Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Глава 3. Методика использования  игр на уроке технологии в

коррекционной школе II вида (5 класс) 

3.1 Введение

     В нашей стране наряду с общеобразовательными школами имеются специальные  школы для детей с отклонениями в развитии, в частности, для детей с нарушениями слуха.

      Проблема  обучения слабослышащих детей является особенно актуальной, так как  такие дети являются полноценными членами общества, и, чем более комфортно они будут чувствовать себя в этом обществе, тем общество станет более цивилизованным.

      Такие дети определяют специфику обучения, так как требуют особого подхода  и выработки определенных технологий обучения. Технология является тем  предметом, который имеет большое  значение  для слабослышащих детей. 

3.2 Психологические особенности  слабослышащих детей

      В основе психического развития детей  с отклонениями в развитии, в том  числе с нарушенным слухом, лежат  те же закономерности, что и в  норме. Однако имеются некоторые особенности: замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы.

      Недостатки  слуха у ребенка приводят к  замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя.

Обучение  слабослышащих детей имеет коррекционную  направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию. Большую роль в этом процессе имеет преподавание технологии, при котором учащиеся включаются в речевую среду посредством совместной работы. 

3.3 Игровые технологии в обучении

  Технология-( от греч. techne- искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки- выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. [14]

      По  мнению В.П. Беспалько « педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса». [11]

      Игровая технология относится к разряду  педагогических т.к. отвечает всем требованиям  предъявляемым к педагогическим технологиям.

      Игровая технология имеет следующие педагогические возможности:

      а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры;

      б) рост познавательной активности учащихся в процессе обучения, что позволяет  им получать и усваивать большее  количество информации, освоенной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;

      в) приобретение участниками игры опыта  принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

      г) улучшение отношений, приводящее к сотрудничеству между участниками игры и их учителями;

      д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность  от слов перейти к конкретному  делу и проверить свои способности;

      е) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью;

      ж) развитие социальной адаптивности учащихся. 

      Игровая технология позволяет приобретать  навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывать точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности. 

3.4 Влияние игры на подростка

      Овладение учебным материалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.

      Большое значение приобретает теоретическое  мышление, способность устанавливать  максимальное количество смысловых  связей в окружающем мире.

      Для подведения подростков к более высокой ступени развития мышления необходимо использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.

      И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [12]

В последнее  время в психологии, так же как  во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры взаимоотношений.

По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.

      Чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества. 

3.5 Особенности игр слабослышащих

      В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для  слышащего ребенка, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

      При правильном и последовательном руководстве  учителя игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

      В процессе игры ученики вступают в  контакт, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно  может быть организовано их общение.

      Дети  стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.

      Игры  слабослышащих учащихся дольше, чем  у слышащих сверстников. Слабослышащие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.

      Дети  с нарушением слуха нередко  воспроизводят  в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр.

      При проведении игр педагог должен учитывать  индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную задачу, другому  — легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь. 

3.6 Экономические аспекты проведения игр

   Для проведения игр необходимы следующие материалы и инструменты, которые представлены в таблице № 1.

    Таблица №1. 

Характеристика оснащения
   Стоимость материалов и оборудования
Примечание  (имеется в мастерской)
    «Детали швейной  машины»
   
    Материалы
   
1. бумага для записей с клеевым  краем 75*75
      15.90
 
2 набор цветных фломастеров 6 шт.
      28.30
 
Оборудование
   
1. швейная машина
      5000
      *
Σ
      5044.2
      5000
«Кто  быстрее!»    
1.Картон  цветной 16

листов

      11.70
 
2 набор цветных фломастеров 6 шт.
      28.30
 
Σ
      40
 
«Юные мастерицы»    
1.Бумага  А4
      80
 
2.Набор  карандашей 6 шт.
      24.90
 
Σ
      104.9
 

 

  Исходя  из данных, приведенных в таблице, для проведения игр:

  «Детали швейной машины» стоимость материалов и оборудования составляет 5044.2 рублей. В мастерской должно находится (имеется) оборудование на сумму 5000 рублей. Исключая стоимость оборудования, стоимость проведения игры составляет 44.2 рубля.

«Кто  быстрее!» стоимость материалов и оборудования составляет 40 рублей.

«Юные мастерицы» стоимость материалов и  оборудования составляет 104.9 рублей. 

      Выводы  по главе 3 

В третьей  главе представлены рекомендации для  студентов по подготовке к уроку в коррекционной школе (ll вида) с использованием игры. Описаны психологические особенности слабослышащих детей, игровые технологии в обучении, как влияет игра на подростка, особенности игр слабослышащих. Также проведён экономический расчёт затрат на проведение игр. 
 

 

       Заключение

      В педагогике игры являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли учебных игр, известный отечественный педагог и психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в учебных играх.

      О результатах применения игр в  целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.

      В современной школе одной из важных целей является индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это, важно в коррекционных школах. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника. Игровые технологии в коррекционной школе имеют свою специфику, заключающуюся в большей практической направленности обучения, значении инструктирования участников, и речевом сопровождении каждого действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы

      1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Москва, 2002
      2. Богданова Т.Г., Антонова Г.А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников. / Пути интенсификации изучения обучения и воспитания детей с недостатками слуха: Сборник научных трудов. Москва, 1986.
      3. Букун Н.И. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха / Н.И. Букун ; отв. ред. А.П. Гозова ; НИИ педагогики. – Кишинев : Штиинца, 1988. – 202 с
      4. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников Дефектология. 1981. № 4.
      5. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с
      6. Маянц Д. М. Запоминание и воспроизведение словесного материала глухонемыми школьниками. Сб. «Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. Москва, Учпедгиз, 1941
      7. Подласый И.П. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва, 1996.-632с.
      8. Полнер Е.Д. Основы современных технологий обучения. С.-Петербург,2005.-98с.
      9. Практическая  психология для менеджеров. Под. Ред. Тутушкиной М.К. – Москва,1996-320с.
      10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. Москва,2006. -158с.
      11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1988.-312с.
      12. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Изб. Произв. Москва, 1953.
      13. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка, Москва, 1975.
      14. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор

Информация о работе Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)