Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.
Задачи исследования:
Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.
Определить критерии сформированности познавательных интересов.
1. Введение
2. Историко-педагогический аспект проблемы
формирования познавательного интереса
3. Понятие "познавательный интерес"
4. Необходимые условия формирования познавательного интереса
5. Формирование познавательных интересов в обучении.
6. Страницы истории на уроках математики
7. Мотивационная функция задач в обучении математике
8. Разминки
9. Игровое обучение
9.1 Игры
9.2 Кроссворд
12. Заключение
13. Библиография
13. Приложение 1
Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций
современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному
разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» –
корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных
этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе
развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти,
внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только
научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка
средствами своего предмета.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего
курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая
знания,
расширяя кругозор учащихся.
Формирование познавательных
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив
деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде
всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может
происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание
учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем
определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников
– это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания
учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,
являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес
который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,
заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный
элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится
в состоянии ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна
сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить
тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться
все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить
к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что
предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а
отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на
фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного
интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,
повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о
которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,
и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого
сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим
изобретением.
Все значительные явления
своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении
неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно
явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю
чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на
уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию
Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ,
знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном
материале может быть для
тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса
– сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно
развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а
это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе
положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную
работу
учащихся, организованную в соответствии
с особенностью интереса.
Самостоятельная работа
Самостоятельное выполнение
знаний, умений и навыков ученика.
Организация самостоятельной
том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников
которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.
Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те кто
выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически
переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель
в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но
верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая
изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и
привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика
работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные
упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную
последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и
наглядность.
Овладение новыми, более совершенными способами познавательной
деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере
тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником
радости.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для
заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес
учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом
находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема,
содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры,
обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается
обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на
отношении школьника к учению.
Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных
задач.
Для этого интересно использовать предварительную подготовку к
восприятию нового. Например:
1 Заселите
домик числами
|10 |
|3 | |
| |4 |
|2 | |
| |5 |
|1
| |
2 Решить удобным способом
(40+10) - 7
(60+10) - 4
После записи решения на доске
детям дается задание: Найдите,
суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число
10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом
(40+10)-7
(60+10)-4
Вывод можно зафиксировать
которое вычитается.
В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая
30-6
Следующие задания
круглых десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде
суммы,
в которой одно из слагаемых равно
числу 10
3 Вставить
числа в окошки по данному образцу
40 = 30 + 10 80 = … + 10
60 = 50 + 10
50 = … + …
При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что
умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить
удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава
Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников