Развитие познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Содержание

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курс1.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

   Поговорим  о  некоторых   требованиях  к  современному  уроку.  С  позиций

современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности  стараться на уроке обратиться к  каждому ученику не по  одному

разу, а  не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную  связь»  –

корректировать  непонятное или неправильно понятое.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ,  а  за  несколько  (на  разных

этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием  качеств, лежащих  в  основе

развития  познавательных способностей: быстрота  реакции,  все  виды  памяти,

внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя  –  не  только

научить  (в  нашем  случае  –  математика),  а  развить   мышление   ребенка

средствами  своего предмета.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания,  связывая  темы  своего

курса как с родственными, так и другими учебными  дисциплинами,  обогащая

знания, расширяя кругозор учащихся. 
 

              Формирование познавательных интересов  в обучении. 
 

    Познавательный  интерес,  как   и  всякая   черта   личности   и   мотив

деятельности  школьника, развивается и формируется  в деятельности,  и  прежде

всего в учении.

    Формирование  познавательных  интересов   учащихся  в   обучении   может

происходить по двум  основным  каналам,  с  одной  стороны  само  содержание

учебных предметов содержит в себе  эту  возможность,  а  с  другой  –  путем

определенной  организации познавательной деятельности учащихся.

    Первое,  что является предметом  познавательного интереса для  школьников

– это  новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный  отбор  содержания

учебного  материала,  показ  богатства,  заключенного  в  научных   знаниях,

являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

    Каковы же пути осуществления  этой задачи?

    Прежде всего, интерес возбуждает  и подкрепляет такой учебный   материал,

который является для учащихся новым, неизвестным, поражает  их  воображение,

заставляет  удивляться . Удивление - сильный стимул познания,  его первичный

элемент. Удивляясь, человек как бы стремится  заглянуть вперед. Он  находится

в состоянии  ожидания чего-то нового.

    Ученики испытывают удивление,  когда составляя задачу узнают,  что одна

сова  за год уничтожает тысячу  мышей,  которые  за  год  способны  истребить

тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

    Но познавательный интерес к  учебному материалу не может   поддерживаться

все время  только яркими фактами, а его привлекательность  невозможно  сводить

к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том,  что

предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь  отчасти  нов,  а

отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает  на

фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного

интереса  важно учить школьников умению в  знакомом видеть новое.

    Такое  преподавание  подводит  к  осознанию  того,  что   у   обыденных,

повторяющихся явлений окружающего  мира  множество  удивительных  сторон,  о

которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,

и о  свойствах талого снега, и  о  том,  что  простое  колесо,  без  которого

сейчас  не  обходится  ни  один  сложный   механизм,   является   величайшим

изобретением.

    Все значительные явления жизни,  ставшие обычными  для  ребенка   в  силу

своей  повторяемости,  могут  и  должны  приобрести  для   него  в  обучении

неожиданно  новое, полное смысла, совсем иное  звучание.  И  это  обязательно

явится  стимулом интереса ученика к познанию.

    Именно поэтому учителю необходимо  переводить школьников со ступени   его

чисто житейских, достаточно узких и  бедных  представлений   о  мире  -   на

уровень научных понятий, обобщений, понимания  закономерностей.

    Интересу к познанию содействует  также показ новейших достижений  науки.

Сейчас,  больше  чем  когда-либо,  необходимо  расширять   рамки   программ,

знакомить учеников с основными направлениями  научных поисков, открытиями.

    Далеко не все в учебном  материале может быть для учащихся  интересно.  И

тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного  интереса

–  сам  процесс  деятельности.  Что  бы  возбудить  желание  учиться,  нужно

развивать потребность ученика  заниматься  познавательной  деятельностью,  а

это  значит,  что   в   самом   процессе   ее   школьник   должен   находить

привлекательные  стороны,  что  бы  сам  процесс  учения  содержал  в   себе

положительные заряды интереса.

    Путь к нему лежит, прежде  всего,  через  разнообразную  самостоятельную

работу  учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. 
 

                           Самостоятельная работа 

    Самостоятельное выполнение задания  – самый надежный показатель  качества

знаний, умений и навыков ученика.

    Организация самостоятельной работы  – самый трудный момент урока.  Дело в

том что к моменту проверки работы всегда находится в классе  8-10  учеников

которые с заданием не успели справиться, а  ждать их – значит  терять  время.

Поэтому учитель обычно начинает проверять  самостоятельные  работы.  Те   кто

выполнили задания, включаются в работу, а те, кто  не  выполнил,  фактически

переписывают  решения в тетради. Организуя таким образом   проверку,  учитель

в какой-то мере помогает ученикам  которые не  справились  с заданием.  Но

верный  ли это путь? В конечном итоге  в  классе  образуется  группа,  которая

изо дня  в  день  полностью  не  справляется  с  самостоятельной  работой  и

привыкает  дописывать  задания  во  время  проверки.  Как  научить   ученика

работать   самостоятельно?    Необходимо    использовать    подготовительные

упражнения,   карточки   с   дифференцированными   заданиями,    продуманную

последовательность  заданий,   вариантность,   комментирование   заданий   и

наглядность. 
 

                                Опорные схемы 

    Овладение   новыми,   более   совершенными   способами   познавательной

деятельности  содействует углублению познавательных интересов в большей  мере

тогда, когда это осознается учащимися.  Именно  это  и  является  источником

радости. 
 

                             Проблемное обучение 

    Проблемное обучение,  а  не  преподнесение  готовых,  годных  лишь  для

заучивания  фактов  и  выводов  всегда   вызывает   неослабевающий   интерес

учеников.  Такое  обучение  заставляет  искать  истину  и  всем  коллективом

находить  ее.

    В проблемном обучении на  общее   обсуждение  ставится  вопрос-проблема,

содержащий  в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

    Проблемное  обучение  вызывает  со  стороны   учащихся   живые   споры,

обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни  эмоции учеников,  создается

обстановка  увлеченности, раздумий, поиска. Это  плодотворно  сказывается  на

отношении школьника к учению.

    Для развития познавательных  интересов важно  усложнение  познавательных

задач.

    Для  этого  интересно   использовать   предварительную   подготовку   к

восприятию  нового. Например:

1 Заселите домик числами 

|10            |

|3     |      |

|      |4     |

|2     |      |

|      |5     |

|1     |      | 

2 Решить удобным способом

(40+10) - 7

(60+10) - 4 

    После записи решения на доске  детям дается задание: Найдите,  чем похожи

суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы  –  число

10, дети  обводят указанные слагаемые  красным мелом

(40+10)-7

(60+10)-4

    Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то  число,

которое вычитается.

    В этом обобщении фиксируется  основа вычислительного приема  для  случая

30-6

    Следующие задания предлагаются  с  целью  закрепить  умение  выделять  в

круглых десятках один десяток, т.е.  представлять  круглые десятки в виде

суммы, в которой одно из слагаемых равно  числу 10 

3 Вставить числа в окошки по данному образцу 

40 = 30 + 10                 80 = … + 10

60 = 50 + 10                 50 = … + … 

    При подытоживании проделанной работы  необходимо  сказать о том,  что

умения  заменять круглые десятки суммой  со  вторым  слагаемым  10,  находить

удобный способ вычитания из такой суммы  несколько единиц  и  знания  состава

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников