Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы: разработать методические рекомендации по проведениюучебных игр на уроках технологии в 5 классе (коррекционной) школы II вида.
Задачи работы:
1. проанализировать литературу по теме;
2. изучить опыт преподавания технологии в 5–ом классе коррекционной школы № 33;
3. разработать технологию применения учебной игры для учащихся 5 классов коррекционной школы.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Технологии активного обучения в учебном процессе
коррекционной школы………………………………………………...5
1.1 Игровые технологии в обучении…………………………………....5
1.2 Влияние игры на развитие подростка………………………………8
1.3 Учебная игра в процессе трудового обучения……………………..11
1.4 Психологические особенности слабослышащих детей…...………16
1.5 Особенности учебной игры в коррекционной школе
(II вида)………….………………………………………………………...41
Глава 2. Использование игр в обучении детей с нарушениями
слуха……………………………………………………………………...46
2.1 Особенности игр детей с нарушениями слуха ………………..…...46
2.2 Игровые технологии в обучении детей с нарушениями слуха….....47
2.3 Использование игровых технологий для контроля знаний
учащихся ……………………………………………………………...…..50
2.4 Примеры игровых технологий на уроке трудового обучения….…53
Глава 3. Методика использования игр на уроке технологии в
коррекционной школе II вида (5 класс)…………………………….
3.1 Введение……………………………………………………………..
3.2 Психологические особенности слабослышащих детей…………..
3.3 Игровые технологии в обучении……………………………………
3.4 Влияние игры на подростка………………………………………..
3.5 Особенности игр слабослышащих…………………………………..
3.6 Экономические аспекты проведения игр…………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
В последнее время в психологии, так же как во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения.
Поэтому,
в центре внимания ученых оказываются
критические точки
По
всей видимости, распространение игр
объясняется именно тем, что они
являются традиционными формами
выработки и закрепления, различных
социокультурных норм, прежде всего
в плане регламентации и
В
своей работе учитель обязан опираться
на возрастные особенности мотивации
учения и умения школьников учиться.
Обратимся к книге группы авторов
«Формирование мотивации
Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.
Таким
образом, чем старше школьники, тем
большее значение приобретает для них
познавательный характер игры, когда в
ней скрыто или открыто ставится цель
познать новое, то есть правильно организованная
игра по-прежнему влияет на воспитание
у подростков положительных личностных
качеств, содействует сплочению коллектива,
воспитывает чувства дружбы и товарищества.
1.3
Учебная игра в
процессе трудового
обучения
Учебная игра становится одной из самых востребованных технологий активного обучения. На уроках технологии ее использование обладает рядом преимуществ:
- игра повышает активность обучаемых;
- игра более других форм реализует принцип связи теории с практикой;
- в игре совершенствуется речь, умение находить главное;
- в игре развиваются самопрезентационные умения;
- игра развивает личностные качества;
- игра развивает интерес к предмету;
- игра позволяет работать в команде и обосновывать свои действия.
М.В. Кларин выделяет следующие особенности игр:
- в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
- учебная игра помогает учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
- игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
- учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся. [9]
На наш взгляд, учебную игру отличают следующие особенности:
- динамизм проведения, определяемый сменой игровых ситуаций в результате взаимодействия участников;
- групповая форма организации, при которой участники объединены в небольшие коллективы, выполняющие общую роль;
- самоуправление как внутри игровых групп, так и в игре в целом;
- состязательность в выполнении заданий;
- стимулирование участников игры; [8]
- актуальность темы, её включённость в учебный процесс.
Учебную игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, и систему активных методов, участникам «делать ошибки» и, анализируя их, находить причины и следствия таких действий. Всё это помогает активному исследованию и решению производственных задач.
Хорошо продуманную учебную игру отличают самообучение и самоорганизация - признаки саморегулирования. В ней нет никакого навязывания извне. Особенность учебной игры в том, что в ней воспроизводится не материально- техническая, а информационно- процедурная сторона реального социально- экономического процесса.
Ситуации, возникающие в учебной игре, зачастую непредсказуемы, любое принимаемое решение основано на собственной трактовке происходящего и коррективах, вызванных участием и действиями других игроков.
Из психологических исследований давно известно, что труд, учение и игра являются основными видами деятельности человека.
С.А. Шмаков выделил основные черты, присущие всем играм:
Преимущества учебной игры очевидны, но авторы- разработчики выделяют и существенные недостатки, которые свойственные ей.
Так, в учебнике «Педагогика», рассматриваются следующие недостатки:
- кажущаяся простота и доступность игр обманчива;
- игры почти всегда требуют больших затрат времени по сравнению с более экономичными формами;
- компьютерные игры часто не отвечают психолого- педагогическим требованиям;
- не все игры можно использовать для фронтальной работы;
- не все игры направлены на получение быстрого оптимального результата. [7]
Поэтому,
игровое моделирование в
Каждая учебная игра имеет свою структуру, отдельные элементы которой являются универсальными.
Так, по мнению В.М. Кларина в структуре учебной игры можно выделить четыре элемента-этапа. [7]
Из этих этапов состоит технология проведения учебной игры:
Ведущий представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он даёт характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
Ведущий излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчёта очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращённом виде.
Ведущий организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчётом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.
Команды проводят обсуждение, в ходе которого даётся описательный обзор - характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведённой игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в неё поправок, изменений.
Как проводить учебные игры? Прежде, чем мы перейдем к этому вопросу, необходимо определиться с выбором учебной игры. Название и вид учебной игры, ее тема, цель выбирается в соответствии с тем, какие участники будут в ней участвовать. Здесь мы обращаем внимание на возрастные особенности участников, на их личностные качества, на их интересы, стремления, познания. Важность выбора игры, заключается еще и в том, что она должна быть направлена на интересы участников, вызвав у них мотивацию и стремление активно участвовать в обсуждении проблемы и путей решений, которые ставятся в выбранной деловой игре.
Технология проведения учебной игры состоит из следующих этапов:
1) Этап подготовки. Подготовка учебной игры начинается с определения темы и цели, а затем - разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются инструкции, правила, установки. При необходимости обращаются к ведущему за консультацией.
2) Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет правила вмешиваться и изменять ее ход. Только преподаватель может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели.
3) Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.
К
этому этапу необходимо подготовить
оценочно-диагностический
В
заключение преподаватель проводит
анализ проведенной игры, дает рекомендации
по самообразованию, определяет перспективы,
формулирует достигнутые
На
уроках технологии чаще всего игры
используются для контроля и самоконтроля.
1.4
Психологические
особенности детей
с отклонениями в
развитии
В основе психического развития детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.
Следует
отметить, что дети с нарушениями
слуха делятся на слабослышащих
и глухих, и их развитие познавательной
деятельности и личности отличаются, имеют
свои особенности.
Развитие познавательной сферы у ребенка,
имеющего нарушения слуха.
Вопросами развития познавательной деятельности
у детей с нарушениями слуха, особенностями
их психических процессов в нашей стране
занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков,
Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова,
В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова,
Н.В.Яшкова и другие.
Ощущение - элементарный психический
процесс отражения отдельных свойств
предметов и явлений объективного мира,
действующих на наши органы чувств.
Восприятие - представляет собой целостный
образ предметов и явлений.
Процесс всякого познания начинается
с ощущений и восприятий. Исследования
показывают, что у значительной части
глухих детей (около 40%) имеются те или
иные остатки слуховых ощущений. Иногда
они значительны и могут быть использованы
в процессе обучения. В связи с потерей
слуховых ощущений и восприятий у глухих
особую роль приобретают зрительные ощущения
и восприятия. Зрительный анализатор
глухого ребенка становится ведущим, главным
в познании окружающего мира и в овладении
речью. Зрительные ощущения и восприятия
у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих
детей, а в ряде случаев развиты лучше.
Глухой может воспринимать речь говорящего,
опираясь, главным образом, на зрительные
восприятия. Каждая фонема нашего языка
имеет свой соответствующий артикулярный
образ. Глухой ребенок зрительно воспринимает
и запоминает этот образ. В дальнейшем
в процессе длительных упражнений глухой
может различать зрительно артикуляторные
образы целых слов.
Кроме зрительных ощущений, важную роль
в процессе познания у глухих играют также
осязательные и двигательные ощущения.
У человека существует тесная связь между
двигательным и слуховым анализаторами.
Она ярко выявляется при поражении слухового
анализатора, когда вследствие исключения
звуковых раздражений и отсутствия воздействия
этих раздражений на речедвигательный
анализатор наступает немота.
При частичном нарушении функции слухового
анализатора речевые движения становятся
вялыми, невнятными, плохо дифференцированными.
У глухих детей потеря слуха отрицательно
влияет не только на двигательные ощущения
артикуляторного, но и на двигательные
ощущения дыхательного аппарата. Многие
сурдопедагоги обращали внимание на особенности
двигательных ощущений глухих детей, указывая
на некоторую дискоординацию движений
у глухих, неуклюжесть и неловкость их
походки. Они объясняли это поражением
вестибулярного аппарата, а также нервных
окончаний двигательного анализатора.
По мнению И.М.Соловьева, причина скорее
в отсутствии слухового контроля при выполнении
движений. Может быть, именно поэтому глухим
детям так трудно дается овладение некоторыми
спортивными и трудовыми навыками, требующими
тонкой координации и равновесия движений.
Двигательные ощущения играют важную
роль в овладении глухими детьми устной
речью. Слышащий ребенок при ошибке или
неправильном произношении звука для
исправления пользуется слуховым контролем,
а глухой - опирается на кинестетические
ощущения, получаемые от движений артикуляторного
аппарата. Двигательные ощущения для глухих
- средство самоконтроля, база, на которой
формируется речь, особенно такие ее формы,
как устная, дактильная, мимическая(при
классической системе обучения глухих).
Осязательные ощущения (ощущения тактильные,
температурные, двигательные) у глухих
детей младшего возраста развиты плохо.
Они не умеют пользоваться этим сохранившимся
анализатором. Получив новый предмет,
они начинают манипулировать им, что несущественно
для процесса осязания, или прикасаться
к его поверхности лишь кончиками пальцев,
не используя всю поверхность ладони,
все пальцы.
Внимание-это сосредоточенность психической
деятельности человека в данный момент
времени на каком-либо реальном или идеальном
объекте.
Для неслышащих характерны неустойчивое
состояние вегетативной системы, утомляемость,
нарушение моторики, лабильность эмоциональной
сферы.