Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной
школе II вида (5 класс)
3.1 Введение
В нашей стране наряду с общеобразовательными школами имеются специальные школы для детей с отклонениями в развитии, в частности, для детей с нарушениями слуха.
Проблема обучения слабослышащих детей является особенно актуальной, так как такие дети являются полноценными членами общества, и, чем более комфортно они будут чувствовать себя в этом обществе, тем общество станет более цивилизованным.
Такие
дети определяют специфику обучения,
так как требуют особого
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей
В основе психического развития детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности: замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры и своеобразие развития познавательной сферы.
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя.
Обучение
слабослышащих детей имеет
3.3 Игровые технологии в обучении
Технология-( от греч. techne- искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки- выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. [14]
По мнению В.П. Беспалько « педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса». [11]
Игровая технология относится к разряду педагогических т.к. отвечает всем требованиям предъявляемым к педагогическим технологиям.
Игровая технология имеет следующие педагогические возможности:
а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом и к тем социально-экономическим проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры;
б) рост познавательной активности учащихся в процессе обучения, что позволяет им получать и усваивать большее количество информации, освоенной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;
в) приобретение участниками игры опыта принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;
г) улучшение отношений, приводящее к сотрудничеству между участниками игры и их учителями;
д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
е)
изменение отношения к
ж)
развитие социальной адаптивности учащихся.
Игровая
технология позволяет приобретать
навыки уверенного поведения в сложной
обстановке, вырабатывать точность и внимание
при выполнении конкретных обязанностей,
приучает быстрее осознавать и анализировать
результаты своей деятельности.
3.4 Влияние игры на подростка
Овладение учебным материалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.
Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
Для подведения подростков к более высокой ступени развития мышления необходимо использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [12]
В последнее время в психологии, так же как во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры взаимоотношений.
По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.
Чем
старше школьники, тем большее значение
приобретает для них познавательный характер
игры, когда в ней скрыто или открыто ставится
цель познать новое, то есть правильно
организованная игра по-прежнему влияет
на воспитание у подростков положительных
личностных качеств, содействует сплочению
коллектива, воспитывает чувства дружбы
и товарищества.
3.5 Особенности игр слабослышащих
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего ребенка, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.
При правильном и последовательном руководстве учителя игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
В процессе игры ученики вступают в контакт, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Дети стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. В процессе действий с предметами наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.
Игры слабослышащих учащихся дольше, чем у слышащих сверстников. Слабослышащие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.
Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр.
При
проведении игр педагог должен учитывать
индивидуальные особенности детей:
одному загадать трудную задачу, другому
— легкую; застенчивого ребенка ободрить,
плохо владеющего речью чаще привлекать
к разговору, высказываниям, повторению
правил и т. д. и тем самым развивать его
речь.
3.6 Экономические аспекты проведения игр
Для проведения игр необходимы следующие материалы и инструменты, которые представлены в таблице № 1.
Таблица
№1.
Характеристика оснащения |
Стоимость материалов и оборудования |
Примечание (имеется в мастерской) |
|
||
|
||
1. бумага для записей с клеевым краем 75*75 |
|
|
2 набор цветных фломастеров 6 шт. |
|
|
Оборудование |
||
1. швейная машина |
|
|
Σ |
|
|
«Кто быстрее!» | ||
1.Картон
цветной 16
листов |
|
|
2 набор цветных фломастеров 6 шт. |
|
|
Σ |
|
|
«Юные мастерицы» | ||
1.Бумага А4 |
|
|
2.Набор карандашей 6 шт. |
|
|
Σ |
|
Исходя из данных, приведенных в таблице, для проведения игр:
«Детали швейной машины» стоимость материалов и оборудования составляет 5044.2 рублей. В мастерской должно находится (имеется) оборудование на сумму 5000 рублей. Исключая стоимость оборудования, стоимость проведения игры составляет 44.2 рубля.
«Кто быстрее!» стоимость материалов и оборудования составляет 40 рублей.
«Юные
мастерицы» стоимость материалов и
оборудования составляет 104.9 рублей.
Выводы
по главе 3
В третьей
главе представлены рекомендации для
студентов по подготовке к уроку в коррекционной
школе (ll вида) с использованием игры. Описаны
психологические особенности слабослышащих
детей, игровые технологии в обучении,
как влияет игра на подростка, особенности
игр слабослышащих. Также проведён
экономический расчёт затрат на проведение
игр.
Заключение
В педагогике игры являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли учебных игр, известный отечественный педагог и психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в учебных играх.
О результатах применения игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
В
современной школе одной из важных
целей является индивидуальный подход
к личности каждого ребёнка, особенно
это, важно в коррекционных школах. При
этом игра выступает в роли неоценимого
помощника. Игровые технологии в коррекционной
школе имеют свою специфику, заключающуюся
в большей практической направленности
обучения, значении инструктирования
участников, и речевом сопровождении каждого
действия.
Список используемой литературы