Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

      В последнее время в психологии, так же как во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения.

      Поэтому, в центре внимания ученых оказываются  критические точки индивидуального  и социального развития, пути преодоления  кризисов, способы переходов к  новым позициям и схемам. Предпринимаются  продуктивные попытки установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между технологией и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем, традиционными нормами и условиями научно-технической революции.

      По  всей видимости, распространение игр  объясняется именно тем, что они  являются традиционными формами  выработки и закрепления, различных  социокультурных норм, прежде всего  в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.

      В своей работе учитель обязан опираться  на возрастные особенности мотивации  учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов  «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

      Мотивы  самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.     Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

      Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с  другим человеком, овладение рациональными  способами этого сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

      Таким образом, чем старше школьники, тем  большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества. 
 
 

    1.3   Учебная игра в  процессе трудового обучения 

      Учебная игра становится одной из самых востребованных технологий активного обучения. На уроках технологии ее использование  обладает рядом преимуществ:

      - игра повышает активность обучаемых;

      - игра более других форм реализует принцип связи теории с практикой;

      - в игре совершенствуется речь, умение находить главное;

      - в игре развиваются самопрезентационные умения;

      - игра развивает личностные качества;

      - игра развивает интерес к предмету;

      - игра позволяет работать в команде и обосновывать свои действия.

      М.В. Кларин выделяет следующие особенности  игр:

      - в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;

      - учебная игра помогает учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

      - игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

      - учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся. [9]

      На  наш взгляд, учебную игру отличают следующие особенности:

      - динамизм проведения, определяемый сменой игровых ситуаций в результате взаимодействия участников;

      - групповая форма организации, при которой участники объединены в небольшие коллективы, выполняющие общую роль;

      - самоуправление как внутри игровых групп, так и в игре в целом;

      - состязательность в выполнении заданий;

      - стимулирование участников игры; [8]

      - актуальность темы, её включённость в учебный процесс.

      Учебную игру можно рассматривать как  новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, и систему активных методов, участникам «делать ошибки» и, анализируя их, находить причины и следствия таких действий. Всё это помогает активному исследованию и решению производственных задач.

      Хорошо  продуманную учебную игру отличают самообучение и самоорганизация - признаки саморегулирования. В ней нет никакого навязывания извне. Особенность учебной игры в том, что в ней воспроизводится не материально- техническая, а информационно- процедурная сторона реального социально- экономического процесса.

      Ситуации, возникающие в учебной игре, зачастую непредсказуемы, любое принимаемое  решение основано  на собственной  трактовке происходящего и коррективах, вызванных участием и действиями других игроков.

      Из  психологических исследований давно  известно, что труд, учение и игра являются основными видами деятельности человека.

      С.А. Шмаков выделил основные черты, присущие всем играм:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития. [10]

      Преимущества  учебной игры очевидны, но авторы- разработчики выделяют  и существенные недостатки, которые свойственные ей.

      Так, в учебнике «Педагогика», рассматриваются  следующие недостатки:

      - кажущаяся  простота и доступность игр обманчива;

      - игры почти всегда требуют больших затрат времени по сравнению с более экономичными формами;

      - компьютерные игры часто не отвечают психолого- педагогическим требованиям;

      - не все игры можно использовать для фронтальной работы;

      - не все игры направлены на получение быстрого оптимального результата. [7]

      Поэтому, игровое моделирование в учебном  процессе может применяться при изучении тем, имеющих большую эмоциональную насыщенность и тесно связанных с практикой.

      Каждая  учебная игра имеет свою структуру, отдельные элементы которой являются универсальными.

      Так, по мнению В.М. Кларина в структуре  учебной игры можно выделить четыре элемента-этапа. [7]

      Из  этих этапов состоит технология проведения учебной игры:

  1. Ориентация.

    Ведущий представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он даёт характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

  1. Подготовка к проведению.

    Ведущий излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчёта очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращённом виде.

  1. Проведение игры как таковой.

      Ведущий организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчётом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

    1. Обсуждение игры.

      Команды проводят обсуждение, в ходе которого даётся описательный обзор - характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведённой игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в неё поправок, изменений.

      Как проводить учебные игры? Прежде, чем мы перейдем к этому вопросу, необходимо определиться с выбором учебной игры. Название и вид учебной игры, ее тема, цель выбирается в соответствии с тем, какие участники будут в ней участвовать. Здесь мы обращаем внимание на возрастные особенности участников, на их личностные качества, на их интересы, стремления, познания. Важность выбора игры, заключается еще и в том, что она должна быть направлена на интересы участников, вызвав у них мотивацию и стремление активно участвовать в обсуждении проблемы и путей решений, которые ставятся в выбранной деловой игре.

      Технология  проведения учебной игры состоит  из следующих этапов:

      1) Этап подготовки. Подготовка учебной  игры начинается с определения темы и цели, а затем - разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

      Далее идет ввод в игру, ориентация участников. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются инструкции, правила, установки. При необходимости обращаются к ведущему за консультацией.

      2) Этап проведения – процесс  игры. С началом игры никто не имеет правила вмешиваться и изменять ее ход. Только преподаватель может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели.

      3) Этап анализа, обсуждения и  оценки результатов игры. Выступление  экспертов, обмен мнениями, защита  учащимися своих решений и выводов.

      К этому этапу необходимо подготовить  оценочно-диагностический материал, позволяющий каждому участнику получить информацию о своей деятельности. Желательно чтобы участники игры оценивали друг друга, анализируя роль команды и каждого участника.

      В заключение преподаватель проводит анализ проведенной игры, дает рекомендации по самообразованию, определяет перспективы, формулирует достигнутые результаты, разъясняет допущенные игроками ошибки и подводит итоги. Здесь целесообразно провести тестирование, позволяющее определить эффективность выполненной работы.

      На  уроках технологии чаще всего  игры используются для контроля и самоконтроля. 
 
 

      1.4 Психологические  особенности  детей  с отклонениями в развитии 

      В основе психического развития детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.

      Следует отметить, что дети с нарушениями  слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности. 
 Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха. 
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха, особенностями их психических процессов в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Н.В.Яшкова и другие. 
 Ощущение - элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств. 
 Восприятие - представляет собой целостный образ предметов и явлений. 
 Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Глухой может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Глухой ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений глухой может различать зрительно артикуляторные образы целых слов. 
 Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения. У человека существует тесная связь между двигательным и слуховым анализаторами. Она ярко выявляется при поражении слухового анализатора, когда вследствие исключения звуковых раздражений и отсутствия воздействия этих раздражений на речедвигательный анализатор наступает немота. 
При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата. Многие сурдопедагоги обращали внимание на особенности двигательных ощущений глухих детей, указывая на некоторую дискоординацию движений у глухих, неуклюжесть и неловкость их походки. Они объясняли это поражением вестибулярного аппарата, а также нервных окончаний двигательного анализатора. По мнению И.М.Соловьева, причина скорее в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Может быть, именно поэтому глухим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений. 
Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой - опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих - средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая(при классической системе обучения глухих). 
 Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у глухих детей младшего возраста развиты плохо. Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы. 
 Внимание-это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. 
Для неслышащих характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.

Информация о работе Разработка методических рекомендаций по проведению учебных игр на уроках технологии в 5 классе коррекционной школы (II вида)