Развитие познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Содержание

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курс1.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

числа  10   пригодятся   ученикам   в   дальнейшем   при   изучении   нового

вычислительного  приема.  Все  это  нацеливает  детей  на  изучение   нового

материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6  т.к.  они  сами  при

его решении  устанавливают  закономерность,  используя  ранее  приобретенные

знания.

    Задачи на  применение  знаний  и  умений  также  способствуют  развитию

познавательных  интересов. С одной  стороны  эти  задачи  позволяют  ученикам

оперировать знаниями, повседневно  убеждаться  в  их  полезности.  С  другой

стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные  для

себя  заключения о продвижении.

    Особенно развивают интерес творческие  работы учащихся, которые  связаны

с работой  воображения, углубленной мысли, с  активным оперированием  знаниями

и умениями. Для этой цели использую опорные  схемы: 

|       | 

|       | 
 

? на ? больше 

|       | 

|       | 
 

? на ? меньше 

|       | 
 

            =                        .

|       | 

      Было       -                        .

      Взяли      -                        .

      Осталось   -                        . 
 

                           Занимательный материал 

    Одним из средств формирования  познавательного интереса является

занимательность. Элементы занимательности, игра, все  необычное, неожиданное

вызывают  у детей чувство удивления, живой  интерес к процессу познания,

помогают  им усвоить любой учебный материал.

    В процессе  игры  на  уроке   математики  учащиеся  незаметно   для  себя

выполняют различные упражнения,  где  им  приходится  сравнивать  множества,

выполнять арифметические действия,  тренироваться  в  устном  счете,  решать

задачи. Игра ставит ученика в условия  поиска, пробуждает интерес  к  победе,

а отсюда – стремление быть быстрым,  собранным,  ловким,  находчивым,  уметь

четко выполнять задания, соблюдать правила  игры.

    В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества

личности. На уроках можно использовать такие  игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА,

ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ,

и многие другие. 
 

                           Геометрический материал 

    Развитию познавательных интересов  способствует использование

геометрического материала.

1 Вывесив плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.

Можно спросить:

Из каких  фигур состоит рисунок кошки?

Какой фигурой представлено туловище?

Измерь  и найди площадь этой фигуры, сумму  длин ее сторон 

2 Раздать детям геометрические фигуры и дать задание – составить из данных

фигур домик, елочку, кораблик и т.д. 
 
 

                    Страницы истории на уроках  математики 

Математика  и история - две неразрывные области  знания.

      Сведения из истории математики, исторические задачи сближают  эти  два

школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим

содержанием, развивает образное мышление учеников.  Математика,  развивающая

логическое  и системное мышление, в свою очередь  занимает достойное  место  в

истории, помогая лучше ее понять.

      Как,  решая  проблему  формирования  интереса   учеников   к   учению,

   использовать возможности двух  школьных  предметов?  Сведения  из  истории

   математики, задачи  исторического   характера,  софизмы  -  лишь  немногие

   "точки соприкосновения" этих, казалось бы, далеких, но достаточно  близких

   наук.

      Как добиться того, чтобы ученики  с интересом  занимались  математикой,

как научить  их решать задачи, как убедить в  том,  что  математика  нужна  не

только  в повседневной жизни, но и для  изучения других предметов? 

      Многие школьные учебники математики  решают эти проблемы. Для  развития

интереса  к предмету в них есть  занимательные  задачи,  система  упражнений,

которая  формирует необходимые умения  и   навыки,   прикладные   вопросы,

показывающие  связь  математики  с  другими  областями  знаний.  Конечно,  в

учебниках  мы  встречаем и исторические  страницы.  Читая их,  узнаем   о

появлении   и   развитии    математических    понятий,    возникновении    и

совершенствовании методов решения задач.

      И тем не менее творчески   работающему  учителю  тесно   в  рамках  того

исторического  содержания,  которое  приводится  в  учебнике.  Сведения   из

истории науки расширяют кругозор учеников, показывают  диалектику  предмета.

Поэтому так важно, чтобы исторические  мотивы  искусно  вплетались  в  ткань

урока  математики,  заставляя  детей  удивляться,   думать   и   восхищаться

богатейшей  историей этой многогранной науки.

      Формы подачи исторического материала  могут быть различными начиная   от

простых (беседа учителя,  короткие  сообщения  учеников  на  заданную  тему,

решение исторических задач,  разгадывание  софизмов,  выпуск  стенгазет)  до

более глубоких и сложных - таких, как историко-математическая  конференция,

защита  рефератов по вопросам истории математики.

      В учебниках  математики  5-6-х   классов  (автор  Н.Я.Виленкин  и др.)

сведения  по истории предмета выделены в специальные  разделы. Из них  ученики

узнают  о  древних  единицах  измерения  длины,  площади,  массы.  Интересны

сведения  о системе записи чисел у разных народов. Короткие биографии ученых-

математиков рассказывают об их важнейших открытиях.

      Однако структура размещения  таких разделов  меняется  начиная с 7-го

класса, когда исторические сведения приводятся уже  в  конце  учебника.  Это

снижает  значимость  исторического  материала,  изменяет  отношение  к  нему

учеников. Хорошо,  если  учитель  хотя  бы  иногда  дает  задание  прочитать

последние  страницы  учебника.  Но  часто,  выполняя   программу,   реализуя

математическое  содержание, педагог забывает  об  историческом.  И стоит ли

винить  его  в  этом?  Ведь   не   на   каждом   математическом   факультете

педагогического вуза преподается история математики.

      Можно ли себе представить,  что учитель литературы,  изучая,  например,

произведения  Ф.М.Достоевского или Л.Н.Толстого, не говорил бы на  уроках  об

исторической  эпохе,  в  которую  жили  эти  писатели?  Но  в  программах  по

математике  на  вопросы  исторического  характера  не  предусматривается  ни

одного  часа, хотя известно, что история  и математика неразделимы.

      И все-таки опытный учитель  никогда не начнет изложения  новой темы,  не

говоря  о  новом  разделе  математики,  без  вводной   исторической   части,

вызывающей интерес и внимание учеников. Как, знакомя учеников  с начальными

понятиями геометрии, не рассказать о греческой  математике? В Древней  Греции

геометрию причисляли к  семи  свободным  искусствам  наряду  с  грамматикой,

риторикой, диалектикой, арифметикой, астрономией  и  музыкой.  Такие  ученые,

как  Пифагор  и  Платон,  считали,  что  окружающая  природа   устроена   по

определенному плану, поэтому красоту окружающего  мира, по их  мнению,  можно

было  познать с помощью математики.

      Именно древнегреческий ученый  Евклид,  систематизируя  геометрические

знания, написал величайший труд "Начала", который почти на  два  тысячелетия

стал  учебником геометрии. Евклиду принадлежат  также сочинения  по  механике,

оптике, музыке. Известны его заслуги и  в астрономии.  Евклиду  приписываются

также несколько теорем и новых доказательств. Потом еще  не  раз  на  уроках

геометрии  мы  будем  возвращаться  к  Евклиду.  Изучая  аксиомы  геометрии,

сравниваем  понятия, данные в современном учебнике и в  "Началах".  Доказывая

теорему Пифагора, говорим, что ею заканчивается  первая  книга  "Начал".  При

построении правильных многоугольников опять звучит  это имя.  XIII  книга

"Начал"  посвящена платоновым телам -  правильным  многогранникам,  красотой

которых   восхищаемся   на   уроках   стереометрии.   Рассматривая   вопросы

дифференциального и интегрального исчислений на уроках  анализа,  говорим  о

том, что  идеи, положенные в их  основу  Ньютоном  и  Лейбницем  в  XVII  в.,

уходят  своими корнями  к  методу  исчерпывания,  открытому  еще  Евклидом  и

Архимедом. Так история математики помогает понять не только логику  развития

предмета, но и показывает  яркие  примеры  ученых,  прошедших  трудный  путь

открытия  истины.

Известно, что  уже  при  постройке  первой  египетской  пирамиды  Джосера  в

Саккаре (около 2800 лет до н.э.) древние зодчие  были  знакомы с правилами

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников