Развитие познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Содержание

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курс1.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

    Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении  шестилеток.

Интерес  к  учению  слит  со  всей  жизнедеятельностью  младшего  школьника:

неосторожный  поворот метода, однообразие  приёма  может  расшатать  интерес,

который ещё очень  хрупок.  Лабораторией  экспериментальной  диалектики  НИИ

педагогики  Грузии под руководством Ш.А.  Амонашвили  разработаны психолого-

педагогические  основы, заложенные в  эксперименте  по  обучению  шестилеток,

накоплены   приёмы    стимулирования    познавательных    интересов    детей

(преднамеренные  «ошибки»  учителя,  задачи  на   внимание,   сочинительство

сказок, задачи на сравнение и т.д.).

    Сегодня  проблема   интереса   всё   шире   исследуется   в   контексте

разнообразной деятельности  учащихся,  что  позволяет  творчески  работающим

учителям, воспитателям успешно формировать  и  развивать  интересы  учащихся,

обогащая  личность, воспитывать активное отношение  к жизни. 
 

                       Понятие «познавательный интерес» 
 

    Познавательный  интерес  –   избирательная  направленность  личности  на

предметы  и  явления   окружающие   действительность.   Эта   направленность

характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным  и

глубоким  знаниям . Систематически  укрепляясь  и развиваясь  познавательный

интерес   становится   основой   положительного    отношения    к    учению.

Познавательный  интерес  носит  поисковый  характер.  Под  его  влиянием   у

человека  постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам  постоянно  и

активно ищет.  При  этом  поисковая  деятельность  школьника  совершается  с

увлечением,  он  испытывает  эмоциональный   подъем,   радость   от   удачи.

Познавательный  интерес положительно влияет не только на процесс и  результат

деятельности,  но  и  на  протекание  психических  процессов   -   мышления,

воображения,  памяти,  внимания,  которые   под   влиянием   познавательного

интереса  приобретают особую активность и  направленность.

    Познавательный интерес  - это  один из важнейших для нас  мотивов  учения

школьников.  Его  действие  очень  сильно.  Под   влиянием   познавательного

интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

    Познавательный  интерес  при   правильной   педагогической   организации

деятельности  учащихся и систематической  и  целенаправленной  воспитательной

деятельности  может и должен стать устойчивой  чертой  личности  школьника  и

оказывает сильное влияние на его развитие.

    Познавательный интерес выступает  перед  нами  и  как   сильное  средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”  Смертельный  грех

учителя  –  быть  скучным”.  Когда  ребенок  занимается  из-под  палки,   он

доставляет  учителю массу хлопот и огорчений,  когда  же  дети  занимаются  с

охотой,  то  дело  идет  совсем   по-другому.   Активизация   познавательной

деятельности  ученика без развития его  познавательного  интереса  не  только

трудна,  но  практически  и  невозможна.  Вот  почему  в  процессе  обучения

необходимо  систематически возбуждать, развивать  и  укреплять  познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности,  и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения  его качества.

    Познавательный интерес направлен  не только на процесс познания, но и на

результат его, а это всегда связано со стремлением  к  цели,  с  реализацией

ее,   преодолением   трудностей,   с   волевым   напряжением   и    усилием.

Познавательный  интерес – не враг волевого усилия, а верный  его  союзник.  В

интерес  включены,  следовательно,  и   волевые   процессы,   способствующие

организации, протеканию и завершению деятельности.

    Таким образом, в познавательном  интересе  своеобразно  взаимодействуют

все важнейшие  проявления личности. 
 
 

          Необходимые условия формирования  познавательного интереса 
 
 

    Опираясь на огромный  опыт  прошлого,  на  специальные   исследования  и

практику  современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение  которых

способствует  формированию, развитию и  укреплению  познавательного  интереса

учащихся:

Максимальная  опора на активную мыслительную деятельность  учащихся.  Главной

почвой  для развития познавательных сил  и возможностей учащихся,  как  и  для

развития  подлинно  познавательного  интереса,  являются  ситуации   решения

познавательных  задач,  ситуации  активного  поиска,  догадок,  размышления,

ситуации  мыслительного  напряжения,  ситуации  противоречивости   суждений,

столкновений  различных позиций, в  которых  необходимо  разобраться  самому,

принять решение, встать на определённую точку  зрения.

Второе  условие,  обеспечивающее  формирование  познавательных  интересов  и

личности  в целом, состоит в том, чтобы  вести учебный процесс на  оптимальном

уровне развития учащихся.

    Исследования, проверяющие эффект  дедуктивного  пути  в  познавательном

процессе (Л.С. Выготский,  А.И.  Янцов),  также показали,  что индуктивный

путь, который  считался  классическим,  не  может  полностью  соответствовать

оптимальному  развитию учащихся. Путь обобщений,  отыскание  закономерностей,

которым подчиняются видимые явления  и  процессы,  —  это  путь,  который  в

освещении множества запросов и разделов науки  способствует  более  высокому

уровню  обучения и  усвоения,  так  как  опирается  на  максимальный  уровень

развития  школьника.  Именно  это  условие  и  обеспечивает   укрепление   и

углубление  познавательного  интереса   на   основе   того,   что   обучение

систематически  и  оптимально  совершенствует  деятельность   познания,   её

способов, её умений.

    В реальном процессе обучения  учителю приходится иметь дело  с тем, чтобы

постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

    При всём разнообразии  предметных  умений  выделяются  общие,  которыми

учение  может  руководствоваться  вне  зависимости  от  содержания  обучения,

такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой),  анализировать

и   обобщать,   умение   систематизировать   учебный   материал,    выделять

единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства  и

т.д. Эти  обобщённые  умения основаны на комплексе  эмоциональных  регулярных

процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности,  которые

позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями  и  за

счёт  прежних приобретать новые.

    3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный   тонус

учебного  процесса — третье важное условие.

    Благополучная эмоциональная атмосфера  обучения  и  учения  сопряжена   с

двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью  и  общением,

которые рождают многозначные отношения  и создают  тонус  личного  настроения

ученика.

    Оба  эти  источника  не  изолированы  друг  от  друга,  они  всё  время

переплетаются в учебном процессе, и вместе с  тем  стимулы,  поступающие  от

них, различны, и  различно  влияние  их  на  познавательную  деятельность  и

интерес к знаниям, другие — опосредованно.

    Благополучная атмосфера  учения  приносит  ученику  те  переживания,  о

которых в своё  Д.И.  Писарев говорил,  что каждому человеку  свойственно

желание быть умнее,  лучше  и  догадливей.  Именно  это  стремление  ученика

подняться над тем,  что  уже  достигнуто,  утверждает  чувство  собственного

достоинства,   приносит   ему   при   успешной   деятельности    глубочайшее

удовлетворение, хорошее настроение, при котором  работается  скорее,  быстрее

и продуктивней.

    Создание   благоприятной   эмоциональной    атмосферы    познавательной

деятельности  учащихся  —  важнейшее  условие  формирования  познавательного

интереса  и  развития  личности  ученика  в  учебном  процессе.  Это  условие

связывает весь комплекс функций  обучения  —  образовательной,  развивающей,

воспитывающей и оказывает непосредственное  и опосредованное  влияние на

интерес.  Из  него  вытекает  и  четвёртое  важное  условие,  обеспечивающее

благотворное  влияние на интерес  и  на  личность  в  целом  —  благоприятное

общение в учебном процессе. 
 

Общие требования к уроку 
 

Известный  дидакт,  одна  из  ведущих разработчиков проблемы  формирования

интереса  в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный  урок  можно

создать за счет следующих условий:

личности  учителя (очень часто даже скучный  материал, объясняемый любимым

учителем, хорошо усваивается);

содержания  учебного материала (когда ребенку  просто нравится содержание

данного предмета);

методов и приемов обучения.

Если  первые два пункта не всегда в нашей  власти, то  последний  – поле  для

творческой  деятельности любого преподавателя.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников