Развитие познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Содержание

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курс1.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

следует ограничить использование средств  наглядности, а усилить  внимание  к

громкому  проговариванию правила, свойства, вычислительного  приема.

      Игра – обзор предлагается  для формирования целостного  представления об

изученной теме, о ее структуре, обязательных знаниях и тонкостях.

     Игра – контроль   -  контроль  знаний  по  теме.  Как  правило,   темы

выбираются  вспомогательного  характера  или,  если  изучение  заканчивается

внутри  четверти. 

     Проведение игры требует большого  мастерства от  учителя.  Перед   игрой

учитель должен доступно изложить сюжет, распределить роли,  поставить  перед

детьми  познавательную задачу, подготовить  необходимое оборудование,  сделать

   нужные записи на доске.

             В игре в той или иной  роли  должен  участвовать   каждый  ученик

класса.

              На  уровне  закрепления  материала   важно  применять  игры  на

воспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В  этом  случае

следует ограничить использование средств  наглядности, а усилить  внимание  к

громкому  проговариванию правила, свойства, вычислительного  приема.

      Для организации любой игры  необходимо:

   Сценарий. Весь ход игры с оговариванием возможных вариантов ее  развития,

   в зависимости от поведения  игроков.

   Содержание. Тот теоретический материал, который будет предложен.

   Дидактический материал:

      а) Условия для игроков

      б) Вопросы, задания и т. п.

      в) Плакаты, украшение, оформление.

      г) Награждение

      д) Заготовки для освещения хода игры.

      Для  проведения  дидактической   игры  (особенно  игра-контроль)  можно

порекомендовать детям познакомиться с новым или углубляющим материалом,  и

один  из  конкурсов  представить  как  домашнее  задание.  Одним  из  приемов

является  продажа подсказок, как учителем, так и командой противника.

      Нельзя забывать о наградах, поощрениях  и выделении  активных  игроков.

И для  максимальной объективности можно  порекомендовать:

      а) взаимооценку

      б) самооценку

      в) оценку преподавателя

      г) оценку, в соответствии с  местом, занятым командой

Затем берется среднее арифметическое всех оценок и ставится итоговая  оценка

за урок. 
 

                                  Кроссворд 
 

      Одним из известных нетрадиционных  видов урока является  грамматическая

игра  ( кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития  творческих

способностей  ребенка, тренировки  памяти.

      На уроках кроссворды целесообразны  не для проверки эрудиции  учащихся,

а для  лучшего усвоения ими фактического материала.

      Логические   задания   кроссвордов   подбираются   с   возрастными   и

психологическими  особенностями учащихся.

      Способов  зашифровки  много,  однако  наибольший  интерес у учащихся

младших классов вызывают игры, зашифрованные  с  помощью  загадок,  требующих

от  ребенка  сообразительности,  поэтической  выдумки.  Загадки  учат  детей

говорить  ярко, образно. Они обогащают память  детей  подлинными  жемчужинами

родного языка.

      Назначение  загадки  состоит   в  выработке  у  учащихся   внимания   и

акцентирования  его  на  изучаемом  материале  (  для  пополнения  словарного

запаса  детей, знакомства с лексическим  значением слова,  развития  слуховой,

а позднее  зрительной памяти, выработки орфографической  зоркости.

      Расширяя кругозор детей, знакомя  их с  окружающим  миром,  развивая  и

обогащая  речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании  способности

к  творчеству:  логического  мышления  (способность  к   анализу,   синтезу,

сравнению, сопоставлению), элементов  эвристического  мышления  (способность

выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость,  критичность  мышления).  Вот

что писал  по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с  той  целью,

чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться,  так  как

многие  загадки просты; но для того, чтобы  доставить  уму  ребенка  полезное

упражнение; приладить загадку, дать повод к  интересной  и полной  классной

беседе, которая закрепится в уме ребенка  именно  потому,  что  живописная  и

интересная  для него загадка заляжет прочно в его памяти,  увлекая  за  собой

все объяснения, к ней привязанные».

      Процесс   отгадывания,   по   мнению    современных   педагогов,

является  своеобразной гимнастикой,  мобилизующей  и  тренирующей  умственные

силы  ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и  дисциплинирует  ум,  приучая

детей к четкой логике, к рассуждению  и доказательству.  Отгадывание  загадок

можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ( как  творческую

задачу.

      Поддержание познавательной активности  учащихся  в  ходе  контроля  за

уровнем  знаний  (  важное  условие  успешности  учебного  процесса.  Однако

известно, что повторное воспроизведение  детьми  учебного  материала,  будучи

важным в плане закрепления и контроля,  снижает интерес к предмету,  если

проводится  дублирующим образом и в форме  простого повторения. Оживить  опрос

и активизировать в процессе его работу учащихся  могут  занимательные  формы

проверки  усвоения фактического  материала  (  кроссворды.  Работать  с  ними

можно с первого класса.

      Первоначально, вводя кроссворды  в  свою  практику,  следует   объяснить

учащимся, как их нужно решать. Лучше всего  сделать это сначала совместно  со

школьниками,   а   затем   постепенно    предоставлять    ребятам    большую

самостоятельность.

      Относительную трудность при  использовании кроссвордов представляет  их

вычерчивание. Можно предварительно начертить  кроссворд и написать  текстовое

пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ  его  проекции

через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить  на  кроссворд просвечивающий

лист  бумаги  и   таким   образом   вписать   ответ   без   предварительного

вычерчивания.

      Можно использовать кроссворды  в виде кармашков, лицевая часть   которых

представляет  собой  трафарет  с  прорезями  вместо  букв,  а  на  изнаночной

стороне напечатаны  задания  для  решения.  Внутри  кармашка  вложен  чистый

листок  с   фамилией   ученика.   Такой   кармашек   позволяет   многократно

использовать  одну  и  ту  же  сетку-решетку  кроссворда  для  индивидуальной

работы.

      Тематические кроссворды можно  использовать как для фронтальной, так и

для индивидуальной работы с учащимися. 
 
 

                                 Заключение 

    Познавательный интерес представляет  собой важный фактор учения  и  в  то

же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

    Познавательный интерес способствует  общей  направленности  деятельности

школьника и  может  играть  значительную  роль  в  структуре  его  личности.

Влияние познавательного интереса  на  формирование  личности  обеспечивается

рядом условий:

     . уровнем развития интереса (его  силой, глубиной, устойчивостью);

     .  характером  (многосторонними,  широкими   интересами,   локальными-

       стержневыми   либо   многосторонними   интересами    с    выделением

       стержневого);

     .  местом  познавательного   интереса  среди  других   мотивов   и   их

       взаимодействием;

     .  своеобразием  интереса  в познавательном  процессе  (теоретической

       направленностью или стремлением  к использованию  знаний  прикладного

       характера);

     . связью с жизненными планами  и перспективами.

    Указанные условия обеспечивают  силу и глубину  влияния   познавательного

интереса  на личность школьника.

    Уже  в  младших  классах   формируется  интерес  к   учебным   предметам,

выявляются  склонности к различным областям знания, видам труда,  развиваются

нравственные  и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит  не

автоматически,  он  связан  с   активизацией   познавательной   деятельности

учащихся  в процессе обучения, развитием самостоятельности  школьников. 
 
 

                                Библиография 
 

   Алексей АЗЕВИЧ. От Евклида до  Петра. Страницы истории на  уроках

   математики //Учительская газета. 1995 №10 

1. Валина В. Праздник числа. М: 1993

2. Волкова  С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей

   на уроках математики // Начальная  школа 1990  №7 ,     1991 №7, 1992  №7,

   №8, 1993 №7

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников