальных классах  М:

   1985

9. Труднев В.П.Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург 1997 

10. Актуальные  вопросы  формирования  интереса  в  обучении/Под  ред.  Г.И.

   Щукиной. М.: Просвещение, 1984..

11.  Бондаревский  В.Б.  Воспитание  интереса  к знаниям и потребности к

   самообразованию. М., 1985.

12.  Гордеев   Е.В.,  Дмитрюк  М.В.  Творческий  подход  к изучению  слов  с

   непроверяемым написанием//Начальная  школа, 1995. № 3.

13. Есипов  Б.П. Самостоятельная работа учащихся  на уроках. М., 1961.

14. Ивин  А.А. Искусство правильно мыслить.  М.: Просвещение, 1990..

15. Морозова  Н.Г. Учителю  о  познавательном  интересе.  М.:  Знание,  серия

   «Педагогика и психология», 1979. №  2.

16. Развитие  творческой активности школьника/Под ред.  А.Н.  Матюшкина.  М.:

   Педагогика, 1991.

17. Щукина  Г.И. Активизация познавательной  деятельности учащихся  в  учебном

   процессе. М.: Просвещение, 1979.

18. Щукина  Г.И. Познавательный интерес   в  учебной  деятельности  школьника.

   М., 1975.

19. Щукина  Г.И. Педагогические проблемы  формирования познавательных

   интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 
 
 

                                Приложение 1 

Математическая  разминка 

Назовите  наименьшее однозначное число.

Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

Если  температура воздуха была – 8°, а  потом потеплело на 6°, положительной

ли стала  температура?

Сколько человек в трех квартетах?

Сложите порядковые номера месяцев года –  мая и августа.

Периметр  прямоугольника из проволоки 12 см, его  разогнули и сделали

квадрат. Чему равна его площадь?

Сколько лет было совершеннолетнему три  года назад?

Сколько палочек в римском написании  века гибели А.С. Пушкина?

Чему  равна сумма чисел, на которые  показывают стрелки механических часов  в

9 утра?

Сколько ступенек у лестницы, где средняя  – 8-я ступенька?

Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?

Если  бы Остапу Бендеру сразу отдали 3 стула, сколько бы ему осталось

искать? 

Буквенный диктант 

5 класс

Т –  цирковая кличка собаки Каштанки, (Тетка); 

Р – полевой цветок народный для гадания пригодный, (ромашка); 

О –  время года, когда листья становятся разноцветными, (осень); 

З – свет мой... скажи, да всю правду расскажи, (зеркальце); 

Е –  самая плохая оценка (7 букв), (единица); 

К – и от дедушки ушел, и от бабушки ушел, (Колобок); 

О –  металл, из которого сделан стойкий  солдатик, (олово); 

Из первых букв оставляем слово-анаграмму  – ОТРЕЗОК.

7 класс  – геометрия

О –  видит... да зуб неймет, (око); 

В –  перпендикуляр, опущенный из вершины  треугольника на прямую, содержащую

противоположную сторону треугольника, (высота); 

С –  вездеход Бабы Яги, (ступа); 

Й –  последняя буква в названии липкой жидкости, которой можно соединить

бумагу, (клей); 

Т –  угол, градусная мера которого больше 90°, (тупой); 

О –  название второй координатной точки, (ордината); 

В –  город, в пригороде которого стоит  храм Покрова на Нерли, (Владимир); 

С – восточная точка Африки, (Сафун). 

Получается  слово – СВОЙСТВО.

9 класс  – алгебра

О –  суша посреди моря, (остров); 

П – параллелограмм, у которого диагонали равны, (прямоугольник); 

З – утренняя трапеза, (завтрак); 

А –  домашний бассейн для рыб, (аквариум); 

Е –  детский юмористический журнал, (Ералаш); 

К –  английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью

Маугли, (Киплинг); 

А –  математическое предложение, принимаемое  без доказательств, (аксиома); 

Ь –  буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо, (угол – уголь); 

Л –  царствующая особа из земноводных, (лягушка); 

Т –  четырехугольник, у которого только две противоположные стороны

параллельны, (трапеция). 

Получаем  слово – ПОКАЗАТЕЛЬ. 
 

Числовой  диктант 
 

7-й класс:

Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.

Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения,

которое принимается без доказательства.

К количеству букв в слове, которое обозначает немилость, наказание,

прибавьте 2% от 550 (опала – 5 букв; 

5 + 11 = 16).

Количество  материков умножьте на количество океанов (6*4 = 24).

Количество  признаков равенства треугольников  умножьте на порядковый номер

ноты  «ля» в октаве (3*6 = 18).

Из количества букв восьмого месяца в году вычтите  количество букв в

названии корневой системы у семейства сложноцветных (август – 6 букв;

стержневая  – 10; 6 – 10 = – 4).

Найдите сумму цифр года Полтавской битвы.

Данный  прием фронтальной работы на уроке  описан в «Математике», 1999, № 28

(приложение  к газете «Первое сентября»). 
 

Цифровой  диктант 

Тема  «Решение уравнений» (5 класс)

1. Уравнение  – это равенство, содержащее  букву, значение которой надо

найти. (1) 

2. Чтобы  найти неизвестное слагаемое,  надо к сумме прибавить известное

слагаемое. (0) 

3. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что корней

нет). (1) 

4. 100 : 4 = 20. (0) 

5. Чтобы  найти неизвестное уменьшаемое,  надо к разности прибавить

вычитаемое. (1) 

6. Корнем  уравнения называется значение  буквы, при котором из уравнения

получается  верное числовое равенство. (1) 

7. 120 больше 60 на 2. (0)

1.010.110

Тема  «Многочлены» (7 класс)

1. Марсианская  впадина находится в Тихом  океане. (1) 

2. Ромб  – это параллелограмм, у которого  равны диагонали. (0) 

3. Подобные  слагаемые – это слагаемые  с одинаковыми буквенными множителями.

(1) 

4. Сумма  двух отрицательных чисел есть  число положительное. (0) 

5. Крайняя  северная точка Африки – Альмади. (0) 

6. Произведение  двух отрицательных чисел есть  число положительное. (1) 

7. В  равнобедренном треугольнике углы  при основании равны. (1) 

8. За  нотой «фа» идет нота «ре». (0)

10.100.110 
 
 

Задания со сменой установки 

Задание 1 (5 класс)

43 0 55 148 1812

1. Сколько  всего чисел? 

2. На  каком месте стоит число, которое  не является натуральным? 

3. На  каком месте стоит число, в  записи которого цифра 1 стоит  в разряде

десятков? 

4. Сложите  3-е и 5-е числа с конца. 

5. Какое  число стоит после нуля? 

6. На  каком месте стоит трехзначное  число? 

7. Какие  цифры отсутствуют в ряду? 

8. Назовите  первое число. 

9. Какому  историческому событию соответствует  последнее число? 

Задание 2 (8 класс) 

1. Сколько  было четных чисел? 

2. Сколько чисел делятся на 5 без остатка? 

3. На  каком месте стоит число, равное  двум квартетам? 

4. Каким  по счету было число, соответствующее  порядковому номеру месяца

августа в году? 

5. Какой  месяц соответствует предпоследнему  числу? 

6. Результат  деления первого числа на четвертое?

(25 : 10 = 2,5)

  6. Порядковый  номер какого дня недели получится при умножении второго

     числа на третье? (Четверг. 16 : = 4.) 

     8. В скольких числах есть буква  «д»? (В трех: 25, 16, 10.) 

     9. В какую букву надо вписать  число семь, чтобы получилось  последнее

     число (В ** 7 – восемь.)

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников